Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
статья по теме

Круглова Наталия Юрьевна

В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobsluzhivanie.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Методика формирования навыка приема пищи и культуры поведения за столом».

Правила поведения за столом.

Цель: Познакомить детей с правилами поведения за столом, научить правильно сидеть во время обеда, пользоваться столовыми приборами.

Всякому с детства известно одно незыблемое правило, которое необходимо соблюдать перед началом трапезы, - «мойте руки перед едой!». Слова эти воспринимаются как девиз, призыв, руководство к действию! И верно: оно является основополагающим, но не единственным!

Как сидеть.

Согласно правилам хорошего поведения, сидя за столом, не следует широко расставлять локти и опираться ими на край. Исключение делается лишь для женщин. Им дозволено ненадолго опереться, на стол одним локтем. Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Чтобы воспитать легкость и непринужденность, кадетов, например, учили управляться приборами, держа под мышками большие книги.

За столом не следует играть приборами или рюмками. Не стоит во всю длину протягивать свои ноги – это доставит вашим соседям неудобство.

Во время приема пищи голову позволительно лишь слегка наклонять вперед, поднимая ложку или вилку.

Приборы.

По правилам этикета нож держат в правой руке, вилку в левой. Масло для хлеба берут вилкой, а не ножом. Нож не употребляется, когда едят макароны, лапшу, желе, омлет или рыбу. Не употребляют нож, когда подают на стол мягкую мясную пищу – тефтели, котлеты…

Спагетти едят с помощью большой вилки и ложки. Техника такова: ложку держат углублением вниз, а вилкой, уперев ее в углубление ложки, наматывают макароны.

Ни в коем случае не привлекайте к себе внимания, причмокивая, прихлебывая или чавкая. Есть, и пить надо совершенно бесшумно.

Практическое задание: раздать детям нарисованные на листе бумаги изображения вилки, ножа и ложки. Украсить их орнаментом из геометрических фигур. Орнамент делается одинаковым на всех изделиях (комплект). Изделия вырезать, с готовыми приборами устраивается тренировка сервировки стола.

Десять правил едокам.

Цель: познакомить детей с правилами поведения за столом во время еды дома или в гостях, как пользоваться столовыми приборами и салфеткой.

Правило первое. Садясь за стол или вставая из-за стола, не волочите стул по полу. Нужно чуть-чуть приподнять его.

Не спешите. Люди старше вас, девочки еще не заняли своих мест, а вы уже преспокойно уселись за стол. Это грубая ошибка!

Девочки в красивых пышных юбочках, прежде чем опуститься на стул, могут осторожно разгладить их руками.

Полотняные салфетки, сервирующие стол, правильнее положить на колени, а вытирают руки и губы обычно бумажными салфетками.

Правило второе. Можно приниматься за еду. При этом соблюдается еще одно правило: сперва подают закуски женщинам. Потом мужчинам, затем девочкам и после этого мальчикам. Будет очень мило, если вы окажетесь именно таким любезным гостем, который охотно ухаживает за другими. Тянуться через весь стол со своей вилкой, чтобы достать приглянувшийся кусочек колбасы, некрасиво.

Если на блюде лежит пятнадцать пирожных, а за столом сидит семь человек, не заглатывайте разом четыре штуки. Это, наверное, понятно. Не выискивайте лучший кусок для себя. Этим самым невольно проявляется неуважение к хозяйке и ко всем гостям.

Правило третье. Во время еды нож держат в правой руке, вилку – в левой. Не нужно судорожно сжимать их в кулаке. Но и не держите их двумя пальчиками, игриво оттопырив остальные.

Никогда не берите нож в рот.

Очень некрасиво ковырять вилкой в зубах, особенно за столом. Ложку или вилку с едой подносите к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйтесь к тарелке.

Правило четвертое. Разрезая кушанье, вилку держите наклонно к тарелке.

Разрезайте не весь кусок мяса, а отрезайте кусочек и отправляйте его в рот.

