МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Работа с учащимися в классе ансамбля».
методическая разработка по музыке на тему

Гагарина Светлана Александровна

Ансамбль - одна из важных сторон в гармоничном развитии юных музыкантов, так как способствует развитию ритма, внимания, слухового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                             

                 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Тема: «Работа с учащимися в классе ансамбля».

Преподавателя класса аккордеона Гагариной Светланы Александровны.

                                             

Дети поступают в музыкальную школу, проявив желание научиться играть на понравившемся инструменте. Задача преподавателя с первых уроков заинтересовать ребёнка так, чтобы с каждым новым занятием у него было желание как можно больше узнать нового и интересного в волшебной стране музыкальных звуков. Во многом этому способствует игра в ансамбле, которую любят все учащиеся, занятия в классе ансамбля – одна из важных сторон в музыкальном образовании учащихся.

Любовь к игре в ансамбле закладывается на начальном этапе обучения, чем раньше это произойдёт, тем больших результатов учащийся может достигнуть в будущем. Играть в ансамбле с преподавателем ученик начинает практически с первых уроков,  вначале это маленькие попевки или даже отдельные звуки. Постепенно задача усложняется, и учащиеся начинают играть друг с другом. Задача преподавателя подготовить их к этому серьёзному шагу, объяснить, чем отличается игра в ансамбле от сольного исполнения, предупредить, что очень важно слушать не только себя, но и партнёра, что игра в ансамбле это очень большая ответственность. В данном случае нужно ощущать себя частичкой целого, хоть и небольшого коллектива, даже дуэта, а звучание произведения должно быть таким, как будто играет один исполнитель.

С детьми младших классов, прежде чем проводить общую репетицию предстоит более пунктуально проработать каждую партию: объяснить ритмический рисунок, штрихи, динамические оттенки, аппликатуру, т.к. они ещё не овладели навыком чтения нот с листа.

Ансамбль - это диалог музыкантов, которые рассказывают историю при помощи музыкальных звуков, которую поведал композитор - грустную или весёлую, шуточную или серьёзную, где нотки плачут или смеются.

В желании заниматься творчеством большую роль играет выбор репертуара. Вначале следует сделать акцент на знакомых произведениях: песенках из мультфильмов, детских песенках, знакомых мелодиях, возможен выбор  по желанию детей, главное, чтобы эти произведения были интересны и доступны.

В последующих классах, по мере усложнения художественных задач, усложняются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование тембральных возможностей и т.д.

Приступая к работе над музыкальным произведением, преподаватель должен прежде всего дать общее представление о нём, рассказать о характере, стиле, возможных трудностях, поставить конкретные задачи в предстоящей работе, а также проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать с помощью записей, затем рассказать о значении и функции каждой партии.                  

Игра в ансамбле, как нельзя лучше, дисциплинирует ритмику, учит считать паузы, вступать вовремя, совершенствовать чтение нот с листа. Преподаватель обязан научить всему этому своих учеников, постепенно от репетиции к репетиции, ставя перед ними всё новые более сложные задачи, необходимо научить детей очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, как одновременно, слушая себя, слушать своего товарища.

Преподаватель должен объяснить, что при сольном исполнении ученик слушает только себя и его небольшие погрешности могут быть незамеченными для слушателей, в ансамбле учащийся отвечает не только за себя, но и за партнёра, т. к. качество исполнения произведения зависит не только от него, нужно быть готовым для взаимовыручки, вовремя подхватить, если

                                                                                                                                                         

вдруг партнёр ошибся и постараться все погрешности свести до минимума.  В ансамбле это сделать очень трудно, т.к. нужно идеально знать не только свою партию, но и партию партнёра, для этого полезно предложить учащимся проанализировать вторую партию, может быть даже на время поменяться ими, тогда каждый участник будет знать «подводные рифы» этого произведения.

Не менее важно, чтобы  участники ансамбля послушали свою партию со стороны, для этого преподаватель исполняет произведение по очереди с каждым учеником, затем все вместе анализируют и делают соответствующие выводы, полезно послушать это произведение в исполнении других участников или профессиональных музыкантов.

Преподаватель заранее должен предупредить о возможных трудных вариантах в произведении, это могут быть, например, продолжительные паузы, которые вызовут боязнь пропустить момент вступления, необходимо объяснить, что преодолеть напряжение очень просто – нужно пропеть про себя звучащую у партнёра мелодию. Пауза имеет огромное выразительное значение, недооценка этого - распространённый недостаток у учащихся.

