Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.
методическая разработка по теме

Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.

Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только не владеют формами контакта, но и не испытывают потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий: он проявляется в виде полной отрешенности от происходящего вокруг. В связи с этим выделяют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.

Эти проявления позволили квалифицировать данный вариант аутического дизонтогенеза как регрессивный. Нозологически здесь может идти речь о злокачественно текущей шизофрении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.

Навыки самообслуживания, которые необходимо сформировать у ребенка:

1. Сама ест ложкой обычную пищу.

2. Пьет из чашки, держа ее одной рукой.

  1. Сует руки в воду и, подражая взрослым, водит по лицу мокрыми руками.
  2. Сидит на горшке или детском стульчике 5 минут.
  3. Стягивает носки.
  4. Просовывать руки в рукава, а ноги в штанины брюк.
  5. Надевает шапку и снимает ее.
  6. Снимает обувь, если она расстегнута (расшнурована).
  1. Снимает расстегнутую куртку.
  2. Снимает расстегнутые штаны, юбку.
  3. Застегивает и расстегивает застежку-молнию.
  4. Просится на горшок, используя слова, жесты.

Уважаемые родители! Чему бы Вы не учили ребенка, начинайте с совместных действий, повторите эти действия большое количество раз. После многократных повторений попробуйте совместно-раздельное действие: начинаете вместе, а заканчивает ребенок сам. Постарайтесь придерживаться следующих правил:

-         указание произносите тогда, когда ребенок смотрит на вас;

- указание произносите медленно; указание должно быть ясным (используйте слова,  которые ребенок хорошо понимает);

  1. указание должно быть кратким (то есть состоять из одного - двух предложений);
  2. указание сочетайте с демонстрацией; демонстрируйте медленно и с надлежащим преувеличением;
  3. выполняйте задание вместе с ребенком. После объяснения и показа возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия;

Поощрение следует сразу же за выполнением.

Умывает лицо

Поставьте ребенка перед зеркалом, чтобы он видел, что делает. Сначала лучше это делать после еды — чтобы ребенку была яснее цель умывания. Мыло нельзя использовать до тех пор, пока она не научится пользоваться фланелькой для умывания. Замочите фланельку, сложите ее и оберните вокруг руки ребенка, сделав из нее нечто вроде рукавицы. Награду держите наготове.

Первая часть программы

 Встаньте позади ребенка. Возьмите своей рукой его руку и пройдите вместе с ним все перечисленные ниже шаги, сопровождая каждый шаг словесным указанием.

  1. Потрите фланелькой одну его щеку. Скажите: «Умой щеку!»
  2. Потрите подбородок. Скажите: «Умой подбородок!»
  3. Потрите другую щеку. Скажите: «Умой щеку!»
  4. Потрите верхнюю губу и рот. Скажите: «Умой рот!»
  5. Потрите нос. Скажите: «Умой нос
  6. Потрите лоб. Скажите: «Умой лоб!»

Скажите: «Молодец! Ты умыл лицо!» — и вручите ему награду.

Вторая часть программы

После того как ребенок научится умывать лицо с вашей помощью, начните его шаг за шагом обучать ее делать это самостоятельно.

1.        Взяв своей рукой руку ребенка, пройдите с ним вместе шаги 1-5 первой части
программы. Затем уберите свои руки и скажите: «Умой лоб!» Укажите на его лоб своим пальцем. Если нужно, направьте ее руку.

2.        Уберите свою руку после окончания шага 4. Скажите: «Умой нос!» — и покажите
на его нос своим пальцем. При необходимости направьте его руку. Когда он вымоет
нос, укажите на его лоб и скажите: «Умой лоб!», а по окончании скажите: «Молодец!
Ты вымыл лицо!» — и вручите приз.

3.        Продолжайте занятия, убирая свою руку на шаг раньше каждый раз, когда
ребенок овладевает очередным шагом, и делайте так до тех пор, пока ребенок не
научится умывать все лицо самостоятельно. С этого момента показывайте только пальцем на соответствующую часть его лица.

