Доклад на методическом объединении по теме "Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка на тему

В докладе представлены основные формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми с нарушениями в развитии и их родителями: консультативно- рекомендательная, лекционно-просветительская; практические занятия для родителей; организация  « круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Обязательным условием работы с детьми с нарушениями психофизического развития является проведение индивидуальных занятий в присутствии родителей ребенка или его законных представителей.

   Основное содержание работы специалистов, участвующих в коррекционно-педагогическом процессе, с родителями (педагогов-дефектологов, психологов):

  • основное содержание работы психолога – формирование межличностных взаимоотношений: между ребенком и его родителями, между детьми, между родителями разных детей, между родителями и другим ребенком;
  • основное содержание работы педагога – дефектолога с родителями – формирование сотрудничества между родителями и их ребенком          (сотрудничество – своеобразный этап в развитии взаимодействия матери и ребенка, предполагающий, что родители могут передать общественный опыт и сформировать у ребенка потребность перенять его. В процессе сотрудничества взрослому важно не просто обучить какому – либо действию, а  передать ребенку через это действие способы познания окружающего мира).

     Дефектолог оказывает квалифицированную педагогическую     поддержку родителям; создает условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; помогает близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребенка среду; выявляет, раскрывает и поддерживает положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребенком; формирует уверенный и спокойный стиль воспитания.

   Рассмотрим основные формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми с нарушениями в развитии и их родителями: консультативно- рекомендательная, лекционно-просветительская; практические занятия для родителей; организация              « круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия.

  1. Консультативно- рекомендательная форма работы.

   Данная форма работы включает в себя первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогическое обследования.

   На первичном психолого – медико - педагогическом обследовании с участием дефектолога, врача – детского невропатолога, психолога,  родители получают ответы на интересующие вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности обучения и т.д., и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.

   На первом приеме специалисту – дефектологу и психологу следует обратить внимание на реакцию родителей на поведение ребенка (указания, поддержка, безучастность и т.д.). При этом необходимо учитывать состояние родителей (растерянность, угнетенность, жалобы, поиск путей решения проблемы). Это важно, поскольку от психологического состояния родителей зависит тактика поведения специалиста:

      это может быть только эмоциональная поддержка, сочувствие, а также расположение родителей к себе;

      возможно, родители нуждаются в получении точной информации об отклонении в развитии у ребенка, причинах, вызвавших первичное нарушение;

      совместное составление плана дальнейших шагов для организации коррекционной помощи ребенку и т.д.

   Результат первичной психолого – медико – педагогической консультации считается положительным тогда, когда родители, прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к ним еще и еще раз за помощью.

   При повторных посещениях консультации семей, различными специалистами прослеживается динамика психофизического развития ребенка, а также эффективность предложенных при первичном посещении рекомендаций. При необходимости вносятся изменения в индивидуальные программы развития и курсы лечения.

  1. Лекционно-просветительская форма работы.

   На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей. При этом во время первой встречи им предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны им, а также предлагается дополнить список теми вопросами, которые отсутствуют, но важны для них, т.е. о чем им хотелось бы узнать.

   В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы. Лекции проводятся специалистом- дефектологом и / или психологом один раз в месяц. Посещая их, родители не только приобретают знания, но и  знакомятся с другими родителями, видят, что есть и другие семьи, перед которыми стоят похожие проблемы. Это придает родителям сил, снимает напряжение. Кроме того, слушая вопросы других, многие начинают осознавать свои проблемы, пытаясь активно искать выход из сложившейся ситуации.

  1. Практические занятия с родителями. 

   На практических занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.

   Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – лекция на определенную тему, затем – практическое занятие. Они проводятся один раз в месяц продолжительностью до полутора часов. Темы практических занятий почти всегда соответствуют лекционным.

  1. Организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников.

   Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах. Видя, что их понимают, сочувствуют, пытаются помочь, опии перестают прятаться от своих проблем. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где оформить инвалидность ребенка и т.д.), а также обозначают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.

   В подготовке и проведении бесед и « круглых столов» желательно участие психолога, который направит беседу в нужное русло, поддержит нерешительных родителей и т.д.

   Беседы проводятся и на индивидуальных занятиях и, как правило, носят личный характер. Специалист – дефектолог, выслушивая маму, ее семейные проблемы, предлагает варианты разрешения некоторых проблем. Желательно родителям беседовать с психологом.

   Два раза в году проводятся детские утренники: Новый год и Мамин праздник. В их подготовке и проведении участвуют все специалисты, музыкальный руководитель, а также сами родители. Такие праздники важны в ходе коррекционно-педагогического процесса, так как родители могут увидеть результаты своего труда, порадоваться за малыша. Кроме того, часто это является единственной возможностью для родителей выйти с детьми « в свет». Здесь они не стесняются поведения своего ребенка.

  1. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

   Работа педагога с родителями начинается с диагностики. Специалист должен понять, как родители организуют деятельность своего ребенка. Необходимо выяснить, каков характер и особенности организации предметно- игровой деятельности малыша. От этого будет зависеть содержание работы с семьей, степень активного участия родителей в занятиях и т.д. В этих целях проводится целенаправленное наблюдение за свободной игрой родителей с детьми. Проводится также анкетирование.

   На первом занятии педагог предлагает матери выбрать любую игрушку (должен быть широкий выбор от погремушек до игрушек, позволяющих организовать сюжетно – ролевые игры) и поиграть минут десять со своим ребенком. При этом ей обязательно сообщается, что специалист хочет посмотреть, как ребенок играет с близким взрослым            (чтобы родители не чувствовали себя проверяемыми). В ходе наблюдения специалисту следует обратить внимание на следующие моменты:

  • какую игрушку выбрала мама, и соответствует ли она уровню психофизического развития ребенка. На контакт взрослого с ребенком, соответствует ли он уровню развития малыша, способствует ли он формированию привязанности к взрослому. Исходя из этого, в протоколе отмечается вид игрушки и ее соответствие возможностям и интересам ребенка;
  •  на форму предлагаемого взрослым общения и ее соответствие уровню психофизического развития ребенка. В дошкольном возрасте в норме выделяются ситуативно-личностная (от рождения до шести месяцев), ситуативно-деловая (от шести месяцев до трех лет), внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет) и внеситуативно-личностная (от пяти до семи лет) формы общения;
  • на эмоциональную насыщенность общения. Экспрессия имеет огромное значение, так как внимание и доброжелательность являются постоянными компонентами содержания потребности в общении, эмоциональное восприятие окружающего мира составляет важную особенность психики ребенка раннего возраста;
  • на умение создавать ситуацию совместной деятельности. Отмечается наличие совместных действий (когда мама выполняет действие руками ребенка), частично-совместных (мама начинает, а ребенок продолжает начатое действие или наоборот) или раздельных действий (мама играет со своей игрушкой, ребенок рядом – с такой же своей);
  • на средства общения, используемые ребенком и матерью. Выделяются три группы средств общения: экспрессивно- мимические (взгляды, мимика, жесты и экспрессивная вокализация); предметно – действенные (предметные действия, локомоции и статичные позы); речевые средства общения;
  • на наличие (или отсутствие) потребности в общении как у ребенка со взрослым, так и у взрослого с ребенком по следующим критериям: первый критерий- интерес к ребенку (у ребенка - к взрослому); второй - эмоциональные проявления в адрес ребенка (взрослого); третий - действия, направленные на ребенка (взрослого); четвертый – чувствительность к отношению ребенка (взрослого);
  • на умение взрослых учитывать интересы ребенка и использовать их в решении своих задач. Специалист отмечает, учитывает ли мама интерес ребенка, решая при этом познавательные задачи, либо мам директивно предлагает игрушку, игнорируя отсутствие интереса ребенка к ней; либо мама учитывает интерес ребенка, но познавательную задачу при этом не решает ( т.е. ребенок берет машинку - мама подхватывает; ребенок  бросает машинку и «переключается» на кубики – мама также оставляет машинку и берет кубики и т.д.).

