Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».
опыты и эксперименты
Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки я начинаю формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ОС(К)ОШ №19VII-VIII видов г.Октябрьский
Доклад на ШМО
по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Подготовила воспитатель:
Кунцман Лариса Павловна
г.Октябрьский 2012-2013 уч.год
Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки я начинаю формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.
К навыкам самообслуживания и правилам поведения в быту, относятся:
• гигиенические навыки;
• навыки культуры еды;
• навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного и общего
пользования;
• навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
• навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
При формировании навыков самообслуживания я обязательно учитываю особенности развития таких детей.
Я применяю метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Использую словесную инструкцию и коррекцию действий детей. Обучающиеся знакомятся с предметами ближайшего окружения (школьной мебелью, посудой, школьные принадлежности и т.д.), учатся выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов. Моя помощь достаточно разнообразна:
• устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.
• демонстрационная - показ самого действия, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.
• наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
• физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Формирование навыков самообслуживания включает в себя:
- Формирование навыков еды: учу правильно сидеть за столом, есть аккуратно, тихо, не чавкая, убирать за собой посуду, правильно и чисто вытирать стол, т.е.«Все крошки, в ладошку.», чтобы на пол со стола не сметали.
Эти навыки закрепляются постоянно; учу и слежу, чтобы пищу брали понемногу, неплохо было бы учить пользоваться салфетками, в родной школе №19 у нас это практиковалось.
- Формирование навыков мытья рук.
Учу самостоятельно засучивать рукава, мыть руки, при необходимости лицо, правильно пользоваться мылом, полотенцем, класть туалетные принадлежности на место, мокрые полотенца просушивать, прежде чем положить в пакет. При обучении использую совместные действия ребенка и взрослого, т.е. на своем примере.
- Формирование навыков одевания.
Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Тут приходится труднее, например Эмилю все равно, как одета шапка, в какую сторону повернута, никогда не поправляет куртку и т.д., необходим постоянный контроль и помощь взрослого.
- Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.
Привлекаю детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Учу поддерживать порядок в классе: убирать и правильно складывать школьные принадлежности, игрушки после игр, обувь и верхнюю одежду. Закон- «У каждой вещи есть свое место!»
Побуждаю соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе в школу ноги, мальчикам снимать шапку при входе в помещение, придерживать дверь при входе и выходе, чтобы не стучала и т.п.),
Самое главное- учу испытывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка, обращаю внимание, на то, как хорошо, когда в классе порядок и наоборот.
Важное значение при формировании навыков самообслуживания имеет постоянное подбадривание и поощрение, потому что они дают ребенку чувство уверенности. При этом можно рассказать об ошибках, дать совет как с ними справиться в дальнейшем.
Таким образом, работа по формированию навыков самообслуживания направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на приобретение знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития, на адекватное поведение в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы по освоению элементарных математических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере занятия «Веселая математика»)
Данная презентация использована для представления опыта работы на Педагогическом совете....
Проект "Школа для родителей «Нетрадиционные упражнения для развития речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» и мастер-класс "Весёлый ветерок" 02.04.2014 г.
Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей....
7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)
Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...
Доклад на тему: «Труд, как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
Наиболее важное значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к практической общественно полезной деятельности имеет трудовое воспитание. Материал поможет педагогу подготовить дет...
Доклад на методическом объединении по теме "Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"
В докладе представлены основные формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми с нарушениями в развитии и их родителями: консультативно- рекомендательная, лекционно-просветительская; ...
Методическая разработка на тему: Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время
Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...
Формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
В докладе раскрываются основные направления социально-бытовой ориентировки детей с ограниченными возможностями здоровья, описан пример формирования навыка мытья рук у детей, показана роль семьи в этой...