Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами коллективного музицирования на уроках музыки и во внеурочной деятельности
статья по музыке

Желтухина Мария Юрьевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

 средствами коллективного музицирования на уроках музыки

и во внеурочной деятельности

  Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя порой остаются один на один с   жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях мы должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей.   Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает   духовно – нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, отношении его к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Для правильного воспитания детей надо ясно представлять цель, принципы и задачи воспитательной деятельности. Все эти вопросы подробно рассмотрены у святых отцов. Святые отцы выделяют особенности воспитания мальчиков. Основные направления деятельности мужчины в земной жизни: это гражданское служение, военное служение Отечеству, благоустройство общества, главенство в семье, как правило, они становятся мужьями, отцами семейства и только мужчина может стать священнослужителем. Но главное - их надо воспитать так, чтобы они являли собой образец благородства. В соответствии с этим должны выстраиваться основные подходы к воспитанию юношей. Поскольку именно нрав человека, его образ мыслей и чувств будет определять его действия и поступки, значит, основные усилия должны быть сосредоточены на нравственном воспитании детей, основой которого является воспитание духовное. Ведь именно духовность - это совершенствование в добре.

Последние 6 лет моя профессиональная деятельность связана с работой в мальчишеском коллективе. Работая учителем музыки, педагогом дополнительного образования в кадетской школе, воспитывая собственного сына - кадета, я не раз задумывалась о главных задачах воспитания настоящего Мужчины.

По мнению Святых Отцов главное внимание при воспитании мальчиков должно быть сосредоточено на состоянии его души. Святитель Иоанн Златоуст говорил: « Вы всё делаете для того, чтобы были у сына конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Всё делаете ради того, чтобы на доме кровля была золотая, а чтобы душа была золотая, об этом и помыслить не хотите». Святитель Амвросий Медиоланский, воспитывая в своей духовной школе юношей, считал наиболее важными следующие добродетели, которые необходимо воспитывать у мальчиков: благоразумие, справедливость,  мужество, воздержание. Все они теснейшим образом связаны друг с другом.

 Священное писание убедительно доказывает, что человек, обладающий благоразумием: предусматривает зло и умеет избегать его, всегда действует с пониманием, обуздывает свой гнев, не бывает тщеславным. Благоразумие сохраняет человека и это должно быть предметом  стремления всех молодых людей.

Важная педагогическая задача - заложить в душу мальчика понятие о справедливости и научить его поступать справедливо. Ведь по мысли святителя Амвросия Медиоланского, все человеческие отношения держатся на двух началах: справедливости и доброжелательности. Как важно, чтобы мужчины в своей личной жизни, тем более при исполнении общественного долга были справедливы.

Способность осуществлять требования справедливости и решимости,  в отношении с другими людьми - это проявление мужества. Этот вид мужества проявляется и в военных подвигах, и в общественном служении, в делах и любви к Родине. Мужество рассматривается не как физическая сила, а как сила нравственная, которая необходима для борьбы с грехом и совершенствования в добре.

История нашей Родины даёт бесчисленные примеры полководцев, воинов простых людей, которые в трудных обстоятельствах проявляли мужество и самообладание. Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков не проиграл ни одного сражения, был любим и почитаем моряками, в жизни был благочестивым человеком, прославлен в лики святых русской православной церковью. Александр Васильевич Суворов в самых тяжелых военных обстоятельствах не только проявлял личное мужество, но и нес все неизбежные на войне тяготы, наравне с солдатами.

В русской педагогической традиции всегда соблюдалось необходимость воздержания. Воздержание состоит «в спокойствии духа, в кротости и смирении, в укрощении порывов, в обращении с другими, в приличии поведения и строгой регулярности в образе жизни». Корень воздержание –  благонравие и стыдливость. Венец же его – телесное и духовное целомудрие, чистота души. Как важно, особенно в наши дни знать, что целомудрие, также означает чистоту сердца от нечистых слов, пожеланий и привязанностей. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает важность этой добродетели. Ничто у юношей не требует такого старания и забот, как целомудрие и чистота, потому что именно эта страсть обуревает этот возраст. И советует, - будем удалять их не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и нескромных песен, чтобы ими не прельстилась душа их...

Поэтому мне, как учителю музыки и педагогу дополнительного образования, руководителю хорового и инструментального коллектива, важно развивать и воспитывать детей в правильном направлении. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.  Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.  Недостатки этого  трудно восполнить в последующие годы. Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для детей.

Развивать музыкальные способности ребенка можно на разных уровнях,     погружая его

  • в систему  освоения образовательной программы   музыкальной школы;  
  • в систему работы детских творческих объединений дополнительного образования образовательного учреждения.  

В отличие от учащихся музыкальных школ у начинающих музыкантов в кружках дополнительного образования отсутствуют учебники, пособия, ноты, помогающие в освоении инструмента. Отсутствие отдельных дисциплин, таких как урок сольфеджио, по изучению музыкальной грамоты и индивидуальных занятий на инструменте, как в музыкальной школе, так же усложняет образовательный процесс в инструментальном коллективе. Педагогу дополнительного образования приходится самому готовить данный материал для участников своего кружка, наполнять его необходимым содержанием.  

Учитывая  вышеперечисленное и свой опыт работы,  я пришла к выводу о возможности создания учебно-методического пособия для ансамблевого инструментального музицирования на блокфлейте. Основанием для пособия послужила 6-летняя работа с  участниками инструментального кружка «блокфлейтистов» Государственного бюджетного образовательного учреждения кадетской школы Пушкинского района Санкт-Петербурга.            

           Целью образовательной программы данного кружка является формирование мировоззрения, нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на музыкальных традициях культуры. Реализация основных целей и задач идет через коллективное инструментальное музицирование на  блокфлейте. В процессе обучения детей игре на инструменте решаются следующие поставленные задачи:

  • Познакомить учащихся с основами музыкальной грамоты и приёмами игры на блокфлейте.
  • Способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма, эмоциональности, артистизма, музыкального  художественного  вкуса.
  • Способствовать развитию этических чувств, справедливости, трудолюбия, аккуратности и целеустремленности, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, ответственности за общее дело.
  • Познакомить с  традициями  и обычаями  русского народа.
  • Способствовать развитию физических способностей (специальные исполнительские приемы дыхания развивают органы дыхания, постоянная работа над исполнительской техникой стимулирует развитие беглости пальцев и четкость координации движений),
  • Способствовать развитию интеллектуальных способностей (работа над произведениями тренирует память).
  • Способствовать в осознании  себя как личности в процессе общения с музыкой.
  • Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебно-методическое  пособие предназначено для обучения игре на блокфлейте всех воспитанников, вне зависимости от способностей и предшествующего музыкально-творческого опыта. А также для учителей и учащихся общеобразовательных школ, занимающихся в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом  по модулю «Коллективное  инструментальное музицирование». Тетрадь содержит возможности для сольной и ансамблевой художественно-творческой деятельности  детей и является начальным курсом освоения игры на духовых инструментах.

Неслучайно музыкальным инструментом для обучения начинающих музыкантов выбран ближайший родственник русского народного инструмента свирели, блокфлейта – несложный духовой инструмент, начальный инструмент духовиков – музыкантов. В основу обучения положено ансамблевое (коллективное) музицирование, где воспитанники могут себя представить музыкантами военного оркестра.

В кадетских корпусах России обучение музыкальному искусству появилось уже с конца 1880-х годов и сразу стало традицией. Сегодня невозможно представить образ кадета вне его умения музицировать. Инструментальное музицирование в составе ансамблей и оркестров способствует интеллектуальному, культурному, нравственному и физическому развитию кадет, их адаптации в жизни общества, формированию высокого патриотического сознания, гражданской идентичности.

Блокфлейта подходит для воспитанника начальной школы, так как она очень лёгкая по весу, с нежным тембром и удобным расположением пальцев на звуковых отверстиях корпуса инструмента. Мой опыт занятий с детьми, а также практика мировой музыкальной педагогики  доказывают, что с помощью этого нехитрого инструмента огромное количество детей радостно познают мир музыки.

Рабочая тетрадь состоит из 3-х частей, рассчитанных на 3 года обучения. Музыкальный материал рабочей тетради выстроен по принципу от «простого к сложному», с учётом календарных дат памятных событий, народных и российских праздников. Это знакомит  учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений.

