Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
методическая разработка на тему

Морозова Любовь Ивановна

Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Д О К Л А Д

Тема: «Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки»

           Каждый урок СБО представляет сложную дидактическую систему, состоящую из:

  1. Содержания, проявляющегося через различные источники – слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, художественную литературу, средства наглядности и т.п.
  2. Различных звеньев обучения – формирование новых знаний (усвоение нового материала); закрепление, упражнения, проверка усвоения учебного материала; повторение; использование усвоенных знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;
  3. Различных методов и приемов обучения.

Уроки СБО, как и все учебные занятия в специальной школе 8 вида,

имеют коррекционно-развивающую направленность.

             На каждом уроке решаются три задачи – обучающая, воспитательная и коррекционно-развивающая. Постановка этих задач предъявляет к уроку следующие требования:

     1.При разработке тематического планирования учителю необходимо правильно определить место данного урока в системе уроков по определенной теме или разделу. На уроке должна быть обеспечена связь изучаемого материала с ранее усвоенными сведениями, а также проведена подготовка к изучению последующих тем. Например, урок по теме «Правила личной гигиены» относится к программному разделу «Личная гигиена», дается в 5 классе в первой четверти м на изучение этой темы отводится 8 часов. Учащиеся получают представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Далее, при последующем изучении темы «Личная гигиена» в 6,7,8,9 классах учитель непосредственно обращается к тем знаниям и умениям, которые ученики уже имеют. Другой пример: раздел «Средства связи» изучается на протяжении всего курса СБО с 6 по 9 класс. В 6 классе учащиеся учатся писать адрес на конвертах, затем в 7 классе заполняют бланки бандеролей ( написание адреса отправителя и адресата), в 8 классе используют знание адреса при вызове аварийной службы (сообщение точного адреса своего или места аварии), в 9 классе заполняют бланки для отправки посылок, почтового и телеграфного переводов.

         2.В процессе подготовки к уроку учитель должен ясно представлять цель урока и точно сформулировать ее в плане или конспекте урока. Цель реализуется в комплексном решении дидактических задач (образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной). Решая коррекционно-развивающую задачу на уроке СБО, учитель стремится на основе реального жизненного материала формировать у учащихся способность к установлению причинно-следственных зависимостей. Например, анализируя свертывание белка в горячей воде, учащиеся делают выводы о том, что при отваривании яйца белок будет изменять консистенцию от жидкой к твердой в зависимости от времени варки. Созданию условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке может способствовать использование проблемных ситуаций. В их основу берутся вопросы, подобные следующим: « Что может случиться с человеком, который съест продукт питания с истекшим сроком хранения?», «Как ты думаешь, что случится с белой майкой, если ее постирать вместе с красным полотенцем?» и т.п.

        3.Необходимо продумывать оптимальную организацию труда учащихся и отбирать приемы и методы, адекватные поставленным на данном уроке задачам. При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого учащимся на уроках СБО, учитель ориентируется на требования к их знаниям и умениям, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем и сложность материала возрастают. Это, в свою очередь, определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы. Учащиеся с ограниченными умственными возможностями не способны к долговременному восприятию отвлеченного учебного материала. При построении урока это необходимо учитывать и не допускать слишком длительных периодов на уроке, когда учебный материал воспринимается только со слов учителя. Например, при изучении темы «Виды писем» учитель сообщает, что письма могут быть разными (закрытые, открытые, простые, заказные). Далее учитель вовлекает детей в беседу, он задает вопросы, выявляет знания учащихся по теме, демонстрирует виды этих писем, учащееся находят их особенности, различия.

       4.Оборудование, используемое на уроке, включая средства наглядности и технические средства обучения (ТСО), должно соответствовать его цели и задачам. Обстановка кабинета, приближенная к реальной жизни, помогает умственно отсталому ребенку осуществлять перенос полученных знаний, умений и навыков в реальные жизненные ситуации.

     5.Следует  использовать любой урок для активного содействия формированию положительных качеств личности учащегося. В зависимости от содержания урока учитель определяет конкретные воспитательные задачи:

               - формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;

               - воспитывать чувство коллективизма и ответственности за себя и товарищей на занятиях, требующих совместной деятельности (ролевые игры, бригадные практические работы);

               - воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;

               - способствовать развитию эстетического вкуса и этических норм поведения.

                                       Литература:

  1. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида.

М. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

      2. Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников    специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» Издание 2-е. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету «Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII   вида является формирование  у каждого ребенка необходимого запаса знани...

доклад "Формирование модели выпускника на уроках социально - бытовой ориентировки"

Доклад для выступления на методическом объединении или педагогическом советеЦель работы по социально – бытовой ориентировке-формирование  у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, ...

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

Методическая разработка технологической карты урока согласно требованиям ФГОС по Социально-бытовой ориентировке в 4 классе. «Приготовление салата Оливье».

Методическая разработка составленна с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.Направленна для подготовки к успешной адаптации детей в 5 классе.На занятии происходит знакомство детей с предметом Социально - ...

Открытый урок социально-бытовой ориентировки в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств"

   Представлен открытый урок в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств". При проведении урока использовались различные образовательные технологии: игровая техно...