4.        Постепенно переставайте помогать — все меньше и меньше показывайте пальцем,
но пока еще давайте словесные указания. Когда он будет в состоянии умываться лишь
с помощью словесных указаний, постепенно (по одному) убирайте и их, пока ребенок не научится умываться без какой бы то ни было помощи с вашей стороны.

Программа формирования навыков самостоятельной еды и мытья рук.

Формируемый

навык

Действия, входящие в состав навыка

Способы формирования навыка

Самостоятельная еда

Знать свое место за столом

Во время завтрака подводить ребенка к одному и тому же месту. Взрослый отодвигает стул, хлопает по сиденью рукой: «Сядь». Так как такой ребенок не всегда сидит за столом продолжительное время, то сажайте его так, чтобы он самостоятельно не мог уйти со своего места. Например, посадите ребенка в уголок у стены или у шкафа, а сами садитесь рядом.

Умение держать ложку

Для того, чтобы обучение было эффективным, ребенок должен быть голодный! Доступ к еде вне стола надо прекратить.

Так как ребенок может брать и бросать любые предметы, взрослый вкладывает ложку в руку ребенка и удерживает 5-10 секунд. Добиваемся удержания ложки как можно дольше. Можно использовать то, что ребенок любит.

Взрослый должен находиться сзади или сбоку от ребенка.

Умение зачерпывать ложкой жидкую пищу из тарелки

Как правило дети с РДА проявляют интерес к воде. В емкость с водой поместить небольшие объемные предметы. На занятиях мы используем пенопластовые или поролоновые мячики, грецкие орехи. Взрослый вкладывает ложку в руку ребенка, удерживает руку ребенка в своей, вылавливает мячики и переносит их в пустую емкость.

Подносить ко рту полную ложку

Это действие отрабатывается непосредственно во время еды. Мама вкладывает ложку в руку ребенка, удерживает руку ребенка в своей, зачерпывает еду, подносит ложку ко рту ребенка.

Взрослый стоит за спиной ребенка и направляет его руку!

                                             Мытье рук.

Последовательность действий, составляющих мытье рук:

- Засучить рукава

- Открыть кран

- Намочить и намылить руки

- Сполоснуть руки

- Закрыть кран

- Вытереть руки полотенцем

Каждый раз при мытье рук произносится потешка «Моем руки». Интонацией выделяют глаголы, так как в данном случае мы обращаем внимание именно на последовательность действий.

Формирование самостоятельного мытья рук начинаем с того, что добиваемся самостоятельного выполнения последнего действия. Это вытирание рук полотенцем. Когда это действие будет освоено, добиваемся  самостоятельного выполнения предыдущего действия – закрывание крана.

«Моем руки».

Руки чтоб помыть, сперва

Мы засучим рукава.

Мы на «раз» откроем кран.

Мыло мы возьмем на «два»,

Намочив его едва.

Мыло мы назад положим

И намылим нашу кожу.

Наконец на счете «три» -

Появились пузыри.

На «четыре» мыло смоем,

Аккуратно кран закроем.

А на «пять», а на «пять» станем руки вытирать.

Чистит зубы

Возьмите мягкую детскую зубную щетку. Если щетка окажется слишком жесткой, подержите ее под горячей водой, и она станет мягче. Сначала паста не нужна. Учите ребенка пользоваться щеткой без пасты. Помогать ребенку удобнее, стоя у него за спиной. Щетка должна двигаться в направлении роста зубов: вниз, когда чистятся верхние зубы, и вверх, когда чистятся нижние. Награду держите наготове.

 1. Скажите: «Покажи свои зубки! Посмотри, как я показываю!» Улыбнитесь, не разжимая зубов. Потом скажите: «Отлично, я вижу твои зубы».

  1. Поместите зубную щетку на внешнюю сторону зубов ребенка. Начните чистить их, двигая щетку вверх-вниз. Скажите: «Чистим вверх-вниз!»
  2. Выньте щетку изо рта ребенка и разверните его кисть так, чтобы теперь щетка была обращена к правой стороне его рта. Поместите щетку на зубы и начните чистить, правую сторону, двигая щетку вверх-вниз.

Проделайте шаги с 1-го по 3-й, помогая ребенку удерживать щетку.

  1. На протяжении 4-5 уроков делайте шаги с первого по третий, держа своей рукой кисть ребенка.
  2. На протяжении 4-5 уроков делайте шаги с первого по третий, держа своей рукой предплечье ребенка.
  3. На протяжении 4-5 уроков делайте шаги с первого, по третий! держа своей рукой локоть ребенка.
  4. Уберите свою руку, давайте только словесные указания.

Снимает штаны

Начните с коротких штанишек или трусов на резинке. Их снимать легче всего.

Сначала учите ребенка снимать штанишки или юбку, когда он разут. Так будет легче.

Если штанишки застегиваются на пуговицы, кнопки или молнию, расстегни те их сами.

Пусть ребенок сначала будет стоять, так как спускать штаны легче стоя, чем сидя. Затем обучайте его снимать штаны сидя, на чем бы он ни захотел сидеть — на полу, кровати или стуле.

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор пока он успешно не справится без вашей помощи, затем переходите к следующему шагу. Держите наготове награду.

Ваши действия:

1. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек. Попросите его сесть и снимите одну штанину. Скажите: «Сними штанишки!» Поместите ее руки на штанину и, положив свои руки на его, помогите стянуть штанину со второй ноги и дать штаны вам. Затем скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»

Примечание: при каждом последующем снимании нужно начинать с одной и той же ноги.

2.        Когда ребенок стоит, спустите ее штаны до лодыжек, а затем допросите его сесть.

Скажите: "Сними штанишки!" Поместите его руки на штанину и помогите стянуть ее с одной ноги. Побудите его снять штаны со второй ноги и дать их вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»

  1. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до колен и поместите его руки с двух сторон на пояс штанишек большими пальцами внутрь. Скажите: «Сними штанишки!», затем положите свои руки на его и помогите спустить штаны до лодыжек. Побудите его сесть. Теперь он сам сможет снять штанишки и дать их вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штанишки!» Вручите награду.
  2. После того как ребенок научится самостоятельно снимать штанишки, когда они спущены до колен, начните помогать ему снимать их от середины бедер, затем от бедер и наконец, от талии.

 5. Помогайте все меньше и меньше, пока ребенок не научится самостоятельно
спускать штанишки вниз и снимать их при условии, что вы предварительно расстегиваете их.        

Программа формирования навыков опрятности: приучение к горшку.

1.Отказаться от памперсов, пока только в домашней обстановке

2.Приурочить поход в туалет к определенным моментам:

- сразу после того, как ребенок встал,

- после завтрака дома,

- перед выходом на прогулку, и т.д.

3. Зафиксировать, как часто ребенок ходит в туалет «по-маленькому» и «по-большому»; составить график высаживания на унитаз или горшок. Проследить за ребенком, чтобы определить жесты, мимику или другие особенности поведения перед тем, как он «собирается» сходить в туалет.

Время наблюдения должно составлять не менее 2-3 недель.

4. Важно, чтобы время, которое ребенок просидит на горшке, было чуть меньше времени, которое ребенок может выдержать на одном месте.

5. Важно, чтобы ребенок встал с горшка не по собственной инициативе, а его поднял взрослый.

6. Придумать систему поощрений! Например: дать в руки шуршащий пакетик, разрешить поиграть с водой в раковине или в ванной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»    Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на ре...

Сообщение: Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии

Сообщение:  Использование игровых приемов  в процессе формирования навыков самообслуживания  у детей с комплексными нарушениями в развитии  Важной задачей в работе с детьми с ...

Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение нав...

Презентация "Формирование навыков самообслуживания у детей 4-5 лет"

В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую са...