Формирование навыков поведения у детей в экстремальных ситуациях
методическая разработка по психологии на тему

Меркулова Людмила Юрьевна

Важным направлением в работе по формированию навыков поведения в экстримальных ситуациях является формирование у детей навыков правильного поведения в опасных ситуациях. Сделать это можно с помощью тренинговых занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование навыков поведения  у детей в  экстремальных ситуациях»

Подготовила педагог-психолог

МОУ СОШ с.Талица

Елецкого района Липецкой обл.

Важным направлением в работе по формированию навыков  поведения в экстримальных ситуациях  является формирование у детей навыков правильного поведения в опасных ситуациях. Сделать это можно с помощью тренинговых занятий.

Тренинговые  занятия направлены на формирование нового опыта, укрепление  позитивной  самоооценки, формирование  духовно — нравственных ориентиров. Участники не только получают информацию, но и как бы "примеряют" ее на себя; моделируют новые способы поведения, глядя на других участников группы; ищут наиболее эффективные приемы действия и взаимодействия в типовых жизненных ситуациях,понимания, что многие опасности возникают из-за неправильного поведения подростков, убеждениясь  в том, что стремление избегать или  минимизировать опасность не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения; формировать убеждения.

  Программа мини- тренинга безопасного поведения для учащихся начальных классов  

«Один на улице»

Цель: формировать навыки безопасного поведения учащихся в экстремальных ситуациях,

укреплять позитивную самооценку, развивать негативное отношение к употреблению ПВА.

стулья по количеству учащихся расставлены полукругом.

Первая ситуация. Действующие лица:

Ведущий ( психолог).

Библиотекарь.

Секретарь школы.

Фармацевт из аптеки.

Продавец в магазине.

Незнакомая женщина

Ведущий (обращаясь к добровольцу).

И так, представь себе такую ситуацию. В школе закончились уроки, и ты один вышел на улицу, на которой есть аптека, школа, магазин, автобусная остановка. Ты идёшь домой, и вдруг... к тебе подходит незнакомая женщина.

Женщина выходит на сцену и подходит к ребенку.

 Женщина. Здравствуй... (называет ребенка по имени). Я подруга твоей мамы, она попросила проводить тебя домой, и взять у вас дома её документы.

 Ведущий. Что ты будешь делать?

Ребёнок. Хорошо пойдёмте!

После показа этой сценки идёт обсуждение, в результате которого дети приходят к выводу, что нельзя идти с незнакомым человеком, на его предложение надо ответить решительным отказом и при первой возможности зайти в ближайшее общественное учреждение и позвонить родителям. Далее ситуация проигрывается с возможными вариантами отказа:

-Извините, я забыл в школе сменную обувь и должен вернуться;

-Извините, но я сейчас иду не домой, а библиотеку;

-Я с вами не пойду, мне мама не разрешает ходить с незнакомыми людьми...

После проигрывания вариантов отказа дети разыгрывают ситуацию дальше.

Ребенок заходит в выбранное им общественное заведение.

Ребенок. Разрешите мне позвонить

Один из персонажей. Не разрешу.

Ведущий. Ребята, как нужно попросить взрослого, что бы в такой ситуации тебе разрешили позвонить?

Дети. Надо попросить вежливо и подробно объяснить ситуацию.

Ведущий. Итак, тебе разрешили позвонить, а знаешь ли ты рабочие телефоны своих родителей?

Ребенок. Нет.        

Ведущий, (обращаясь к детям) А вы. знаете? Поднимите руки те, кто знает номера рабочих телефонов своих родителей...

Дети выполняют просьбу.

Ведущий. Молодцы! Остальным нужно срочно узнать и выручить номера этих

телефонов.

Ведущий. А если у родителей нет на работе телефона, что вы будете делать?

 Дети. Тогда нужно позвонить в милицию! Ведущий. Молодцы ребята, с этой ситуацией вы справились.

Вторая ситуация.

Действующие лица

Ведущий

Секретарь

Продавец

Незнакомый мужчина с машиной

Женщина на остановке

Милиционер

Ведущий. Попрошу подойти одного из вас ко мне. (Обращается к вышедшему ребёнку.) Представь себе такую ситуацию: ты идёшь из дома в магазин и вдруг...

Из-за кулис выезжает мужчина на машине.

Мужчина. Девочка (мальчик), ты знаешь, где находится   детская поликлиника?

Ребёнок. Знаю.

Мужчина. Ты не можешь сесть в мою машину и показать мне дорогу, а потом я отвезу тебя, куда ты захочешь.

Ведущий (обращаясь к ребёнку). Как ты поступишь? Ребёнок отказывается ехать, но мужчина хватает его и силой уводит за собой.

Ведущий. Как ты теперь поступишь? Ребёнок начинает кричать, сопротивляться.

После показа сценки идёт обсуждения, в результате дети приходят к выводу, что надо вырываться и кричать: "Я вас не знаю", "Отпустите меня!", обращается к прохожим за помощью.

Дети по очереди проигрывают эту ситуацию.

Далее идет обсуждение, в результате чего, дети приходят к выводу, что надо бежать домой или зайти в ближайшее общественное учреждение, где можно позвонить родителям или в милицию.

Ведущий. Молодцы! И с этой серьезной ситуацией вы тоже справились.

Третья ситуация

Действующие лица

Ведущий

Трое юношей

Женщина        

Милиционер

Ведущий. Ответьте мне на такой вопрос: вы любите гулять?

Ответ детей. Да.    

Ведущий. Поднимите руки те, кому приходилось возвращаться с прогулки или идти от друга (подруги) вечером, когда на улице уже темно.

Прошу выйти одного из них на сцену.

Один из детей выходит.

Ведущий. Итак, представьте себе, что ты возвращаешься домой, на улице темно, а на дороге, по которой ты идёшь, стоит группа парней.

(выходят трое юношей). Что ты будешь делать?

Ребёнок. Я их обойду (обходит их)

Ведущий (обращается к ребятам). Правильно ли он поступил?

Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу, что это неплохой вариант поведения - лучше перестраховаться, чем попасть в еще более неприятную ситуацию.

На сцену выходит следующий ребенок

Ведущий. Ты оказался в такой же неприятной ситуации, причем милиционера поблизости нет.

Что ты будешь делать?

На сцене появляется женщина.

Ребенок. Попрошу кого-нибудь из взрослых проводить меня хотя бы немного.

Подходит к женщине и просит ее о помощи.

Женщина. Хорошо! Давай руку!(Провожает мальчика).

Ведущий. Кто еще хочет поучаствовать?

На сцену выходит следующий участник.

Ведущий. Представь, что ты идешь вечером домой и вдруг...

В это время к тебе подходит группа юношей и окружает. Один из них достает нож

и пугает им ребенка, говорит: «Давай сюда деньги (сумку шапку), а то будет плохо».

Ребёнок. Не дам!

Дети. Лучше отдай, у него ведь нож.

Ребята обсуждают вместе с ведущим эту ситуацию и делают вывод, что, когда тебе

угрожают ножом, лучше отдать деньги или вещи, ведь жизнь и здоровье дороже.

Ребёнок. Вот держи, больше у меня нет.

Парень: Давай и беги скорей отсюда!

Ведущий: Ребята будем надеяться, что такие ситуации в вашей жизни не произойдут. Но если уж придется делать выбор «кошелек или жизнь, лучше  расстаться с кошельком, чем рисковать своей жизнью и здоровьем».

                               

                                          Четвёртая ситуация.

Действующие лица.

 Ведущий

 Таня, Вика, Маша.

Ведущий: Для разыгрывания следующей ситуации мне нужна одна девочка. Через несколько секунд появляются две девочка.

Ведущий: Как известно, гулять, особенно в летние каникулы, любят не только мальчики, но и девочки. Итак, три девочки Таня, Вика и .. .(называют имена девочки) пошли гулять.

Таня: Девчонки, посмотрите, какая красивая коробочка лежит! Новая, ленточкой перевязанная. Там, наверное, конфеты, давайте поскорее развяжем и проверим.

 Вика. Нет, не будем, мало ли что там может лежать!

Таня (обращаясь к девочке) Давай откроем и съедим с тобой конфеты, а Вика как хочет.

Девочка. Давай!

 Ведущий. Подождите, давайте спросим у ребят, что они нам посоветуют.

Ребята предлагают свои варианты поведения, аргументируют их и приходят к выводу, что нельзя вот так сразу открывать найденные на улице коробки, банки, не стоит брать их в руки, а тем более пинать ногами или бросать.

