Дистанционные формы взаимодействия с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
статья на тему

Акатова Эльвира Валерьевна

Статья об используемых в нашем детском саду дистанционных форм взаимодействий с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 57.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные формы  взаимодействия с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

Акатова Эльвира Валерьевна, учитель-логопед ГБДОУ д\с № 21, Колпинского район г. Санкт-Петербурга

Специалисты по коррекционной педагогике [1,3] считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребёнку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи. Поэтому, оказание высококвалифицированной  коррекционно-педагогической  помощи  детям  с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольный период  является важным условием, обеспечивающим успешное обучение в школе. Но необходимо помнить, что залог  успешности  коррекционного  воздействия  зависит  не  только  от квалифицированной работы  специалистов детского сада,  но  и от  родителей  и  других  членов  семьи.

Проведенный анализ  коррекционно-образовательной  деятельности  в нашем детском саду,  позволил    выделить  ряд  факторов,  которые  подтверждают  актуальность  проблемы взаимодействия детского сада с семьёй:    

  • недостаточное  включение  родителей  в  совместный  с  педагогами  коррекционный  процесс;
  • неведение  и  неосознанное  восприятие  проблем  речевого  и психического развития  детей;
  • низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.

На актуальность данного направления в работе указывает   Федеральный государственный образовательный стандарт [2]. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе дошкольные образовательные учреждения постепенно превращаются в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Формы работы с родителями, применяемые в нашем учреждении, многообразны. Есть традиционные – тестирование, анкетирование,  индивидуальные консультации, дни открытых дверей, выступления на логопедических собраниях, открытый показ совместной деятельности с детьми, семинары-практикумы, тетради взаимосвязи специалистов с родителями «Советуем выполнить дома». А также, для взаимодействия с родителями,  мы активно используем современные - дистанционные формы работы – создание странички группы в социальной сети.

Наличие такой страницы группы в социальной сети предоставляет родителям возможность оперативного получения такой информации как: новости,  расписание занятий, рекомендации по развитию речи, сведения о проводимых мероприятиях и о  многом другом.

Данная форма работы с родителями не исключает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации.

На групповой странице созданы  следующие разделы: «Текущая лексическая тема»,  «Обучающие презентации»,  «На пути к успеху! »,  «Важная информация»,  «Это интересно!», «Задайте мне вопрос».

В разделе «Текущая лексическая тема» размещены дидактические игры, упражнения, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, проводимые педагогами группы в течение недели. Рекомендации по каждой лексической теме вывешиваются на страничку группы в начале недели, чтобы родители  могли в игровой форме  развивать  лексико-грамматический строй речи  ребёнка параллельно с логопедом и воспитателями.

В разделе «Обучающие презентации» размещены авторские мультимедийные презентации, сделанные в программе МС PowerPoint. Эти презентации представляют собой подборку игр для развитий фонетико-фонематических процессов  в домашних условиях. Эти игры позволяют в игровой форме закреплять полученные знания в детском саду.   Отличительной особенностью данного вида презентации является её интерактивность, т.е. возможность взаимодействия с изображением. Ребёнок работает на компьютере, кликая на картинки. Так как в качестве  эффекта  анимации использую триггеры, то это позволяет   передвигать изображения. Благодаря использованию триггеров ребёнок становится активным участником образовательного процесса.

Работать с презентациями детям и родителям удобно. Так как презентации имеют продуманную навигацию. Используются кнопки-гиперссылок,  позволяющие вернуться на слайд с оглавлением, пройти на следующий слайд или вернуться на предыдущий. Так же каждая игра снабжена подробной инструкцией, поясняющей как грамотно её провести.

Моим детям эти игры-презентации очень нравятся. Так как используется легкая и интересная подача материала при помощи какого-нибудь сказочного героя.  Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у ребёнка огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают его  внимание.

 Перед работай с презентациями родителям даётся ряд советов:

  1. Сначала родители должны самостоятельно просмотреть презентацию.
  2. Не играть во все игры, предложенные в презентации, а распределить их на несколько   дней.
  3.  Родители должны стимулировать речь ребенка. Добиваться, чтобы он отвечал полными предложениями. Если ребёнок затрудняется ответить, то ему необходимо задавать наводящие, уточняющие вопросы.
  4.  Помните, что время нахождения ребенка за компьютером не должно превышать 10 - 15 минут.

В разделе «Важная информация» помещены следующие материалы:

  • информация о реализуемой образовательной программе;
  • о задачах и содержании логопедической работы на данный учебный год;
  • о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели;
  • о мероприятиях, происходящих в образовательном учреждении.

В разделе «Это интересно!»  подобраны статьи по следующим темам:

  • «Развитие речи в онтогенезе»;
  • «Причины нарушения устной и письменной речи»;
  • «Последствия несвоевременной коррекции»;
  • «Почему надо ходить на консультацию к врачу-неврологу»;
  • «Мозжечковая стимуляция – что это такое»;
  • «Как развивать равновесия»;
  • «Нейродинамические игры и упражнения для ребёнка и мамы»;
  • «Нейродинамические игры и упражнения для ребёнка и папы»;
  • «Игры, развивающие старт- и стоп-сигналы».

Также в этом разделе воспитатели и педагог-психолог оставляют свои рекомендации по своим направлениям работы.

В разделе «На пути к успеху!» размещены следующие видеоматериалы:

  • видео-ролики, на которых  показаны  основные артикуляторные упражнения с подробными комментариями к их выполнению;
  • видеоматериалы по автоматизации поставленных звуков;
  • видеоконсультация, обучающая правильному физиологическому дыханию   и   длительному речевому выдоху;
  • видеоконсультация, обучающая, как можно развивать равновесие у ребенка дома.

На упомянутой выше видеоконсультации показано, как можно проводить артикуляторную гимнастику, сидя на фитболе. Располагаясь на таком «стуле» (фитболе), ребёнок вынужден удерживать равновесие с помощью двух своих ног.  Автоматизируя звук, ребёнок продолжает сидеть на фитболе. Взрослый  перебрасывается с ним мячом. При этом родитель даёт ребёнку задание. Например, перебрасывая мяч, повторять за ним только слова со звуком [c].Такое неустойчивое положение способствует активизации вестибулярной и проприоцептивной системы ребёнка.

Раздел «Задайте мне вопрос» создан для обмена сообщениями между родителями и педагогами группы. Сообщения можно оставлять либо в данном разделе или отправлять в личные сообщения  данной социальной сети. Такое дистанционное консультирование позволяет педагогам осуществлять обмен сообщениями или документами без применения бумажных носителей. Кроме обычного текста существует возможность передать звуковые сообщения, изображения, документы. Педагоги, взаимодействуя с родителями,  отвечают на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, дают необходимые рекомендации.

Кроме того, педагог может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: карточки по автоматизации поставленных звуков, наглядные средства обучения. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательное учреждение.

На стене сообщества нами организован обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями. Таким образом, родители становятся активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

Описанные дистанционные формы взаимодействия с родителями хорошо зарекомендовали  себя, получили положительные отзывы, как со стороны детей, так и со стороны их родителей. Но мы не останавливаемся на достигнутом, а считаем необходимым искать новые пути и способы привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ.

Список литературы

  1. Лалаева Р. И. Нарушения чтения. – СПб, 2002.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

Инвалидность – это ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалид...

Программа по учебному предмету "Основы вокального исполнительства" (ПО.01.УП.01) Для детей имеющих ограниченные возможности здоровья (срок реализации программы 4 года)

Полноценное дополнительное образование детей с ОВЗ важно для становления их активного участия в жизни, и дальнейшей трудовой деятельности....

Социальная сеть как дистанционная образовательная технология для детей с ограничениями возможностей здоровья

в статье рассматривают особенности различных социальных сетей как платформ для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание преподавателем сообществ по учебным дисцип...