Методическая разработка интегрированного занятия на тему: «Применение навыков, приобретенных учащимися при изучении курса «Музицирование", на уроках по специальности"
методическая разработка по музыке на тему

Домнич Ирина Аркадьевна

Методическая разработка отражает проблему межпредметных связей  на занятиях в фортепианном классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_po_muzitsir.docx33.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

                                  комплекс-интернат-лицей искусств»  

                      Методическая разработка

                     интегрированного  урока

на тему: «Применение на уроках специальности  навыков, приобретенных учащимися при   изучении  курса «Музицирование».

                                                                                                 Выполнила:

                                                                              Домнич Ирина Аркадьевна

                                                                                       (10.04.2017)

                                 

                                                               2017г.

                                             Вступительное слово

 

   Одна  из важнейших задач, стоящих перед  любым педагогом –инструменталистом – «научить ученика учиться», т.е. как можно раньше  привить ему навыки самостоятельной работы. Это касается как этапа разбора нового репертуара, так и этапа работы над его освоением (т.е. привития навыков анализа муз. текста с позиции лада и формы, мелодических, гармонических , фактурных его особенностей, выучивания наизусть и т.д.), т. е. всего того, что  будет способствовать  осознанности  исполнения учащимся  изучаемого произведения и скорейшему выучиванию его на память).

    Все перечисленные навыки формируются и развиваются у учащихся музыкально-хореографического отделения лицея искусств в ходе обучения  по программе  «Музицирование», а затем используются ими  на уроках по специальности.    

       Открытый урок, представляемый вашему вниманию, призван продемонстрировать, каким образом знания и навыки музицирования   становятся для обучающихся фундаментом в их работе по инструменту  и превращаются в незаменимых помощников в их самостоятельной работе.

     Не секрет, что эти знания и навыки часто разрознены, и учащийся по окончании обучения, оставшись без привычной опеки педагога, оказывается не способным использовать их самостоятельно. Причина этого - неумение ребенка обобщать свои знания и использовать их в едином комплексе.

     Поэтому такой синтез знаний и навыков, который будет продемонстрирован в ходе данного открытого урока, поможет учащемуся осознать всю глубину взаимопроникновения и взаимосвязи друг с другом знаний по каждому  из предметов учебно-музыкального цикла и лучше понять значимость каждого из них в его  практической работе за инструментом .    

     Таким образом, главной целью данного урока считаю практическую  апробацию  всего багажа  межпредметных знаний, умений и навыков учащихся  в  их самостоятельной  работе по инструменту фортепиано.      

        По типу данный урок является интегрированным. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

     Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся.

     Интегрированные уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

    На уроке задействованы такие современные образовательные технологии, как  проблемно- поисковые, а так же кейс-технологии.

    Проблемно-поисковая технология направлена на постановку учащимся  учебной проблемы и самостоятельное ее разрешение им  на основе уже приобретенных в ходе всего предшествующего обучения  знаний и навыков.

      Кейс-технологии побуждают обучающихся к анализу реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблем

    Кейс-технологии –это не повторение за учителем, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данный урок проводится с ученицей 2-го класса вокально-хорового отделения лицея искусств, которая уже в течение 2-х лет изучает предмет «Музицирование» и имеет определенные навыки по практическому их применению.

                              План-конспект урока

Тема урока: «Применение навыков, приобретенных при изучении учебного курса   «Музицирование»,  на уроках специальности».

Тип урока –  интегрированный (интеграция межпредметных связей)

Форма урока – индивидуальная

Цель урока: освоение навыков быстрого разбора и выучивания наизусть музыкального текста через применение знаний из области музицирования.

 Образовательные задачи:

- учить умению соединять теорию с практикой;

- формировать навыки анализа нотного текста;

- учить умению понимать гармоническую структуру произведения;

- формировать «слышащую руку» музыканта;

-учить учиться и самостоятельно применять необходимые знания для решения учебной проблемы.

Развивающиея задачи:

– развивать интерес и потребность к музыкальному анализу;  

 - обогащать интеллект ученик-пианиста;

- расширять музыкальный кругозор и репертуарные возможности;

-развивать критическое мышление.

Воспитательные задачи:

- воспитывать думающую и творческую личность;

-воспитывать активного любителя музыки;

- поддерживать мотивацию к обучению.

Использованные методы:

- проблемно-поисковый;

- метод ситуативного анализа;

- словесно- обобщающий метод;

- метод стилистического анализа;

-  метод наглядно-исполнительского показа;

- метод сравнительного анализа;

- метод дискуссии.

Содержание урока:

Ф. Бургмюллер Этюд фа-мажор (разбор музыкального текста)

Ю. Чичков Маленькая сонатина (анализ гармонии произведения)

«Санта Лючия» - итальянская нар. песня (выучивание партии аккомпанемента  наизусть)

 Этапы урока.

 Первый этап – подготовительный.

    Сообщение учащемуся цели и задач урока, формулировка проблемы урока. Краткая информация о последовательности и ходе урока.

     Повторение и обобщение основных видов и направлений творческой  деятельности, освоенных в ходе изучения предмета «Музицирование (анализ гармонические «формул», построение   «квинтового круга»,  подбор аккомпанемента к мелодии с применением различных фактурных вариантов сопровождения, чтение с листа с полным анализом музыкального текста).  Мотивирование учащегося на осознание важности и практической ценности навыков музицирования во всей его музыкально-творческой деятельности.  

   

   Второй этап -  основной (исполнительский).

     Педагог излагает цели и задачи работы над каждым из произведений.   Он мотивирует учащегося на проявление большей самостоятельности при изучении нового репертуара исходя из того, что всеми основными навыками анализа и практического разбора музыкального текста он уже владеет (необходимо лишь уметь применить их на практике).  

   

    Ю.Чичков.  Маленькая сонатина  

       Учащаяся показывает работу над новым произведением, ознакомление с которым произошло два урока назад.  Сложностью для нее стало исполнение побочной темы. Причина трудности - аккомпанемент. Педагог ставит проблему: проанализировать гармонию и определить вид фактурного изложения аккомпанемента. Ученица «собирает» звуки сопровождения (по 4 звука) в единый аккорд, соединяет аккорды в гармоническую цепочку и получает уже хорошо знакомый полный гармонический оборот, изложенный в форме арпеджированных последовательностей.  Проблема снята: учащаяся сама пришла к ее разрешению и легко может справиться с аккомпанементом.  

      Выучиванию мелодии побочной темы помогает метод мелодического анализа. Ученица сама анализирует строение мелодической линии, в которой находит как поступенное движение, так и движение по звукам аккордов (тонического трезвучия). Проблема разбора текста снята, процесс соединение мелодии с аккомпанементом станет более осмысленным и быстрым по срокам.

Ф. Бургмюллер Этюд фа-мажор.

     Педагог предлагает для разбора новое произведение – этюд, -             предварительно исполняя его.

     Перед учащейся ставится проблема: кроме определения характера музыки, ладо-тональности, необходимо, используя имеющиеся знания, самостоятельно проанализировать особенности строения мелодии и  гармонической структуры аккомпанемента. Учащаяся определяет, что в основе гармонии этюда лежит хорошо известный ей полный гармонический оборот, исполнение которого она довела до автоматизма ,и «слышащая рука» сама свободно исполняет его в любой несложной тональности. Остается лишь прочесть с листа мелодию и соединить ее со знакомой «формулой» аккомпанемента.

    При выучивании наизусть подобного музыкального текста необходимо твердо знать мелодию, выучивание же   гармонии не представляет для обучающегося, владеющего навыками музицирования, никакого труда. Все это сокращает время выучивания произведения на память.

Ит. н. п. «Санта Лючия»

   Это произведение предложено ученице для выучивания наизусть. Педагог предлагает ей сделать самостоятельный устный анализ нотного текста: ладо-тональности, особенностей строения мелодической и гармонической линий пьесы, вид фактурного изложения аккомпанемента.

    После этого установка на исполнение наизусть гармонии пьесы (по фразам), опираясь на знание исходной гармонической «формулы» становится задачей ясной и легко выполнимой.

    Таким образом, процесс выучивания на память превращается из процесса бессмысленного зазубривания в осознанное и осмысленное воспроизведения уже хорошо знакомого для ученицы материала.

 

Третий этап – рефлексивный

   На заключительном этапе проводится   анализ урока.

    Педагог предлагает ученице самостоятельно сформулировать тезис о роли межпредметных  связей в занятиях по инструменту фортепиано.  

   Ученице предложено также оценить свои ощущения от урока: насколько  прибавилось у нее уверенности в своих силах и возможностях после урока, как повысилась  ее учебная  мотивация.  

Четвертый этап-формулировка домашнего задания.

    Педагог формулирует домашнее задание: осмысленно соединить двумя руками побочную тему в сонате; самостоятельно грамотно разобрать текст нового этюда; выучить наизусть Итальянскую нар. песню, используя все навыки и знания, которые были обобщены и применены ученицей в ходе открытого урока.