 Ведущий. Молодцы? Конечно, этого делать не стоит, ведь внутри найденного предмета может что-то опасное, например взрывчатое вещество. Одно неосторожное движение - и эта коробочка или банка может взорваться, в результате чего вы можете серьезно пострадать. Так что когда будете гулять, не забывайте об этом.

Пятая ситуация. Действующие лица.

Ведущий.

Два мальчика - Игорь и Сережа.

Ведущий. А теперь поднимите руки те, у кого во дворе есть своя компания - ребята, с которыми вы постоянно вместе гуляете?

Одного из поднявших руки учеников ведущий приглашает на сцену.

Ведущий. Представь, что это компания твоих друзей. Выходят двое парней.

Ведущий. Вы вышли во двор, сели на лавочку и начали разговор. Игорь. Вы, знаете, мне один знакомый дал порошок и сказал, что если его понюхать, то почувствуешь себя так классно: всё вокруг будет плыть, голова за кружится, станет очень весело. Давайте понюхаем. Серёжа. Давай, только ты первый, а мы за тобой.

Игорь. (Нюхает) Хорошо это настоящая вещь!

Серёжа (Нюхает) Классно! (Передаёт порошок мальчику).

Мальчик. Я не буду!

Серёжа. Нельзя предавать друзей, это нехорошо. Понюхай, ничего с тобой не будет.

Мальчик берёт порошок и нюхает.

Игорь. Ой, что-то у меня живот заболел.

Серёжа. Да и у меня тоже. Пошли быстрее домой. (Уходят)

Ведущий.  Скажите, правильно ли поступил мальчик?

 Обсуждают поступок мальчика и приходят к выводу, что нельзя нюхать никакие порошки, не стоит поддаваться на уговоры друзей, каким бы заманчивымни было предложение.

Ведущий. Правильно, ребята. Делать этого не нужно ни при каких обстоятельствах.

Есть вещества, которые называются наркотики. Они могут быть в виде порошка, жидкости, таблеток, ампул, сигарет.

После их употребления человеку бывает хорошо, весело, но потом, становится очень плохо. К тому же человек очень быстро привыкает к наркотикам и уже не может обходиться без них - он превращается в наркомана. Вылечить таких больных очень сложно, поэтому большинство из них умирают.

Молодцы! Вы сегодня хорошо работали, помогали своим товарищам в трудных неприятных, а порой и опасных ситуациях. Я надеюсь, что каждый из вас понял, как нужно себя вести, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, но если это все же произошло, то помните, что вам всегда придут на помощь взрослые. Безвыходных ситуаций не бывает.

Тненинговое занятия

из  программы Ладья - « В ладу с собой»

первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения.

« ВИЧ/СПИД»

 

         Постановка проблемы.

         Информация для тренера

Несмотря на то, что распространение ВИЧ-инфекции приобрело характер все усиливающейся эпидемии, большинство молодых людей и подростков недостаточно хорошо информированы в этой области. Сведений, которые они получают из разных, часто весьма некомпетентных источников, явно недостаточно. Данное занятие посвящено рассмотрению различных аспектов проблемы ВИЧ/СПИДа, сообщению участникам верных сведений об этой проблеме и формированию адекватного отношения к ней.

Цель занятия:

Исследование уровня осведомленности участников; разрушение мифов о ВИЧ/СПИДе; формирование умения оценить степень риска инфицирования и защитить себя от рискованных ситуаций; формирование навыка сопротивления социальному давлению и способности сказать «нет».

Начало работы:

Упражнение «Калейдоскоп»

Цель: актуализация проблемы ВИЧ/СПИДа.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участники выстраиваются друг за другом в колонну. Ведущий предлагает ряд утверждений, на которые можно ответить «согласен»- при этом участник делает шаг вправо, иди «не согласен» - при этом участник делает шаг влево.

  1. ВИЧ и СПИД - это одно и то же.
  1.      К группам риска по заражению ВИЧ относятся только те, кто употребляет наркотики и ведет      
  2.      беспорядочную половую жизнь.
  3. Есть средства, которые защищают от заражения ВИЧ на 100%.
  4. Можно иметь в крови ВИЧ и не знать об этом.
  5. Люди, заразившиеся ВИЧ, сами в этом виноваты.
  6. Можно быть больным СПИДом и при этом выглядеть здоровым.
  7. ВИЧ-инфицированная мать может родить здорового ребенка.
  8. Женщине, зараженной ВИЧ, следует запретить иметь детей.
  9. ВИЧ переносится насекомыми.
  10. Существует риск заражения ВИЧ-инфекцией в маникюрном кабинете.
  11.   При СПИДе снижается сопротивляемость организма к инфекциям.
  12.  Интимная связь с наркоманом создает высокий риск заражения ВИЧ. ВИЧ передается через кровь.
  13.            Для жителей нашего города проблема ВИЧ/СПИДа неактуальна.  
  14. Принудительное обследование на ВИЧ - единственный способ сдержать распространение инфекции.
  15. Люди без симптомов болезни могут быть источником ВИЧ.
  16. ВИЧ быстро погибает вне организма.
  17.  Существует высокоэффективная терапия ВИЧ/СПИДа.
  18. Женщины чаще заражаются ВИЧ-инфекцией, чем мужчины.
  19. Достаточно одного незащищенного полового акта с носителем вируса, чтобы заразиться ВИЧ-инфекцией.
  20. ВИЧ болеют только взрослые.
  21. Я знаю, что такое «период окна».
  22. Избегать контакта с человеком, имеющим ВИЧ,- это предусмотрительно.
  23. Передача ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этого вируса, наказывается лишением свободы.
  24. Если начать лечение рано, СПИД может быть вылечен. Есть таблетки, которые предохраняют от ВИЧ.
  25.  Результаты обследования и диагноз «ВИЧ-инфицированный» являются врачебной тайной.
  26.   Будучи ВИЧ- инфицированным, можно дожить до старости.
  27. Я не такой человек , чтобы заразиться ВИЧ.

Работа в малых группах, мини-лекция, ответы на вопросы

Цель: Предоставление информации о ВИЧ/СПИДе, разъяснение вопросов, возникших в упражнении «Калейдоскоп».

Необходимые материалы: бумага, ручки. Постановка проблемы.

 Информация для тренера

  1  ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, который относится к семейству ретровирусов, подсемейству медленных вирусов.

СПИД- синдром приобретенного иммунодефицита, разворачивающийся по мере развития болезни.

ВИЧ-инфекция - долго текущее заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека: с момента заражения до смерти в среднем может пройти от двух-трех до двадцати и более лет.

При попадании в кровоток ВИЧ поражает определенную категорию клеток, имеющих на поверхности специальные белки - рецепторы С04+. Это иммунные клетки: Т-лимфоциты и макрофаги. Вирус проникает внутрь этих клеток и начинает размножаться, сокращая срок жизни лимфоцитов. Если человек не предпринимает никаких мер для борьбы с ВИЧ, то в среднем через шесть-семь лет иммунитет - способность организма противостоять различным заболеваниям - существенно снижается, и развивается СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Иммунная система настолько ослабевает, что человек оказывается уязвим для многих инфекций, которые называют оппортунистическими. К ним относятся пневмоцистная пневмония, туберкулез, кандидоз, опоясывающий лишай и другие. У человека, больного СПИДом, нередко развиваются онкологические заболевания (например, саркома Капоши).

2   Стадии заболевания:

Стадия инкубации - период от момента заражения до появления реакции организма в виде клинических проявлений острой инфекции и/или выработке антител. Продолжительность этого периода составляет от трех недель до трех месяцев, в единичных случаях может затягиваться до года.

Стадия первичных проявлений - может протекать в нескольких формах:

  1. бессимптомная;
  2. острая ВИЧ-инфекция без вторичных заболеваний;
  3. острая ВИЧ-инфекция с вторичными заболеваниями.

Латентная стадия - длительность этой стадии может варьировать от двух-трех до двадцати и более лет, в среднем - шесть-семь лет. В этот период отмечается постепенное снижение численности С04+ Т-лимфоцитов.

Стадия вторичных заболеваний - на фоне иммунодефицита развиваются вторичные (оппортунистические) заболевания. В зависимости от тяжести вторичных заболеваний в этой стадии выделяют три подстадии (А, В и В).

Терминальная стадия (собственно СПИД) - имеющиеся у больных вторичные заболевания приобретают необратимое течение. Даже адекватно проводимая противоретровирусная терапия и терапия вторичных заболеваний не имеют эффекта, и больной погибает в течение нескольких месяцев.

