Методическая разработка тренинга с педагогами на тему: «Формирование навыков поведения в эмоционально напряженных ситуациях»
методическая разработка по психологии на тему

Ананьина Ольга Викторовна

На тренинге участники знакомятся с основными техниками снятия напряжения, имеют возможность отрабатывать практические навыки по овладению техниками снятия напряжения в эмоционально-напряженных ситуациях, расширить словарь эмоциональных состояний для использования в педагогической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 п. Песковка

Кировской области Омутнинского района

Методическая разработка тренинга с педагогами

на тему:

«Формирование навыков поведения в эмоционально напряженных ситуациях»

Автор разработки:

Ананьина Ольга Викторовна

педагог-психолог

1 квалификационной категории

МКОУСОШ№4 п.Песковка

п. Песковка 2013г

Цель занятия:

Формирование и развитие навыков снижения эмоционального напряжения у партнеров общения.

Задачи:

1.Познакомить участников с основными техниками снятия напряжения.

2.Отрабатывать практические навыки по овладению техниками снятия напряжения в эмоционально-напряженных ситуациях.

3.Расширить словарь эмоциональных состояний педагогов для более эффективного применения психологических знаний в профессиональной деятельности.

Оборудование и оформление: ватманы или доска; мел; маркеры или фломастеры; раздаточный материал: «техники снижающие и повышающие напряженность»; «словарь эмоций»; стулья по количеству участников; муз. центр; диски с легкой, приятной музыкой; «рожицы» для рефлексии; три карманчика (конвертика) для рефлексии.

 

Ход занятия:

Упражнение 1.Участники встают в круг друг за другом, идут по кругу и делают массирующие движения руками по спине, шее, плечам впереди идущего. Затем поворачиваются и идут в другую сторону, делая то же самое.

Упражнение 2. Участники встают в два круга лицом к лицу (парами). Сначала те, кто во внутреннем кругу рассказывают стихи, а те, кто во внешнем их стараются спутать, отвлекают. По команде ведущего внешний круг передвигается вправо и задание продолжается. Затем, когда все возвращаются на свои места, партнеры меняются местами и задание начинается вновь.

Сбор информации об ожиданиях участников от данного тренинга.

На ватмане записываем все высказывания, для того чтобы в завершении тренинга сделать выводы, что получилось над чем ещё стоит поработать.

Постановка проблемы для каждого индивидуально по данной теме. Обсуждение в парах.

Упражнение «ДЕРЕВО».

1 вариант: Группе предлагается представить свою аудиторию в виде дерева. Крона его находится у окна, а корни- у противоположной стены. Участникам нужно найти своё место на этом дереве, но так, чтобы оно соответствовало их умению выходить из конфликта, снимать эмоциональное напряжение у партнера. Упражнение требует осознания уровня развития у себя данного навыка и своего места в общей групповой шкале. (Можно это дерево нарисовать на плакате и участники отметят своё место булавочками с индивидуальными эмблемами..).

2 вариант: Участникам предлагается оценить у себя навыки снижения напряжения в беседе, например, по 10- бальной шкале. Мысленно нужно соотнести свою оценку с возможными оценками своих коллег и знакомых. Так же нужно найти двух человек, которые превосходят вас по уровню развития навыка, и двух человек, которые уступают вам.

Упражнение «СТЕНКА НА СТЕНКУ».

Отбираются две группы участников, занявшие в предыдущем упражнении разные позиции от центра. Садятся напротив друг друга в шеренги или в полукруги. Одного из тех, кто выбрал положение ближе к корням, ведущий просит представить себе трудную конфликтную ситуацию, с которой он мог бы справиться в реальной жизни и обратиться к кому-то из сидящих, напротив, с претензией.

        Задача его партнера снять напряжение у нападающего. Спустя 2 минуты диалог прерывается, даже если он ещё не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось его напряжение или осталось на прежнем уровне или даже повысилось.

        Тренер с помощью группы анализирует результаты и называет техники, которыми пользовались участники. Часто способы взаимодействия с агрессивно настроенным партнером оказываются неконструктивными и не столько снижают напряжение, сколько, напротив, повышают его. Участникам группы предлагается разделить лист вертикальной чертой пополам и в левый столбец записывать техники, снижающие напряжение, а в правый столбец - повышающие его. После окончания игры ведущий дополняет перечень техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.

Техники, снижающие напряжение

Техники, повышающие напряжение

1.Предоставление партнеру возможности выговориться

1.Перебивание партнёра.

2.Вербализация эмоционального состояния: а) своего; б) партнера

2.Игнорирование эмоционального состояния: а) своего; б) партнера.

3.Подчеркивание общности с партнером ( сходство интересов, мнений, единство цели и др.)

3.Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

4.Проявление интереса к проблемам партнера.

4.Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.

5.Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

5.Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

6.В случае вашей неправоты - немедленное признание её.

6.Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание её.

7.Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

7.Поиск виновных и обвинение партнера.

8.Обращение к фактам.

8.Переход на личности.

9.Спокойный и уверенный темп речи

.

9.Резкое убыстрение темпа речи.

10.Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.

10.Избегание пространственной близости и наклона тела.

Отработка техник снятия напряжения в группе.

Упражнение «ПОДЧЕРКИВАНИЕ ОБЩНОСТИ»

Участники образуют круг. Игра проводится с мячом. Бросающий мяч другому, называет психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет…», и называет это качество. Тот, кто получает мяч, отвечает: « Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если не согласен. Упражнение продолжается пока каждый не получит мяч.

Упражнение «ПОДЧЕРКИВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ»

Упражнение начинается с того, что кто-то, обращаясь к своему коллеге, говорит: «Таня, мне в тебе очень нравится…» и называет то личностное качество, которое он отметил.Таня, в свою очередь, должна назвать чувство, которое возникло у неё в ответ на эти слова.Таким образом участникам предлагается выявить в других людях качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию.

Упражнение «РАЗРАБОТКА СЛОВАРЯ ЭМОЦИЙ» Индивидуально или по группам участникам предлагается составить словари эмоций по трём разделам:

        а) положительные эмоции

        б) отрицательные эмоции

        в) «нейтральные» психические состояния.

Затем на большом ватмане обобщаем общий список всех групп.

Отработка навыка снятия эмоционального напряжения в парах.

Участникам предлагается разбиться по парам и сесть напротив друг друга в два круга: внутренний круг направлен наружу, внешний - к ним лицом. Сидящий во внешнем кругу разыгрывает эмоционально заряженную ситуацию, а его партнер должен воспользовавшись техниками снизить эмоциональное напряжение. Время ограничено 2-3 минутами. Ситуаций предлагается, как правило, три. Каждый раз меняется партнер, снимающий напряжение, так как внешний круг после каждой ситуации перемещается на одного человека вправо.

        По окончании упражнения происходит обсуждение того, какими приемами пользовались участники для снятия напряжения, и кому из них это удалось лучше всего.

Все участники пишут вопросы на листах, что по теме хотели бы спросить ведущего. Передают по кругу и отвечают на пришедший вопрос. Ведущий говорит: «Дайте ответ за меня». Вопросы произносятся вслух, даются ответы и не комментируются.

Раздаются всем по три «рожицы» - хорошо, плохо, ничего. Участники складывают «рожицы» в три карманчика на доске, чтобы выразить своё мнение о результате работы в тренинге.

Материалы для работы на тренинге:

Словарь эмоциональных состояний

Положительные эмоциональные состояния

Отрицательные эмоциональные состояния

«Нейтральные» или амбивалентные состояния

Радость

Ликование

Восторг

Восхищение

Упоение

Удовольствие

Умиление

Благоговение

Воодушевление

Вдохновение

Блаженство

Самозабвение

Очарованность

Гордость

Самолюбование

Счастье

Наслаждение

Безмятежность

Надежда

Энтузиазм

Торжество

Предвкушение и т.п.

Досада

Разочарование

Огорчение

Уныние

Тоска

Депрессия

Подавленность

Скорбь

Тревожность

Страх

Ужас

Дискомфорт

Смятение

Отчаяние

Шок

Обида

Зависимость

Униженность

Гнев

Негодование

Мстительное чувство

Зависть и т.п.

Любопытство

Интерес

Удивление

Внимание

Скука

Равнодушие

Спокойствие

Смущение

Грусть

Веселость

Облегчение

Возбуждение

Ожидание

Нетерпение

Напряжение

«спортивная злость»

Азарт

Влечение

Ревность

Порыв

Бунтарство

Сосредоточенность

Расслабленность

Умиротворенность

Смирение

 И т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания, профессиональные навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях.

Выступление для педагогического совета или методической комиссии по проблеме возникновения конфликтов. В работе рассматриваются способы поведения при возникновении конфликтных ситуаций, а так же возмо...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"

Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...

Методическая разработка учителя-логопеда по теме: « Формирование процесса чтения у обучающихся с речевыми нарушениями».

Чтение –сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и времен...

Методическая разработка воспитательского занятия по теме "Правила безопасного поведения в метрополитене" в 5 классе слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.2)

Данная методическая разработка содержит конспект и материалы к занятию по теме "Правила безопасного поведения в метрополитене"....