                       

                     Использованная методическая литература:

1.Бухомцев, А. Записки по элементарной фортепианной педагогике / А. Бухомцев. — М.: Музыка, 2002.

2.Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением: психологический анализ / А. В. Вицинский. — М.: Классика-ХХI, 2003.

3.Крюкова, В. Музыкальная педагогика / В. Крюкова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

4.Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е. Я. Либерман. — М.: Музыка, 1988.

 5.Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста / общ. ред. Л. Баренбойма. — М.: Музыка, 1971.

                                                 

                                                Рецензия

           на открытый урок преподавателя по классу фортепиано

                                         Домнич И.А.

        Тема урока: «Применение навыков, приобретенных при    изучении  учебного курса   «Музицирование»,  на уроках специальности».

        Урок посвящен одной из важнейших проблем детской музыкальной педагогики – воспитанию у ученика навыков самостоятельной работы.

        Перечень этих навыков включает в себя достаточно широкий объем знаний и умений. Это и непосредственно разбор новых произведений (чтение текста с листа), который не возможен без грамотного анализа музыкального текста, и осознанное выучивание их наизусть, и умение грамотно и осмысленно исполнить мелодию и аккомпанемент в различном его фактурном оформлении.

        Педагог подходит к разрешению данной проблемы нестандартно, а именно, через формирование у ученика базовой системы межпредметных умений и навыков, объединяющих в себе знания   всех учебных дисциплин: хорового пения, сольфеджио, специального инструмента.

        Эти навыки комплексно развивает у учащихся программа   учебного курса «Музицирование», осваивая которую, ученик вооружается той базой, которая дает ему возможность повышать эффективность своего музыкального обучения в целом. И главным звеном этой эффективности является умение работать самостоятельно.

        В ходе урока ученица продемонстрировала хороший уровень владения навыками музицирования, которые помогают ей в занятиях по специальности. Это касается осмысленности разбора новых произведений, преодоления трудностей  путем их  анализа (который охватывает как мелодическую линию, так и гармонию),  быстрого выучивания произведений на память.

        Задачи, которые педагог ставила перед ученицей в ходе урока , были ей понятны, задания хорошо знакомы, т.к. процесс их освоения на уроках музицирования доводился до уровня автоматизма, и ученица без особого труда  переносила их на новую «почву» – исполнительскую.

      На уроке педагог использовала инновационные педагогические технологии, такие, как проблемно-поисковую, кейс-технологию, что переводило урок из сферы традиционно-информационной в поисково-исследовательскую, когда ученик не получает готовые знания от учителя, а сам «добывает» их для себя.

      В целом урок построен методически продуманно  и логично. Соблюден принцип индивидуального подхода: репертуар подобран в соответствии с возможностями и музыкальными предпочтениями ученицы, поставленные задачи были для нее ясны и доступны. Уверенность при выполнении заданий повышали  ее самооценку.

      Ученица продемонстрировала хороший уровень усвоения учебной программы «Музицирование», умение применять полученные знания и навыки в работе над художественным материалом.

      Цель урока достигнута, основные задачи выполнены.

    Хочется отметить атмосферу раскрепощенности, ваимопонимания и доброжелательности на уроке, вследствие чего ученица смогла успешно справиться с теми задачами, которые ставила перед ней педагог.    

Методист муз. -хореограф. отд.       Зам. Директора по муз. воспитанию -

                 Крючкова С.П.                                           Голубова М.Л.

 

   

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для работы с учащимися по описанию картинок на уроках немецкого языка во втором классе в школе с углублённым обучением иностранному языку

 Во втором классе учащиеся только приступают к изучению иностранного языка. Так как иностранный язык является для них новым предметом и даже новым явлением, то от учителя на этом этапе зав...

Методическая разработка Тема: «Развитие эмпатии учащихся младших классов ДШИ через предмет «Слушание музыки».

Методическая разработка посвящена проблеме музыкального развития ребенка. Одним из основных ценностных ориентиров свременного музыкального образования является проблема развития личности ребенка, в ча...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Работа с учащимися в классе ансамбля».

Ансамбль - одна из важных сторон в гармоничном развитии юных музыкантов, так как способствует развитию ритма, внимания, слухового анализа....

Доклад на тему «Формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках трудового обучения»

Выступление на ШМО учителей трудового обучения на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках трудового обучения»...

Методический семинар. Тема: «Социализация личности учащихся на уроках математики»

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность....