Методический семинар. Тема: «Социализация личности учащихся на уроках математики»
методическая разработка

Сансуева Ханда Цырендашиевна

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_uchitel_goda.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Социализация личности учащихся на уроках математики»

Международное исследование PISA показывает, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 

Сегодня знания не самоцель. Школа должна дать подростку необходимый багаж универсальных учебных действий, позволяющий ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться к жизни за пределами школьных стен, самостоятельно принимать обдуманные решения и нести за них ответственность.

Мы хотим, чтобы у человека, окончившего школу, были способности мышления и понимания, чтобы он мог ставить цели и имел опыт социального действия, чтобы он свободно вступал в содержательное взаимодействие и коммуникацию, понимал других людей и мог объяснить свои собственные идеи, то есть достигших удовлетворительного уровня функциональной грамотности.

Для этого Школа должна предоставить будущему поколению возможности освоения культурных способов мышления, коммуникации и действия, овладения исследовательской, проектной, управленческой деятельностью, умениями применять полученные знания в своей практической деятельности.

Поскольку в школе обучаются дети хорошо успевающие и наименее успешные ученики, необходимо создавать условия для успешного образования каждой группы обучающихся.

Решение проблемы социализации учащихся осуществляю на уроках математики в следующих аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем («полёт» детской фантазии).
         Веду работу по формированию навыков и приёмов работы, обобщенного характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы:
         Учимся решать задачи и проблемы – изучаем освоение способов и приёмов проектной деятельности.
         Учимся думать – проводим знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях.
         Учимся работать с текстом – совершенствуем способы осознанного чтения, понимания прочитанного, умения соотносить задачу и рациональный способ чтения.
        Учимся исследовать – осуществляем освоение способов и приёмов основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего – постановки и доказательства гипотез.
        Учимся работать вместе – осваиваем основные технологии совместного решения проблем, интеллектуального сотрудничества.
        Учимся удобно учиться – знакомимся с индивидуальными особенностями, рассматриваем рациональные способы самоорганизации в учебной деятельности.
        Учимся строить планы на будущее – формируем готовность к профессиональному и личностному самоопределению. 
       При работе с учащимися 9 – 11 классов, основой мотивации служит не только успешное завершение учёбы в школе, сдача государственных экзаменов и поступление в ВУЗы, но и умение правильно вступить во взрослую жизнь. При изучении математических наук в таких классах акцент делаю не на изучении довольно сложной теории, хотя и без неё не обойтись, а на «очеловечивании» математики, на её практическую направленность.

       Математика учит логически мыслить, а значит, поможет оценить различные жизненные ситуации, сделать прогноз и принять верное решение. Математика учит проводить расчеты, но не сами по себе, а при решении жизненных ситуаций. Например, проводим расчёты для ремонта квартиры, правильного получения кредита или наиболее выгодного размещения личных средств на вкладах в банках. Математика позволяет разбираться в статистической информации, и мы рассматриваем статистические данные предоставляемые СМИ и находящиеся в сети Интернет.
        Для таких классов математика не самоцель, а практическое руководство к действию, залог успешного продвижения вперед к намеченной в этой жизни цели.
        Взаимоотношения со старшеклассниками на уроках выстраиваю с учётом индивидуальных характеристик личности ученика, на основе социального партнёрства и творчества. Формируется интеллектуальная способность ученика к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненных установок и готовности к дальнейшему самообразованию.

 Для групповой формы работы подходят задания, имеющие несколько способов решения, например, задачи с неполным условием или не имеющие решения, с лишними данными.

На уроках геометрии можно предложить метод «Теорема - пазл».   Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем -  что дано и что требуется доказать, на четвертом - доказательство. Все теоремы курса собраны в одном пакете.

Привлекают внимание учащихся и поддерживают их познавательную деятельность ассоциации вместо правил. Например, для лучшего запоминания значений тригонометрических функций  на уроках геометрии знакомлю учащихся 8 класса с «Тригонометрией в ладони»  

 - Ребята, оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» на вашей ладони.

 Для учащихся 5 – 7 классов ведущей деятельностью является – игровая, поэтому предоставляются возможности сочетать урочную форму с игровой на закрепление полученных знаний и развитие навыков их применения в различных ситуациях. Благодаря игре ребята получают возможность применить знания и навыки в конкретной деятельности, получить новый опыт общения и поведения. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны, каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Эмоциональные совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Знания приобретают вкус и цвет жизни.

