Формирование коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки (СБО)
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему

Марченко Галина Васильевна

Использование альтернативной коммуникации для детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 46 «Центр Реабилитации и Милосердия»

г. Санкт - Петербург

Учитель: Марченко Галина Васильевна

Формирование коммуникативных навыков на уроках СБО

в 9 «Б» классе «особый ребёнок».

Современные изменения в организации и содержании специального образования , обусловленные внедрение ФГОС ОВЗ, предполагают использование в качестве основной методологической составляющей деятельностного подхода. В соответствии с этим подходом , развитие личности обучающегося с ОВЗ, а в частности обучающегося с умственной отсталостью, зависит от характера организации доступной ему деятельности. Одним из основных структурных компонентов деятельности при обучении детей с умственной отсталостью, являются коммуникативные базовые учебные действия. Формирование данных БУД является основополагающим для достижения основных целей специального образования и его направленности на максимальную социальную адаптацию обучающихся. Проблема общения данной категории детей со своими сверстниками и с взрослыми является важным звеном в общей схеме формирования социальной компетенции выпускников коррекционных школ. Система формирования базовых учебных действий во многом совпадает с системой коррекционно-развивающего обучения, и поэтому система формирования коммуникативных навыков остается важным компонентом любой деятельности педагогов специального образования.

Одной из задач изучения предмета социально-бытовой ориентировки в школе VIII вида является создание условий для всестороннего развития личности, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности. Для выполнения этой задачи необходимо в первую очередь научить детей общаться, формулировать свои мысли, уметь обращаться за помощью, так как жизнь в обществе – это постоянный, беспрерывный процесс общения.  Большим препятствием на пути формирования коммуникативных навыков является часто встречающееся недоразвитие речи обучающихся с умственной отсталостью. Соответственно таким детям очень сложно в дальнейшем принимать и воспроизводить получаемую и выдаваемую информацию. По причине недоразвития всех основных психических функций, развитие речи таких детей изначально носит патологический характер.

Для преодоления этих препятствий на уроках СБО применяются различные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые. Дети должны как можно больше времени проводить в здоровом общении. Поэтому свои уроки я стараюсь проводить таким образом, чтобы общение обучающихся со мной и друг с другом было максимальным. Общаться ребята будут только в том случае, если происходящее на уроке им будет интересно, это непререкаемая истина. В самом начале урока необходимо «включить» детей в процесс общения. Я делаю это при помощи «интересных минуток» и потешек. Заинтересовав детей, получаю полностью в свое распоряжение их внимание, а это уже половина успеха.  Поэтому, при подготовке к уроку необходимо продумать, при помощи каких приемов можно завладеть вниманием детей в классе. Главное, общение должно происходить на легком уровне. Необходимо создать атмосферу доверия между учителем и учеником.  Обучение общению происходит на каждом уроке, не зависимо от изучаемой темы и раздела.  Сложной  для умственно отсталых школьников является диалоговая речь. Ведь ребенку необходимо почти одновременно выполнить несколько операций: выслушать собеседника, понять его,  подумать над ответом, правильно сформулировать мысль, следить за развитием мысли второго участника диалога. Формирование диалоговой речи,  без которой невозможно общение, происходит при проведении игр. Игру на уроке СБО я стараюсь организовать практически на каждом занятии. Дети всегда с удовольствием принимают участие в играх, даже те, кто не всегда настроен позитивно на выполнение заданий, всегда оживляются при проведении игры. Игры-соревнования, деловые игры, сюжетно ролевые игры – это неполный перечень форм проведения этапов урока, во время которых успешно формируются коммуникативные навыки, развивается речь обучающихся. Приведем примеры.

При изучении темы «Питание» провожу много практических работ. Игр, соревнований, мастер – класс. Отрабатываю коммуникативные навыки: пользование ножом, тёркой, навыки обработки продуктов. С говорящими детьми использую диалог, с неговорящими использую пиктограммы, технологические карты. Каждый ученик должен рассказать последовательно о приготовлении того или иного блюда. Каждый участник игры должен кратко сформировать свои обязанности, что помогает детям научится последовательно и развернуто формулировать свои мысли.

При изучении темы «Транспорт» отрабатываю навыки поездки в городском транспорте. Для этого использую сюжетно-ролевые игры: «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае», «Поездка в троллейбусе», «Поездка в метро»; практические занятия, просмотр презентаций и мультимедийных фильмов, закрепляю диалог «Кондуктор - пассажир».  

С большим удовольствием дети участвуют в обсуждении воображаемых жизненно-важных ситуаций. Например, при изучении темы «Распределение обязанностей в семье», мы раздаем воображаемые роли ученикам, все они без исключения с удовольствием принимают эти роли, вступают друг с другом в диалог, отвечают на вопросы, делают выводы. Помимо развития коммуникативных навыков, данный способ общения создает благоприятный микроклимат в классе, часто такое общение приводит к тому, что дети выходят за рамки воображаемых ситуаций, задают вопросы, касающиеся своей реальной жизни, спрашивают совета. Это помогает им научиться не только обсуждать проблемы, поставленные в ходе проведения урока, но и уметь обращаться за помощью и советом к взрослым.

При изучении темы «Торговля» так же целесообразно использовать метод моделирования реальных ситуаций. Игры «Магазин», «Ярмарка» зарекомендовали себя как отличный способ формирования коммуникативных навыков. Во время проведения игры «Магазин» дети меняются ролями «продавца» и «покупателя». Каждому из них предоставляется возможность попробовать себя в той или иной роли. Развитие навыков культурного общения происходит при обыгрывании ситуаций покупки и продажи товара. Можно усложнить задачу, предложив детям не называть наименование товара, а попробовать угадать товар по его описанию. Этот прием помогает детям установить соответствие между словом, обозначающим предмет и конкретным его образом. Проведение игры «Ярмарка» проводится после подготовительной работы, в ходе которой школьникам предлагается найти в предлагаемых источниках необходимую информацию (стихи, песни, прибаутки), привлекаются к работе родители, в совместной деятельности с которыми также формируются навыки общения детей со взрослыми.

Использование ИКТ на уроках СБО позволяет научить детей проговаривать наблюдаемые ситуации, давать свою оценку событиям и их участникам. Для достижения этой цели одним из этапов урока провожу просмотр обучающих видеороликов и  мультфильмов в сети интернет.  Например, при изучении темы «Культура поведения»,  «Правила личной гигиены» и других тем, дети с удовольствием дают устную оценку поведению персонажам обучающих мультфильмов. Зрительное и слуховое восприятие информации одновременно создает более яркие образы, улучшает память, формирует мышление школьников.

Физминутки  так же благотворно влияют на формирование навыков общения обучающихся. Проведение тематических физминуток под речевое сопровождение позволяет исправлять недостаточную выразительность речи. Многократное повторение речевого сопровождения двигательных упражнений регулирует правильную интонацию, помогает детям следить за темпом речи, за ее выразительностью.

Распространенной формой проведения уроков СБО являются экскурсии. Экскурсии проводятся на предприятия бытового обслуживания, в магазины, на рынки, на ж/д и автовокзалы, в поликлиники, библиотеки и т.д. Экскурсия является практическим закрепление навыков общения, полученных на уроке в классе. В ходе проведения экскурсии школьникам приходиться общаться не только с хорошо знакомыми людьми, но и с незнакомыми. При проведении таких уроков обучающие приобретают  огромный опыт общения не только в ходе проведения самой экскурсии, но и в процессе оценки собственных достижений и обмена впечатлениями с учителем и друг с другом.

Зам. директора  школы                                                                          Иванова Л.Л.

Директор школы                                                                                               Шабанова Е.А.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»

Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...

доклад "Формирование модели выпускника на уроках социально - бытовой ориентировки"

Доклад для выступления на методическом объединении или педагогическом советеЦель работы по социально – бытовой ориентировке-формирование  у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, ...

Формирование коммуникативных навыков на уроке английского языка

В статье описаны цели и методы работы на уроке по формированиею коммуникативных навыков....

Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся

Выступление на  семинаре по теме «Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся»...

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО

Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило,  имеющего  ограничения контактов с м...

Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки

В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО,  способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игро...