Когда вы поели, но чувствуете, что через 5-10 минут приступите к продолжению трапезы, нож и вилку разместите, прислонив их к краям тарелки, соответственно справа и слева. А уже после окончания еды, чтобы дать понять, что  больше есть, не будете, нож и вилку соединяют и кладут на тарелку ручками вправо. Это знак хозяевам, что нужно убирать посуду.

Правило пятое. Когда едят молотую, рубленную, мелко нарезанную или мягкую пищу, от которой при помощи вилки легко отделяются кусочки, нож не нужен.

Без ножа, как правило, едят котлеты, тефтели, вареные овощи, вареники. Отделяют вилкой небольшие кусочки, вилку при этом обязательно держат в правой руке.

Колбасу, окорок и другие нарезанные мясные продукты кладут себе на тарелку и едят тоже при помощи ножа, отрезая небольшие кусочки. Сосиски едят ножом и вилкой, а берут руками. Рыбные, мясные и овощные салаты едят вилкой без ножа.

Ложкой можно есть: каши, творог, яичницу-глазунью, суп.

Правило шестое. Не дуйте на горячую пищу, подождите немного, пока она остынет, но если вдруг обожглись, то постарайтесь молча запить водой, а не привлекайте к себе внимание. Если вам не понравилось какое-то из угощений, то его можно оставить на тарелке, а кусок, уже находящийся во рту, спокойно прожевать и проглотить. Не вздумайте вытаскивать его или выплевывать: это неприлично.

Правило седьмое. Хлеб следует брать рукой только с общей тарелки, а не вилкой. А на просьбу передать кусочек хлеба всегда реагируйте  подачей всей тарелки с хлебом. Своей рукой передавать кусочки хлеба не принято.

Делая бутерброд с маслом, помните, что хлеб принято придерживать на тарелке, а не на весу. Ножом подцепите масло и аккуратно нанесите его на кусочек хлеба.

Соль из солонки берут на кончик ножа или специальной ложечкой.

Правило восьмое. С фруктами полагается обращаться вот так. Бананы и мандарины берут и чистят руками. А вот апельсины при помощи ножа, надрезая сверху кожицу. Абрикосы и сливы разламывают пополам, удаляя косточку. Арбуз и дыню едят при помощи ножа и вилки, а если их не подали, то просто руками. Яблоки и груши принято есть при помощи ножа, отрезая маленькие кусочки или предварительно разделив на несколько частей и удалив сердцевину.

Правило девятое. Сахар в чашке с кофе или чаем следует размешивать не слишком резко и по возможности нешумно. Ложечку обязательно вынимают из чашки или кладут на блюдце. Сахар кусочками берут щипчиками или руками, сахарный песок – специальной ложечкой.

Правило десятое. Нужно всячески стараться во время еды не кашлять, не чихать и не зевать. Если не удается сдержаться, сделайте это тихо и незаметно.

Есть надо абсолютно беззвучно. Жуйте и глотайте так, чтобы никто ничего не слышал!  Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом!  Не шмыгать носом!

Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, особенно если в трапезе участвуют несколько человек. Но разговаривать можно только с пустым ртом.

Спешить домой, как только закончилось застолье, очень неприлично. Воспитанные люди так не делают.

Собравшись уходить, попрощайтесь со всеми присутствующими и поблагодарите за приятный вечер. Начните с хозяйки дома,  а затем пожелайте всего хорошего остальным гостям, сначала старшим по возрасту, а потом тем, кто помоложе.  Только после этого оденьтесь, еще раз поклонитесь и спокойно уходите.

Пожалейте хозяев, не держите их в дверях! Попрощавшись, надо уходить!

Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.

В основе педагогической работы с детьми, с особыми потребностями, лежат как общедидактические принципы, так и специальные принципы.

Остановимся на характеристике дидактических принципов, учитывая их значимость в решении вопросов социализации детей с тяжёлой умственной отсталостью.

Главный принцип в работе с этими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса их приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, к адекватной реакции на определённые учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для этих учащихся потребностью, привычкой.

Для решения задачи подготовки детей к интеграции в общество важнейшая роль отводится таким предметам, кА социально – бытовая ориентировка и самообслуживание. В ходе их изучения, на примере близким детям жизненных ситуаций, воспитываются соответствующие правила поведения, вырабатываются положительные привычки, позволяющие, им приспособится к окружающей жизни.

Важнейшим принципом в работе с детьми, имеющими тяжёлую умственную отсталость, является принцип практической направленности обучения. Известно, что дети с тяжёлым умственным недоразвитием, обладая практическим интеллектом, способны к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходимых путей, то есть к разному действию. Этот практический интеллект по своей психологической природе отличается как от моторной одарённости, так и от теоретического интеллекта.

Содержание образования детей с тяжёлой умственной отсталостью должно базироваться на таких дисциплинах как самообслуживание, ручной труд и предметно – практическая деятельность, в период обучения в младшем возрасте. Только в ходе практической деятельности можно развивать у этих детей речь, корригировать недостатки их мышления, формировать положительные личностные качества.

Одним из основных принципов обучения детей является принцип расширения социальных связей.

Уроки по социальной адаптации проходят в виде классных занятий и экскурсий. На уроках благодаря специально созданным ситуациям, дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения.

Реализация принципа предполагает так же развитие у детей речевого общения. Известно, что само по себе накопление новых слов не ведёт к улучшению их активной речи. Даже овладев нужным словом или сложной фразой, они часто не используются ими. Это обусловлено пассивностью детей, низким уровнем побуждений к высказываниям, слабым интересом к окружающему.

Особо следует остановиться на возможностях коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта. Во многих случаях к работе с этими детьми подходят с точки зрения их тренировки, в основе которой лежит учение об условных рефлексах. Несомненно, нельзя преуменьшать роль механических моментов в воспитании этих детей, больше того она весьма значима.

В свою очередь, развитие познавательной деятельности детей положительно сказывается на их личностных качествах. На старших годах обучения подростки достаточно адекватно оценивают свою трудовую деятельность, их самооценка во многих случаях совпадает с данными, сообщёнными учителем. Они не безразлично относятся к качеству выполненной работы. Плохо справившись с заданием, огорчаются; когда же изделие получается хорошим, стараются показать его учителю или товарищу; чтобы вызвать одобрение, похвалу. Они имеют определённые понятия о социальной значимости труда, осознают необходимость участия в трудовой деятельности. Всё это говорит о личностном росте этих учащихся.

Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идёт о принципе доступности обучения. Несомненно, по отношению к детям с тяжёлой умственной отсталостью применение данного принципа – очень сложное дело, так как возможности развития у них крайне ограничены. В результате этого у многих педагогов проявляется тенденция учитывать в основном уже имеющийся уровень познавательных способностей учащихся и приспосабливать к нему учебный материал, всемерно его облегчая. Это неверная позиция. Обучение должно строится таким образом, чтобы детям приходилось, преодолевать определённые трудности, справляться с работой, требующей от них пусть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности.

Реализация принципа предполагает подбор ярких примеров и фактов из жизни самих детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций, на основе которого излагается учебный материал.

Для того чтобы дети могли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. осуществлять принцип индивидуального подхода, что, возможно, сделать только на основе предварительной дифференциации учащихся.

Учёт типологических особенностей детей различных клинических групп позволяет наиболее полно осуществлять принцип индивидуального подхода. Педагог должен учитывать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого учащегося с тем, чтобы соответственно индивидуализировать объём заданий. Этому способствует небольшое количество детей в классах, организуемый в специальных учреждениях 8 вида.

Обучение обязательно должно строится на принципе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.

Наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в процессе трудовой подготовки учащихся. Недоразвитие регулирующей функции речи у этих детей настолько велико, что часто не удаётся с помощью словесных указаний организовать их обучение. На уроках труда показывает им приёмы выполнения задания, вместе с педагогом воспитанники многократно повторяют необходимые операции, в результате чего у них вырабатываются несложные трудовые навыки.

Наглядные средства являются основными и при обучении воспитанников социально – бытовой ориентировке и самообслуживанию. В ходе проведения экскурсий, сюжетно – ролевых игр педагог стремится познакомить воспитанников с предметами и явлениями окружающей жизни. Фактически на протяжении всех лет обучения занятия по данному предмету строятся с широким использованием средств наглядности.

Целостное построение коррекционно – воспитательной работы с учащимися предполагает такую организацию учебной деятельности, когда одни и те же темы одновременно изучаются на разных уроках с помощью разнообразных средств и методов. При этом отработка определённых умений и навыков проводится в различных видах учебной деятельности.

Особенности формирования навыка самообслуживания  у умственно отсталых детей.

Формирование  у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое  воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один  из самых важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию.

При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших группах детского сада.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их жизненными повседневными потребностями.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского коллектива и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, которая  должна быть понятна. Результат, которого он достигает в самообслуживании,  нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно идти заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем он менее владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Задачи социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь в тех случаях, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится, в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения решать конкретные трудовые поручения, самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов.

Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для ребенка социально значимыми сами предметные действия и требует нового уровня овладения предметными и орудийными действиями.

Овладевая первоначальными трудовыми навыками, ребенок приобретает не только опыт предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт. У него возникают самые первые реальные мотивы поведения. Поначалу они в значительной мере ориентированы самого на себя («делаю для себя»). В дальнейшем он стремится к тому, чтобы «доставить удовольствие» и заслужить похвалу других – взрослых и сверстников.

Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не простым делом для дошкольников с нарушениями интеллекта. Уже самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должны овладеть дети. Для ребенка здесь может возникнуть два затруднения:  в определении и усвоении последовательности операций и в овладении каждой из них. В данном случае ребенок уже не может остаться на уровне понимания функционального назначения предметов или приблизительного состава действия. Он должен овладеть как структурой действия, так каждой составляющей его операцией. Таким образом, возникновение трудовой деятельности играет большую роль  в усвоении умственно отсталым ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и его логической последовательности.

Формирование элементов трудовой деятельности осуществляется на специальных занятиях и в быту, и ведется в двух направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни всего общества, воспитывают уважение к труду взрослых. С другой стороны, трудовое воспитание ведется при организации практической деятельности детей - при формировании навыков самообслуживания, на занятиях: по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

Детей специально знакомят с разными профессиями взрослых. Им не только рассказывают, но и показывают, как они трудятся: сначала в ближайшем окружении, в повседневной жизни. Затем детей знакомят с тем, как трудятся взрослые за пределами дошкольного учреждения.

Наряду с формированием представлений о труде взрослых проводится организация трудовой деятельности самих детей. На первых годах обучения особое место уделяется привитию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Эти навыки формируются на специальных занятиях и закрепляются во время всех режимных моментов. Механизм их формирования весьма сложен, так как их усвоение требует определенного уровня развития внимания, подражания, восприятия, поэтому этот раздел трудового воспитания не теряет своего значения до конца пребывания детей в дошкольном учреждении. Если обучение навыкам самообслуживания проводится правильно, с учетом развития моторики, восприятия, внимания детей, то эти занятия способствуют также формированию у детей положительного отношения к труду, желания трудиться, умения преодолевать посильные трудности, т.е. всех тех качеств, которые необходимы для дальнейшего трудового воспитания и обучения.

На первом году обучения работа заключается в привитии детям и усвоении ими элементарных правил поведения среди взрослых и сверстников и формировании жизненно необходимых навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

На втором году обучения, помимо самообслуживающего труда, дошкольников приобщают к более сложным видам трудовой деятельности: хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе.

На третьем году обучения большое значение приобретает развитие собственных трудовых умений детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказании им посильной помощи, в желании создавать самостоятельные поделки, атрибуты, приобщиться к разнообразным видам ручного труда, включая вязание, плетение, поделки из бумаги, природных материалов.