Первые шаги, начиная именно с русской народной песни не случайны. В жизни каждого человека песня играет немаловажную роль. Начиная с колыбельной, которая звучит над нами с первых дней, песня сопровождает нас всю жизнь. Невозможно познать Россию – ни прошлого, ни настоящего – без русской народной песни. Нам когда-то подарили эти песни наши бабушки и мамы, а наш долг – передать их в наследство нашим детям и внукам. Народная песня – это корни, связывающие человека с историей своей Родины. Это мудрость, точность мысли, богатство родного языка, высокая духовность и духовная щедрость.

Следующая дата связана с Днём Матери. Есть в нашем мире слово вечное, короткое, но самое сердечное. Оно прекрасное и доброе, оно простое и удобное, оно душевное, любимое, ни с чем на свете несравнимое - Мама!

Далее ребята готовятся к празднику, который напрямую  связан с нашей школой. Отмечается он в России 19 ноября - День ракетных войск и артиллерии.

Следующий разворот тетради для воспитанников, наверное, самый любимый, но не очень простой. За короткий срок нужно успеть подготовиться для волшебного праздника Нового года и праздника Радости большой – Рождества. Юные музыканты с огромным желанием и стремлением изучают музыкальный материал, ведь им предстоит принимать участие в ежегодном фестивале Рождественской песни, который проводит Царскосельское благочиние. Проходит этот фестиваль в павильоне Софийского собора  города Пушкина - Санкт – Петербурга.

С каждым новым календарным праздником ученики коллектива совершенствуют свои музыкальные способности, подготавливая музыкальные поздравления, сюрпризы, подарки для своих родных, дорогих, близких людей. Такие праздники как День защитника Отечества, Международный  Женский  день волнительны и ответственны не только для самих ребят, но и для их родителей, ведь ребята через музыку передают самые нежные, добрые, душевные, искренние поздравления. Следущий этап - подготовка к Пасхальному фестивалю.

Завершается рабочая тетрадь музыкально-патриотическим материалом  к Главному празднику -  «День Победы». В нашей школе проходит много мероприятий, связанных с этой датой. Традиционные концерты в Доме ветеранов Великой Отечественной войны, в  мемориальном комплексе защитникам Ленинграда, в Совете ветеранов города Павловска    оставляют глубокий душевный след в сознании юных музыкантов. В рабочей тетради предусмотрено место, где каждый ученик может выразить переполняющие его чувства, написать пожелание ветерану. Пособия содержит большой блок военно-патриотических песен. Военная музыка существовала на Руси с глубокой древности и имеет богатые традиции. При Иване IV в 1547 г. впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России. С реформами Петра I, создавшего военно-оркестровую службу, связано возникновение духовых оркестров. По указу 1711 г.в каждую воинскую часть вводился небольшой духовой оркестр, а в 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр. В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. Большое значение придавал военной музыке великий русский полководец Суворов, считая, что «звуки марша оркестра удесятеряют силы русских бойцов».

Учебно - методический комплект заканчивается «Прощанием славянки» -  символом России и Российской Армии.  Марш Василия Ивановича Агапкина, написан  в 1912 году. Мало кто знает, что он «расписан» по ролям. Флейты, кларнеты и саксофоны «плачут» вместе с женщинами, а трубы и ударные зовут мужчин на фронт. За рубежом этот марш является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем России.

Таким образом, мною  выстроены  рабочие тетради для ансамблевого музицирования на блокфлейтах. Я старалась подбирать музыкальный материал так, чтобы детям было  заниматься  не в тягость, а с удовольствием!  И тогда у них всё получится, они всё преодолеют!  Только тогда это будет работать на результат:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей  многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач  в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспи...

Статья "Реализация технологии инструментального музицирования на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Статья посвящена  особенностям использования   технологии  музицирования  на свирели в процессе музыкального обучения.Данный материал  опубликован  в сборнике научны...

«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

"Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Этот мастре-класс предназначен для учителей музыки и музыкальных руководителей в помощь  в работе.Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использова...

Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки и внеурочной деятельности.

На современном этапе образования одной из важнейших  задач является  развитие творческих способностей обучающихся для их успешной самореализации. Овладение способностью к реализации творческ...