По окончании наблюдения за совместной игрой родителей с ребенком педагог предлагает маме заполнить анкету.

Представленные в ней вопросы позволяют определить:

  • тип позиции родителей по отношению к ребенку.

   Под адекватной позицией понимают такое отношение к ребенку в семье, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Тем самым родители принимают и нарушения в развитии ребенка, и самого ребенка. Принятие нарушения означает и способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка. Под принятием ребенка понимается готовность включения его в свой жизненный сценарий, в свою жизненную программу.

   Выделяются четыре типа неадекватной позиции. При первом типе неадекватной позиции ребенок и его особенности родителями принимаются, тем не менее, позиция остается неадекватной. Это определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как беспомощное существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. В результате такой позиции возникает гиперопека.

   Второй тип позиции родителей – принятие нарушения и непринятие ребенка – характеризуется отстраненностью от ребенка. Дети при подобном к ним отношении выделяются неухоженностью, они испытывают дефицит ласки и эмоционального общения.

   Третий тип позиции – непринятие нарушения и принятие ребенка. Родители всеми средствами пытаются доказать несостоятельность дефекта. При воспитании ребенка ими не принимаются в расчет его специфические особенности.

   Четвертый тип неадекватной позиции – ребенок и его ограниченные возможности родителями не принимаются. Результатом этого обычно является отказ от ребенка и лишение его права жить в семье;

  • умение родителей наблюдать за своим ребенком;
  • уверенность родителей в своих собственных педагогических способностях;
  • пути поиска помощи в проблемных ситуациях;
  • стиль воспитания и умение определять актуальный уровень развития ребенка.

   Получив данные целенаправленного наблюдения за игрой матери с ребенком и анкетирования, специалист-дефектолог определяет одну из шести тенденций поведения матери.

  • Тенденция к «изолированности».

   Мать и малыш- это два совершенно независимых друг от друга индивида. Родители не создают ситуацию совместной предметно-игровой деятельности; между ними нет эмоциональной привязанности; внимание близких взрослых направлено только на педагога. В разговоре они постоянно возвращаются к одной и той же ситуации. Малыш стремится к контактам с матерью, но сталкиваясь с ее нежеланием учитывать его интересы и откликаться на его потребности, уклоняется от взаимодействия.

  • Тенденция к «предполагаемой взаимосвязанности».

   Родители не создают ситуацию совместной деятельности, отмечается «невключение» ребенка в игру, ему отводится роль зрителя. Взрослые предвосхищают действия малыша. Матерями используются ситуативно-личностная и ситуативно-деловая  формы общения, преобладает заниженный уровень выбора игрушки, у них недостаточно сформирована потребность в общении с ребенком, они не чувствительны к детскому отношению, неадекватная позиция по отношению к малышу - как к больному, имеющему особенности в развитии и нуждающемуся в опеке, неуверенный стиль воспитания. Интересы ребенка не учитываются. Поведение взрослого характеризуется гиперопекой. Играя с ребенком, родители считают, что между ними и малышом существует тесный контакт. На самом же деле, они не понимают потребностей ребенка, а он, в свою очередь, по-настоящему не участвует в игре, т.е. сотрудничество мнимое, предполагаемое.

    При этом малыши не обращают внимания на действия матери; с предметами, предложенными ею, действуют неадекватно; у них не сформирована потребность в общении.

   Основная задача педагога -  отработка навыка «подключения» к действиям своего ребенка. Вначале учат родителей замечать, а затем и повторять действия малыша и звуки, произносимые им, и развивать в нужном направлении.

  • Тенденция к « речевой взаимосвязанности».