Источник ВИЧ-инфекции - зараженный человек, находящийся на любой стадии болезни, в том числе, и в период инкубации.

ВИЧ распространен повсеместно - во всех странах и на всех континентах.

В силу ряда биологических и социальных факторов женщины и девушки более уязвимы к ВИЧ-инфекции. Важно соблюдать право каждой женщины на полноценную семейную жизнь и продолжение рода. При своевременном проведении профилактических мероприятий ВИЧ-положительные женщины в 98% случаев рождают здоровых детей.

ВИЧ может попасть в организм человека через кровь, со спермой и влагалищными выделениями, от ВИЧ-инфицированной матери к ребенку во время беременности, во время родов, при грудном вскармливании.

Передача ВИЧ возможна:

  1. при использовании нестерильных (бывших в употреблении и инфицированных ВИЧ) шприцов и игл для инъекций, инструментов для пирсинга, татуировки, маникюра и педикюра.
  2. при переливании человеку инфицированной крови.
  3. при незащищенно0сексе с ВИЧ-инфицированным партнером.
  4. от ВИЧ-инфицированной матери во время вынашивания беременности, родов и при вскармливании грудью.

ВИЧ не передается при:

  1. поцелуях,
  2. укусах насекомых,
  3. объятиях с ВИЧ-инфицированным человеком,
  4. посещении бассейна, пользовании общественным туалетом,
  5. совместной работе,
  6. через совместное использование посуды, предметов личной гигиены,

      -        через слезы.

  1.  Группы риска:
  2. лица, имеющие беспорядочные половые контакты,
  3. потребители наркотиков,
  4. лица, занимающиеся проституцией,
  5. доноры крови и лица, работающие с препаратами крови,

-        дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей.
Диагностика.

В настоящее время для лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции испольуют:

  1. серологические методы, выявляющие наличие в крови антител к ВИЧ: иммунофлуоресцентный анализ (ИФА), иммунноблоттинг;
  2. молекулярно-биологические методы: обнаружение генетических маркеров ВИЧ при помощи полимеразной цепной реакции (ПЦР).

Период «серологического окна» - время, когда ВИЧ в организме уже есть, а антител к нему еще нет. Этот период длится в среднем два-три месяца. В период «серологического окна» анализы ошибочно покажут, что человек не является вирусоносителем.

При умышленном заражении людей лицами, знающими о наличии у себя ВИЧ, в отношении последних предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

В естественных условиях ВИЧ может сохраняться в высохших биологических жидкостях человеческого организма в течение нескольких часов, а в жидкостях, содержащих большое количество вирусных частиц (таких, как кровь и семенная жидкость), - в течение нескольких дней. В замороженной сыворотке крови активность вируса сохраняется до нескольких лет. При нагревании до температуры 70-80 градусов по Цельсию вирус гибнет через десять минут. При обработке 70% этиловым спиртом погибает в течение одной минуты.

Терапия ВИЧ до сих пор остается сложнейшей и фактически нерешенной проблемой, поскольку средств, позволяющих радикально вылечить больных ВИЧ-инфекцией, пока не существует. (В связи с этим особое значение приобретает профилактика заражения ВИЧ). Основные терапевтические мероприятия направлены на замедление прогрессирования болезни и на лечение вторичных инфекций. В настоящее время разработана высоко активная ан-тиретровирусная терапия (ВААРТ), которая позволяет добиться удлинения продолжительности жизни и отдаления времени развития СПИДа.

Люди, получающие ВААРТ, находятся, в сложных условиях, так как лечение дорогостоящее и доступно далеко не всем; оно сопровождается пожизненным приемом большого количества лекарств и выраженными побочными эффектами.

 Не забывайте: главная защита от ВИЧ/СПИДа - любовь и верность.

«Достойный поступок есть тот, который совершается во имя долга. Верность в соблюдении долга есть добродетель, достойная человека. Со блюдение долга есть всеобщее условие быть достойным блага».

Архимандрит Платон Игумнов. «Нравственное богословие»

«Верность должна простираться даже до глубины движений сердца, так как «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:28)... Наконец, признак истинной любви -взаимное доверие, когда во всем несомненно можно одному положиться и довериться другому... Верность утверждает доверие. Неверность же, хотя только предполагаемая, рождает подозрительную ревность, прогоняющую покой и согласие и разрушающую семейное счастье...»