Также трудно в дуэте добиться равновесия звучания, задача усложняется, когда правильность равновесия нужно достичь не в отдельном аккорде, а в параллельно проходящих голосах – терциях, секстах, октавах, это требует большой тренировки и внимания.

Очень важно научить исполнителей не только одновременно брать звуки, но и одновременно «снимать звуки», т.к. «грязные» аккорды производят неприятное впечатление.

Есть ещё сложности - передача партнёрами друг другу «из рук» в «руки» пассажей, мелодий. Участники ансамбля должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передать её партнёру, не разрывая музыкальной ткани.

         Игра в ансамбле помогает учащимся преодолеть присущие им недостатки: неумение держать темп, ритмическую неустойчивость. Ритмическая неустойчивость часто связана с тенденцией к ускорению, обычно это происходит при нарастании силы звучания, эмоциональном возбуждении, которое учащает ритмический пульс в стремительных пассажах, когда хочется скорее «проскочить» опасные такты. Каждый из учеников ускоряет движение, это постепенно развивается с неумолимой цепной реакцией и увлекает к неизбежной «катастрофе».

Задача преподавателя – добиться от участников ансамбля  качественного, артистичного исполнения репертуара, для этого необходимо включать в программу учащихся как можно больше разнохарактерных произведений, а также необходимо пробудить в них интерес слушать музыку в исполнении профессионалов.

Ещё один распространённый недостаток ансамблевого исполнения – динамическое однообразие, которое приводит к неинтересному, «скучному» прослушиванию  данной пьесы. Задача преподавателя определить общий динамический план произведения, выявить кульминацию, объяснить, что динамика ансамбля всегда шире и богаче динамики сольного исполнения, что в определённом месте  кто – то будет на первом плане, а кто – то на втором, но при этом обе партии важны, каждая по -  своему. Учащиеся должны как бы на одном дыхании передать образ, который задумал композитор и чувствовать себя на сцене свободно и уверенно, т.к. от этого зависит и восприятие произведения слушателями.

На занятиях класса ансамбля преподаватель должен уделять большое внимание работе над чистотой интонации, ровностью и характером звучания, динамическому соотношению голосов, единству штрихов, аппликатуре.

Малозаметный, иной раз, в сольной игре ритмический недочёт, в ансамбле может резко нарушить целостность впечатлений и быть причиной «аварии» при публичном выступлении.

Большой залог успеха – правильный подбор участников ансамбля. Учащиеся должны быть близки по уровню технического и эмоционального развития, т.к. ансамбль -  это коллектив и он должен быть естественным и органичным для каждого исполнителя .

Концертное выступление – ответственный момент для исполнителей, которые должны заранее быть к нему готовы – уверенно знать свою партию, представлять характер произведения, темп. Этому должны предшествовать неоднократные репетиции и желательно на сцене, где будет проходить концерт.

Ещё заранее партнёры должны договориться, кто будет показывать вступление, они должны одинаково чувствовать темп, ещё не начав играть, музыка начинается уже в ауфтакте. На первом этапе можно рекомендовать просчитать пустой такт, в дальнейшем это становится излишним, достаточно дать только затакт.

Важно научить учащихся правильно выходить на сцену, правильно сделать поклон, сесть и собраться, а отыграв, поклониться и уйти со сцены – всё это влияет на общее впечатление от выступления.

Игра в ансамбле – это трудная и кропотливая работа, учащиеся должны получать удовлетворение от совместного творчества, почувствовать радость, взаимную поддержку, тогда можно считать, что занятия в классе ансамбля дали важный результат, что преодолён рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста, тогда у детей появится интерес продолжать работу в данном направлении, совершенствовать свою игру в ансамбле.

Литература:

Е. Сорокин «Фортепианный дузт»

А. Готлиб «Первые уроки фортепианного ансамбля»

Т. Гайданович «Инструментальный ансамбль»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....

Методические разработки для работы с учащимися по описанию картинок на уроках немецкого языка во втором классе в школе с углублённым обучением иностранному языку

 Во втором классе учащиеся только приступают к изучению иностранного языка. Так как иностранный язык является для них новым предметом и даже новым явлением, то от учителя на этом этапе зав...

Методическая разработка Тема: «Развитие эмпатии учащихся младших классов ДШИ через предмет «Слушание музыки».

Методическая разработка посвящена проблеме музыкального развития ребенка. Одним из основных ценностных ориентиров свременного музыкального образования является проблема развития личности ребенка, в ча...

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 5 класса по теме "Семья"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме " Семья" +тех карта...