   Сотрудничество в предметно-игровой деятельности организовывается родителями только с помощью речи. Выбор игр и игрушек соответствует уровню детского развития, но в то же время взрослые не подходят к детям, чтобы показать способ действия с игрушкой, обращение к ребенку носит директивный характер. Они не используют предметные действия в качестве средств общения с ребенком, у них не сформирована потребность общения с ним (отсутствуют эмоциональные проявления, предметные действия, направленные на ребенка, и чувствительность к отношению малыша), отмечается неуверенность в своих педагогических способностях.

   В ходе игры ребенок часто игнорирует, не замечает навязываемые мамой нежелательные действия, играя самостоятельно и по-своему. У некоторых из детей отмечается эхолаличная речь. Потребность в общении не сформирована. Дети действуют неэмоционально, изредка пользуясь предметно-деловыми средствами общения.

   Основная задача специалиста-дефектолога- научить взрослых создавать ситуацию совместной деятельности с ребенком. Обучение совместным действиям ведется следующим образом. Взрослый берет кисти малыша, сидящего в позе « ребенок спиной ко взрослому», в свои и все необходимые действия выполняет сам его руками. По мере освоения ребенком  действия взрослый захватывает лучезапястный сустав для направления основного движения детской руки и постепенно ослабляет давление на руку. В дальнейшем взрослый держит свою руку на весу, не касаясь руки ребенка, как бы страхуя его. На первых занятиях эти приемы демонстрирует специалист, а затем просит маму сделать также. Если у мамы не получается, педагог становится сзади, берет ее и детские руки в свои и выполняет действие. В работе используются и видеоматериалы.

  • Тенденция к «молчаливому соприсутствию»

   Родители, вступая в совместную предметно- игровую деятельность с ребенком, используют частично-совместные действия. Тем не менее сотрудничество неадекватно, так как близкие взрослые ориентируются на интересы ребенка, не решая при этом познавательных задач. Они предлагают детям ситуативно-деловое общение, пользуясь при этом деловыми и речевыми средствами. Выбор игрушки предоставляется самому малышу. Для взрослых характерна несформированность потребности в общении с ребенком, неадекватная позиция по отношению к ребенку (мама считает его больным) и неуверенность в своих педагогических способностях.

   Малыши этой матери спокойны. Дети сами выбирают игрушку, затем передают ее маме. Они практически не обращаются за помощью к взрослому, могут подолгу однообразно выполнять какое-либо игровое  действие, при этом не ожидая оценки со стороны матери. Дети пользуются только предметно-действенными средствами общения.

   Основная задача специалиста-дефектолога- формирование чувствительности по отношению к ребенку. Кроме того, педагог формирует адекватную позицию по отношению к ребенку, умение решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия, эмоциональность взаимодействия; уверенный стиль воспитания.

  • Тенденция к «влиянию и взаимовлиянию».

   Для родителей характерно умение организовать совместную предметно-игровую деятельность, осуществляемую через частично- совместные и раздельные действия. Несмотря на это, сотрудничество неадекватно, так как взрослые завышают возможности ребенка, учитывают его физиологический возраст, а не реальный уровень психического развития, чаще всего предлагая эмоциональное ситуативно-деловое общение с элементами внеситуативно-познавательного, вербального. Несформированность потребности в общении с ребенком (отсутствие чувствительности взрослого к отношению ребенка) проявляется в завышенном уровне выбора игрушек, настаивании на продолжении своей игры. У этих родителей адекватная позиция по отношению к особенностям развития ребенка, уверенный стиль воспитания.

   Дети с желанием откликаются на предложение матери поиграть, но часто отказываются играть теми игрушками, которые предлагают родители, стараются играть по-своему. На замечание или требование мамы, не совпадающее с желанием ребенка, могут бросить в нее игрушкой, поломать ее постройку, лечь на пол, кричать и бить ногами. Эти малыши эмоционально реагируют на стихи и потешки, подвижные игры. Потребность в общении сформирована не полностью. Дети пользуются всеми средствами общения, но при этом в речи отмечаются звукоподражания или упрощенные слова. Если у них возникают проблемы, они обращаются не к маме, а к педагогу, трогая его одежду, беря его руки, и как бы приглашают продолжать действие, помочь выполнить его, при этом призывно смотрят на специалиста.

   Основная задача педагога – формирование потребности в общении с ребенком, т.е. научить взрослого чувствовать, как ребенок относится к нему. При снижении требований, соответствии их уровню развития ребенка, формировании его мотивационно-потребностной сферы и как результат- ожидание объективной оценки своих действий и себя в целом, родители изменяют собственное отношение к нему и его действиям. Специалист обучает родителей приемам, формирующим потребность ребенка в оценке действий со стороны близкого взрослого. Первоначально за любое выполненное задание взрослый обязательно хвалит малыша, гладя его по голове, обнимая за плечи, глядя в глаза, улыбаясь. Далее специалист дефектолог хвалит малыша только за правильно выполненное задание. Еще позже он как бы «задерживает» на 10-15 минут свою оценку, заставляя ребенка тем самым поднять глаза на взрослого, как бы говоря «Чего же ты молчишь, я ведь уже сделал». С этого момента педагог (а затем мама) уже может давать, как положительную, так и отрицательную оценку выполняемому заданию. После исправления обязательно должна быть положительная оценка.  

  • Тенденция к « активной взаимосвязанности».

   Поведение взрослого характеризуется умением организовать совместную предметно-игровую деятельность, осуществляемую через частично-совместные и раздельные действия. Родителями предлагаются ситуативно-деловая или с элементами внеситуативно-познавательной формы общения, выбор игрушки соответствует уровню развития ребенка и интересен последнему. Матери пользуются всеми средствами общения, отмечается эмоциональность общения, сформированность потребности в нем, адекватная позиция по отношению к ребенку, уверенный стиль воспитания.

   Малыши активно откликаются на предложение мамы поиграть, ожидают оценки своих действий с ее стороны, постоянно обращаясь к ней, часто заглядывая в глаза, эмоционально реагируя на потешки и стихи, рассказываемые взрослыми. У детей сформирована потребность в общении, озвучивают свои действия, задают вопросы взрослому, просят поиграть еще.

   По окончании первичного психолого-педагогического обследования ребенка, наблюдения за игрой матери с ним и анкетирования специалист-дефектолог проводит беседу с родителями, выясняя, что вызвало их беспокойство и привело на консультацию; кто посоветовал; что ожидают родители от консультации - получит документальное подтверждение диагноза, определить уровень развития ребенка и его соответствие норме, подобрать тип дошкольного учреждения, получить рекомендации, чем и как нужно заниматься с малышом; выяснить любимые игрушки ребенка, чем ребенок любит заниматься, в какие игры играет, с кем; как пошел в ясли (для повещающих дошкольные учреждения),какие отношения с детьми в группе; во что любит играть во время прогулок, играет ли с другими детьми на улице, к кому тянется (к ровесникам, к более младшим или старшим детям); что волнует в данный момент, каким видится будущее ребенка.

   В ходе беседы определяется состояние родителей (растеряны или надеются на улучшение ситуации, жалуются и отрицают помощь, планируют дальнейшую жизнь, ищут способы решения возникающих проблем); обращается внимание на характер вопросов и высказываний родителей.

   О растерянности взрослых (родители, для которых характерна тенденция к « предполагаемой взаимосвязанности») свидетельствуют вопросы, которые они задают: « Почему это произошло? Как сказать об этом родственникам? и т.д. На первых занятиях эти родители не способны воспринимать объяснения педагога, поэтому специалист работает самостоятельно с ребенком, а маму просит записывать, что происходит на занятии. Первоначально от родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия дефектолога и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т.д. В начале последующих занятий специалист прост показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось и что не получилось. Поняв причину неудачи матери, изменяет характер задания или его смысл.