М. Олесницкий. «Нравственное богословие»

Резюме ведущего:

Проблема ВИЧ/СПИДа заслуживает самого пристального внимания. Риск заболеть этой болезнью существует для каждого человека. Для того, чтобы свести его к минимуму, необходимо знать факторы риска и уметь их контролировать. Вполне возможно остановить распространение ВИЧ-инфекции с помощью знания, понимания, стремления к телесному и душевному здоровью и к подлинно духовной жизни.

Вариант 1. Ролевая игра «Василина и Егор»

Цель: эмоциональное включение в проблему, формирование навыка отстаивания своих позиций.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участники, в зависимости от их числа, делятся на две или четыре команды. Предлагается следующая ситуация:

Василина и Егор встречаются уже шесть месяцев. Егор очень хочет интимных отношений, но Василина желает отложить их до брака. Каждый раз, когда они встречаются, Егор «давит» на Василину. А она боится потерять Егора.

Одна команда составляет список доводов в пользу Егора, другая - в пользу Василины. В одной команде распределяются роли Егора, его друзей и близких, в другой - роли Василины, ее подруг и близких.

Разыгрывается описанная выше ситуация. Упражнение заканчивается обсуждением.

Резюме ведущего:

У каждого человека есть право сказать «нет», если он чувствует, что происходящее противоречит его интересам. Конечно, отказ почти неизбежно заденет других людей, поэтому наша задача - в разговоре с ними быть предельно тактичными, но твердыми.

Вариант 2. Работа со схемой «Ефросинья и Ануфрий»

Жили-были на свете молодые люди, назовем их Ефросиньей и Ануфрием. Однажды они встретились и полюбили друг друга. Никогда раньше ни у Ефросиньи, ни у Ануфрия не было таких чистых и доверительных отношений, такой любви. Несомненно, это была настоящая любовь!

Все, что произошло у каждого в прошлом, не имело для них никакого значения. Случайные встречи, несерьезные отношения... Да и было их совсем немного. У Ефросиньи случился всего один короткий летний роман. А Ануфрий имел близкие отношения с двумя девушками.

Но, оказывается, бывший друг Ефросиньи вступал в близкую связь со многими девушками: он вообще был человек несерьезный. А одна из бывших подруг Ануфрия вела себя очень

 легкомысленно - из-за  этого Ануфрий с ней расстался.

Вторая его девушка просто уехала в другой город, и связь их прервалась сама собой. И у партнеров друга Ефросиньи и подруг Ануфрия - людей, для наших влюбленных, в общем-то, совсем посторонних - тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом.

Если расширять эту схему дальше, то окажется, что люди, которых мы изобразим, наверняка незнакомы с главными героями. Ефросинья и Ануфрий о них даже не слышали. А почему о них вспомнили мы? Потому, что вступая в сексуальные отношения даже с очень любимым и близким человеком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнёров.

   

  Кроме того, кто-то из 36 изображенных на последней схеме людей вполне мог быть заражен возбудителем какой-либо инфекции, передающейся половым путем (ИППП) — например, ВИЧ- и не знает об этом.Таким образом, в наше время человек, предполагающий, что он ничем не рискуетЮ потому что ведет вполне упорчдочную личную жизнь, подвергает себя опасности заражения ИППП. Единственный выход- это верность единственному (ой) супругу(е) в течение всей жизни и воздердание до брака.

 Информация для тренира.

«Мы должны научиться раскрывать положительную ценность целомудрия, показать, что оно лучше и радостнее, чем «свободная любовь»,то есть временная телесная близость, освобожденная от верности, от личностной и духовной общности, то есть, в конечном счете, - от самой любви. Иначе говоря, Церковь выступает за отказ от минутных имитаций любви, неизбежно рождающих лишь чувства стыда, разочарования и усталости, - ради любви настоящей, единственной, вечной и всецелой, захватывающей душу и тело человека. В том и заключается целостная мудрость, чтобы обрести бесценную жемчужину, раз и навсегда отмахнувшись от ее дешевых подделок, - потому что одно и другое просто несовместимы».