Необходимо, чтобы дети старшей и подготовительной групп проявляли заботу о младших и тех, кто в ней нуждается. Участие в посильном труде должно существенно преобразовать личностный облик ребенка с интеллектуальной недостаточностью, сформировав у него уверенность в собственных силах и избавив от чувства отгороженности от среды нормально развивающихся сверстников.

В процессе трудовой деятельности дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают формированию детей словесной регуляции деятельности.

В труде есть большие возможности, для того чтобы обучить детей планировать свои действия – что будет сделано сначала, что потом, осмысливать значение последовательности действий для достижения конечного результата, к старшему дошкольному возрасту это позволяет добиться появления элементов самоконтроля.

В предшкольный период личность ребенка должна приобрести нравственное должное развитие. Оно, прежде всего, выражается в потребности соответствовать известному нравственному эталону, заключающемуся в ориентировке на хорошее, доброе начало в каждом человеке. Также как и нормально развивающиеся дети, дошкольники с интеллектуальной недостаточностью должны стремиться  следовать моральным нормам, принятым в обществе.

Методика работы по формированию навыка мытья рук.

Основным методическим приёмом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду мыть руки – чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так», - говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребёнка, т.е. его практическое участие при выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо. Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как надо мыть руки, но всё это останется безрезультатным.

Очень важно при обучении приёму мытья рук сохранять неизменным один и тот же способ одну и туже последовательность действий.

Для того чтобы дети научились правильно и хорошо мыть руки нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

По мере формирования навыка воспитатель постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя.

В выборе методических приёмов руководства этим процессом надо постоянно учитывать степень новизны поставленной перед детьми задачи, способа её выполнения. Если задание детям незнакомо или мало знакомо, следует использовать объяснение и практический показ приёмов её реализации. Такая необходимость в показе и подробном объяснении способов действия возникает постоянно, с возрастанием круга заданий по самообслуживанию.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе мытья рук дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так: ребёнок умеет быстро и хорошо мыть руки, но не хочет никому помочь в этом.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немысленно, если воспитатель не интересуется результатами их работы. В этом случае дети быстро теряют интерес к выполнению действий.

Оценивая то, как ребёнок помыл руки недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивания в данный момент достижений ребёнка и того, что еще плохо получается. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Примерный ход урока по формированию навыка мытья рук.

«Моем руки Ане»

дети заходят в комнату, рассаживаются вокруг маленького стола, на котором уже всё приготовлено все для игры. Педагог сообщает им, что кукла Аня запачкала руки, спрашивает, что нужно сделать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают и называют с помощью взрослого необходимые для этого предметы: таз, мыло, полотенце. Педагог задаёт вопросы о каждом предмете, о его назначении. Взрослый действует неторопливо, успевает коротко комментировать свои действия: «Воду наливаю в тазик. Вода теплая. Давай ручки, Аня, надо намылить их. Вот...ручки намыливаю. Не торопись, Аня, хорошо надо намылить. А теперь смоем мыло. Вот так. Вытри руки полотенцем. Вот и чистые руки у Ани».

А затем воспитатель, предлагает детям показать Ане как они, будут мыть руки, а сам комментирует последовательность действий.

Использование дидактических игр при формировании навыка одевания – раздевания.

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

В одевании и раздевании дети 3 – го года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитатель и няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. Педагог объясняет няне, как нужно учить малышей одеваться, соблюдая при этом определённую последовательность.

Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассмотрении сюжетных картинок.

По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное воспитатель постоянно отмечает успехи детей.

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатели могут придумать сами, используя факты жизни детей групп. Дети смотрят, что делают куклы, звери вспоминают, как они сами это выполняют.

При сюжетно ролевой игре можно предложить детям одеть куклу при этом воспитатель должен комментировать последовательность и действия. Или одеть по погоде, приготовить куклу спать, т.е. переодеть её.

При выполнении тех или иных действий ребёнка необходима правильная оценка воспитателя.

Фрагмент занятия «застёгивание пуговиц».

Цель: научить детей навыку застёгивать пуговицы, стараться довести эти действия до автоматизма.

1.Орг. момент.

Приветствие.

2.Знакомство с пуговицей и петлёй.

- где можно встретить пуговицы?

- зачем они нужны?

- какие бывают пуговицы? (демонстрация пуговиц)

Если дети затрудняются отвечать на вопросы, то учитель помогает им словесно или указывая на кофту с пуговицами и т.д.

3. Основной этап.

На этом этапе учитель показывает детям, как правильно застёгивать пуговицы, а они в свою очередь повторяют эти же действия за ним на муляже.

4.Закрепление.

Игра: «Гусеница»

Учитель сообщает детям, что к ним в гости из леса приползла гусеница, но пока она ползла у неё расцепилось тело. Дети должны помочь эй и собрать её.

5.Итог.

- Чем занимались на уроке?

- Зачем нужны пуговицы?

КОНСПЕКТ УРОКА ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ

НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ И ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ»

Выполнила студентка

304 группы

Чуваева Наталия

Цель: познакомить детей с основными видами мебель; сформировать навык правильного ее использования.

Оборудование: рисунки мебели, муляжи денег, план комнаты.

Ход урока.

  1. Огр. Момент.

Учитель и дети приветствуют друг друга.(можно прохлопать слово здравствуйте по слогам)

  1. Подготовка к восприятию новой темы.

- сегодня мы с вами отправимся в магазин. А называется он – Мебельный магазин.

- чтобы узнать, что там продаётся вам необходимо будет отгадать загадки.

Под крышей – ножки,

На крыше – ложки,

А рядом с ними –

С похлёбкой плошки. (стол)

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садитесь сотни раз.

Чтобы ноги отдохнули,

Отдохни-ка ты на….(стуле)

На мне лежат, на мне сидят.

Я очень мягкий – раскладной. (диван)

Я всегда стою у стенки.

И лежат во мне штаны

Можешь куртку ты повесить

И доверить мне пальто. (шкаф)

Спишь на мне ты каждый день.

Сон твой сладкий охраняю. (кровать)

Я сестрёнка шкафа буду,

У кровати я стою.

На меня поставишь лампу

И любимую книжку свою. (тумбочка)

3. Основная часть.

- вы узнали, что там продаётся это – мебель.

- сейчас каждый из вас отправится в наш магазин и купит какую – нибудь мебель.

- а что нужно, для того чтобы что – нибудь купить в магазине?

- правильно – деньги.

Дети получают макеты денег и по одному отправляются в магазин.

- сейчас вы должны рассказать каждый о своей покупке. Как называется, какие у неё особенности и для чего нужна эта вещь.

Дети встают по одному или выходят к доске показывают свою покупку и рассказывают про неё. Учитель при затруднении рассказа задаёт наводящие вопросы. Если дети не знают назначение той или иной вещи рассказывает им об этом.

  1. Закрепление.

- где должна стоять мебель?

- правильно в комнате.

- посмотрите, на доску здесь нарисован план комнаты. В этой комнате живёт кукла Аня. Ей нужно помочь расставить мебель.

Дети по одному выходят к доске и прикрепляют свой предмет на план комнаты, а учитель советует, куда его лучше расположить.

- Аня говорит вам спасибо за помощь?

5. Итог

- в каком магазине мы сегодня побывали?

- Какую мебель мы поставили к Ане в комнату?

- зачем нужен стул? Стол? Кровать? и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.

Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»    Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на ре...

Сообщение: Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии

Сообщение:  Использование игровых приемов  в процессе формирования навыков самообслуживания  у детей с комплексными нарушениями в развитии  Важной задачей в работе с детьми с ...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.

В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....

Презентация. Формирование навыков социализации у детей с особыми возможностями здоровья в дошкольный период (3-7 лет).

Формирование навыков социализацииу детей с особыми возможностями здоровья в дошкольный период (3-7 лет)...

Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение нав...