   Родителей, которые разочарованы в своем ребенке, которые отрицают его нарушения (характерна тенденция к « речевой взаимосвязанности» или взаимосвязанности по типу « молчаливого соприсутствия») характеризуют высказывания типа: « Этого не может быть… Я не знаю, что с ним делать…» или, наоборот, « Он умеет все» и т.д. Маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого дефектологом, например, в катании машины, мяча друг другу, в проведении подвижных игр типа « У медведя во бору», в прятки с колокольчиком и т.д. При этом активно участвуют все трое: дефектолог вместе с ребенком (как одно целое) и мама напротив (как партнер по игре). Через несколько занятий специалист предлагает поменяться местами (маме вместе с малышом). Теперь ребенок находится спиной к маме, которая, обхватывая малыша руками, держит его руки в своих и выполняет все необходимые движения вместе с ребенком как одно целое.

   Для взрослых, учитывающих состояние ребенка и включающих его в собственный жизненный сценарий (тенденция к взаимосвязанности по типу « молчаливого соприсутствия»), характерны вопросы типа: « Где будет обучаться ребенок? Что потребуется от нас в связи с изменениями в жизни ребенка?» и т.д. Первые занятия с ними проводятся также, как с родителями, о которых говорилось выше.

   Близких взрослых, пытающихся найти способы решения проблем воспитания (характерна тенденция взаимосвязанности по типу «влияния и взаимовлияния»), отличают вопросы типа: «Что необходимо делать в ближайшее время? Чем и как заниматься?» и т.д. Специалист активно вовлекает маму в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое упражнение. Далее, объясняя цель, он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист сам приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком, и объясняя причины неудачи.

   Начиная коррекционно-педагогическую работу, дефектолог составляет индивидуальную программу развития ребенка, которая состоит из двух частей: индивидуальная программа обучения ребенка и индивидуальная программа работы с близким ребенку взрослым. Содержание индивидуальной программы работы с близким ребенку взрослым будет зависеть от тенденции поведения родителей при организации предметно-игровой деятельности ребенка.

   Перед педагогом стоит задача научить маму наблюдать, замечать появление нового в развитии ребенка в процессе каждодневного общения, делать выводы.

   Работа по обучению родителей навыкам наблюдения за ребенком проводится поэтапно:

  • сформировать первоначальный навык наблюдения в процессе ведения дневниковых записей;
  • научить взрослых делать выводы из наблюдений под руководством специалиста. На первых порах специалист объясняет причину появления нового умения и его значение для развития ребенка. Затем, после того, как мама начнет сама задавать вопросы,  типа « Почему он (она) так сделал? Что это значит?», дефектолог прекращает объяснения и словесно предупреждает появление новых умений и навыков у ребенка.  
  • научить взрослых самостоятельно делать выводы из наблюдаемых явлений. Специалист-дефектолог дает родителям специальную литературу, из которой они могут узнать о психическом развитии ребенка определенного возраста, имеющего то или иное нарушение, об особенностях его развития.

   Содержание работы по повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей включает:

  • знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребенка (лекции, беседы, литература);
  • объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье (совместно с родителями для каждого малыша составляется режим дня, говорится о необходимости выработки единых требований к ребенку);
  • обучение родителей приемам формирования навыков самообслуживания и опрятности в определенные возрастные периоды;
  • знакомство родителей с различными видами игрушек и игр и этапами формирования игровой деятельности, объяснение родителям роли игры в развитии ребенка.
  1. Подгрупповые занятия.

   На завершающем этапе работы с родителями педагог проводит подгрупповые занятия: двое детей и две мамы. Подобные занятия возможны лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях. Родители, воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между взрослыми. Именно на подгрупповых занятиях специалист-дефектолог обучает родителей умению налаживать контакт своего малыша с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой. В проведении подгрупповых занятий желательно активное участие психолога (возможно использование игротерапии и т.д.).  

   

   

 

     

   

   

   

   

   

     

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...

Памятка для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

«Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию....

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Дистанционные формы взаимодействия с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

Статья об используемых в нашем детском саду дистанционных форм взаимодействий с родителями....

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

                                                Одной...