Протоиерей Николай Балашов. «Актуальные вопросы этики пола

в свете Основ социальной концепции РПЦ». Доклад на богословской

конференции «Учение Церкви о человеке». Москва, 05-08.11.2001

«Целомудрие - это, как ясно из самого слова, мудрая устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности, пребывающей в согласии душевных и телесных сил. Целомудрие в действительности охватывает все стороны человеческой жизни, поэтому неверно сводить смысл этой добродетели лишь к половому воздержанию. Тем не менее, половая распущенность, несомненно, является противоположностью целомудренного состояния. Блудная жизнь не остается без последствий, она'неизбежно разрушает гармонию и целостность души. Немногие грехи наносят столь же тяжкий урон духовному здоровью личности. «Бегайте блуда», - писал апостол Павел. И вот как он пояснял свою мысль: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела», то есть разрушает самого себя. Продолжая, апостол говорит, что Бога недостаточно прославлять лишь в душе. Сейчас люди часто говорят: ну, я верю в Бога в душе. Но наше тело тоже должно быть свято, оно тоже принадлежит Богу и призвано прославлять Его, будучи храмом живущего в нас Святого Духа (1 Кор 6:18-20). А присутствие Святого Духа в нашем теле несовместимо с половой разнузданностью. «Блудники... Царства Божия не наследуют», - утверждал апостол Павел, повторяя эту мысль вновь и вновь (1 Кор 6:9-10; Гал 5:19,21; Еф 5:35).

Однако последствия блуда... настигают человека и в земной его жизни. Распутство отделяет телесные проявления пола от жизни души, от любви, верности, ответственности. Тем-то оно и страшно. В жизнь человека вносится губительное расщепление. Притупляется духовное зрение, ожесточается сердце и становится уже неспособным к настоящей, всеобъемлющей, жертвенной любви. Счастье внутренней гармонии, радость целостного единства, переживаемого в семейной жизни, становятся недоступными для блудника. Он сам себя обкрадывает».

Протоиерей Николай Балашов. «И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви»

Вариант 3. Упражнение «Ранжирование карточек по степени риска заразиться ВИЧ-инфекцией»

Цель: закрепление знаний о ВИЧ-инфекции. Необходимые материалы: карточки с надписями:

  1. Поцелуй в щеку,
  2. Инъекция в лечебном учреждении,
  3. Половая жизнь в браке,
  4. Переливание крови,
  5. Пользование чужой зубной щеткой,
  6. Плавание в бассейне,
  7. Глубокий поцелуй,
  8. Уход за больным СПИДом,
  9. Укус комара,
  10. Множественные половые связи,
  11. Прокалывание ушей,
  12. Проживание в одной комнате с ВИЧ-инфицированным человеком,
  13. Нанесение татуировки,
  14. Объятия с больным СПИДом,
  15. Пользование общественным туалетом,
  16. Укус постельного клопа.

Описание: задача участников - ранжировать карточки по степени риска заражения ВИЧ-инфекцией. Карточки выстраиваются в линию, где один конец обозначает стопроцентный риск заражения, а другой - невозможность заражения.

Завершение работы

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: ведущий обращает внимание участников на опасность различных форм рискованного поведения, а также на то, что даже так называемый «безопасный секс» не дает полной гарантии здоровья. Подчеркивается важность целомудрия и верности партнеру. Группа высказывается на тему:

  1. Что нового произошло за время занятия?
  2.          Что удивило, оказалось неожиданным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая папка для педагогов дополнительного образования по теме: «Формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром».

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, позволяющие организовать работу по изучению правил безопасности....

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ

По предмету поварское дело в процессе изучения раздела: "Блюда из круп и макаронных изделий". В данной работе учащимся 10 класса предлагается выполнить творческо-исследовательскую работу самостоятельн...

Методическая разработка тренинга с педагогами на тему: «Формирование навыков поведения в эмоционально напряженных ситуациях»

На тренинге участники знакомятся с основными техниками снятия напряжения, имеют возможность отрабатывать практические навыки по овладению техниками снятия напряжения в эмоционально-напряженных ситуаци...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Из практики педагогической работы считаю, что формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является  главной для самих детей и их родителей.Многолетний опыт работы совме...

Формирование конструктивных способов решения проблемных ситуаций у детей подросткового возраста в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Все дети разные, некоторые учатся на своих ошибках, другие на чужих. Моя цель научить детей предвидеть эти ошибки и научиться предотвращать их....