Игра «Математический баскетбол». Класс делится на две команды. Существует набор разноуровневых заданий по определенной теме, за решение которых можно получить 1, 2 или 3 балла. На обсуждение и предварительное решение отводиться 15 минут. Право первого броска определяется по жребию. Первая команда выбирает задание, решает его и предлагает решить соперникам. Если соперники решают правильно, то считается, что мяч в корзину не попал; если не правильно, то считается, что мяч попал в корзину. Если команда «бросающая мяч» сама допускает ошибку в решении, то «стоимость» задания увеличивается на 1 балл. Если ни одна команда не справилась с заданием, то учителем назначается «штрафной бросок в корзину с домашним заданием». На начале следующего урока обязательно нужно проверить решение таких заданий. В конце игры подводятся итоги.

 Проведение уроков в форме учебной деловых игр также способствует формированию социальной компетентности учащихся.

 Например, урок – деловая игра «Редакция» по теме «Признаки равенства треугольников» в 7 классе. Учебное занятие начинается с построения модели игры, целеполагания, распределения ролей, функции всех участников. Класс делится на разноуровневые группы - отделы. В ходе игры актуализируются знания учащихся, выполняются задания по группам, причем результат одной группы используется другой. Задания прикладного характера требует совместного обсуждения и решения, творческого применения знаний. При проведении отчета осуществляется самооценка, взаимооценка учебной деятельности. Результаты (решения самостоятельных работ) помещаются в газету – продукт деятельности редакции. Игра завершается этапом рефлексии. На таких занятиях созданы условия для развития у детей социальной культуры, проявления инициативы и стремления обеспечить успех группы, готовности к психологическому контакту и взаимопомощи, самооценки качества своей работы с позиции её вклада в общий результат деятельности.
          
По степени сложности различают следующие типы процесса социализации:
 • выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания; 
 • восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы,  воспринимать события и динамику процесса в группе; 
 • открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими; 
 • сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других; 
 • формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации; последовательность в обучении; умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы; 
          Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны. 
          Вот несколько тем таких проектов по математике:
          1. Как обсчитать бюджет семьи?
          2. Сколько стоит ремонт?
          3. Грамотный покупатель.
          4. Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
          5. Числа вокруг нас.
          6. Математика в педиатрии.
          7. Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.
          8. Статистика не существует без процентов.
          9. Приложения определённого интеграла в экономике.
         10. Изготовление набора для решения задач с пространственными телами.
         11. Многогранники в архитектуре нашего села.
         Уроки математики необходимо проводить в форме мастер-класса. При этом в роли учителя выступают ученики, которые с удовольствием делятся знаниями и умениями со своими одноклассниками. Такие уроки развивают самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся. Мастер-классы способствуют развитию коммуникативных навыков, формируют представление о значимости математических понятий в социальной жизни человека, а также умение определять личностную роль каждого в обществе.
          В своей работе для успешной социализации ученика я использую следующие методические средства:

  • договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;
  • диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;
  • обратная связь. Ученик или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции.
  • создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;
  • создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем учащегося, учитель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.

Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.

     Часто на уроках я использую взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах урока Проверка и оценивание  проводились по эталонам и критериям, данным мною на доске.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что социальная компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и любого возраста. Главным является не предмет, а личность которую мы формируем. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Здесь уместны слова Конфуция «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал».

Я искренне верю, что вся работа по социализации поможет моим ученикам:

  • приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • научит детей чувствовать и понимать других людей;
  • приобщит к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
  • даст понимания «ценности» каждого и всего живущего и растущего на Земле

  Абсолютно очевидно, что вся работа по формированию процесса социализации школьников, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества математических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами общества.

 Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации

Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей среде, способным применять полученные знания в своей практической деятельности. При этом у него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Присущий выпускнику школы социальный оптимизм базируется на универсальной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.

Следовательно, выпускник должен обладать высоким уровнем образованности, свойствами духовного, психического, физического, социального развития, личностными качествами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"

Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие....

"Социализация личности учащихся на уроках математики"

Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных нор...

Методический семинар "Организация групповой деятельности учащихся на уроке"

План проведения методического семинара по организации групповой деятельности учащихся на уроке....

Социализация личности учащихся на уроках математики

quot;Социализация личности учащихся на уроках математики" - тема моего доклада на ГМО учителей математики...

Презентация. Тема семинара: «Социализация личности учащихся на уроках математики»

Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации....