Открытый урок социально-бытовой ориентировки в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств"
план-конспект урока (5 класс)

Л.В.Михайлова

     Представлен открытый урок в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств". При проведении урока использовались различные образовательные технологии: игровая технология (дидактические игры, загадки),  здоровьесберегающие технологии (физминутка, смена видов деятельности), проектные технологии (изготовление тематического альбома "Транспорт").

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская  школа-интернат»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого  урока

 социально-бытовой  ориентировки

в  5  классе

по  теме:

«Основные  виды

транспортных  средств»

  Учитель: Михайлова Л.В.

Тема урока: Основные виды транспортных средств.

Класс: 5

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: познакомить  учащихся с  основными  видами  транспортных  средств.

Задачи:

обучающие:

- познакомить учащихся с многообразием транспортных средств, их видами и

назначением;

- формировать умение описывать транспортные средства по плану:  название, вид транспорта;

коррекционно-развивающие: 

- развитие аналитических способностей учащихся, умения классифицировать, сравнивать и   обобщать;

- обогащение словарного запаса учащихся;

воспитательная: - воспитывать любознательность.

Предварительная работа: проведение общеобразовательной экскурсии, где учащиеся под руководством учителя целенаправленно наблюдают за движущимся по улице транспортом. Учитель обращает внимание учащихся на разнообразие машин по форме, величине, цвету, на то, что одни машины перевозят людей, другие - различные грузы.

Оборудование и наглядность: демонстрационный материал «Транспорт»; загадки по теме урока; атрибуты к дидактической игре; карточки для индивидуальной работы.

Методические приемы: беседа, рассказ учителя с элементами демонстрации, дидактическая игра, отгадывание загадок, индивидуальная работа по карточкам.

Ход занятия.

  1. Организация начала урока.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.

  1.  Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний по теме урока.

Цель: актуализация сведений, которые будут использоваться в процессе объяснения нового материала.

  • Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие. Вы любите путешествовать?

-Где вы бывали? (Ездили в санаторий, в лагерь, на соревнование, на концерт)

  • Скажите, а как вы добирались до места, это ведь бывает так далеко? (На автобусе, на машине, на поезде...)
  • Как, одним словом мы можем назвать эти средства передвижения? (Эти средства передвижения — транспорт)
  • Именно о видах транспорта мы будем говорить сегодня на уроке.

На улице нашей машины, машины,

Машины - малютки, машины большие.

Спешат легковые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы,

Машины выходят с утра на работу.

- Дороги, улицы, небо, водоемы заполняют различные виды транспорта. Они различны по размерам, форме, цвету, назначению, передвигаются с разной скоростью. Одни машины перевозят людей, другие грузы. Каждая машина имеет свое название, а все они могут быть определены одним словом - «транспорт».

    Вывешивается табличка «Транспорт».

  • А какие транспортные средства вы знаете?

    Дидактическая игра «Цепочка».

III. Постановка цели и задач урока.

Цель: активизация внимания учащихся и формирование первоначального    интереса

           к изучаемому предмету.

  • Вы назвали много транспортных средств. Но всех их можно разделить на большие группы или классы. Об этом мы и будем с вами говорить сегодня.

  1. Изучении нового материала.

Цель: сообщить теоретические сведения, дать учащимся конкретные    представления

          об изучаемом вопросе.

Исторические сведения о возникновении транспорта.

  • Что это за слово такое - транспорт? Откуда оно пришло? Может быть, кто из вас знает?
  • Ребята, слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает «перемещать». Вначале транспортом называли грузовые морские суда. Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы выгрузить товары, привезенные из дольних стран: чай, кофе, различные восточные пряности. В освободившееся место загружали новые товары, которые продавали в других странах. Разгружали такие суда люди с утра до вечера, ведь в те времена не было кранов, которые бы поднимали различные тяжелые грузы.

Корабли такими были,

Как игрушечные плыли.

Плыли месяц, плыли год...

Появился пароход!

А сегодня в океаны

Выплывают великаны

 Удивляет белый свет

 Быстрота морских ракет.

В XIX веке слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо». Зачем нам нужен транспорт? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из

одного поселения в другое на большие расстояния.

Первые транспортные средства появились в XII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой. Чем отличаются друг от друга телега и сани?

- В каких сказках вы видели сани? («Морозко», «Снегурочка», «По щучьему веленью»...)

  • Затем появились кареты. Карета - это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых.
  • Для передвижения по земле, воде, воздуху и даже под землей, для перевозки грузов и пассажиров служит транспорт.
  1. Виды транспорта по способу передвижения (почему движется транспорт):
  • наземный (автомобильный, железнодорожный, гужевой);
  • подземный;
  • водный;
  • воздушный.
  • Что такое наземный транспорт? Приведите примеры наземного транспорта.
  • Что такое водный транспорт. Приведите примеры.
  • Что такое воздушный транспорт? Приведите примеры.
  • Что такое подземный транспорт? Приведите примеры.
  1. Виды транспорта по назначению (для чего он нужен).
  • В зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится:
  • пассажирский;
  • грузовой;
  • специальный.
  • Как вы думаете, что мы отнесем к специальным видам транспорта?

  1. Физкультминутка.

Наша поездка.

На лошади ехали.

До угла доехали. — подскоки на месте

Сели в машину, - полунаклоны в стороны

Налили бензина. - с движением рук

На машине ехали - имитирующие повороты руля

До реки доехали.

На реке пароход. - 4 коротких шага вперед и назад

Пароходом ехали. - с плавным покачиванием рук

До горы доехали. — вытянутых вперед

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет. — разведение рук в стороны

Самолет летит, - покачивание туловища

В нем. мотор гудит.

  1. Закрепление изученного материала.

Цель: формирование определенных умений и навыков, активизация мыслительной и

          творческой деятельности.

1. Дидактическая игра «Чего не стало?».

Цель: закрепление представлений и знаний о разнообразии транспортных средств.

- Назовите транспортные средства, которые «стоят на стоянке».

Затем учащиеся закрывают глаза. Педагог убирает одно-два транспортных средства   или добавляет. Учащиеся открывают глаза и называют, каких  транспортных средств

не стало или наоборот, какие транспортные средства приехали на нашу стоянку.

  1. Отгадывание загадок.
  • Все дети любят отгадывать загадки. Я думаю, вы тоже. Сегодня я буду загадывать вам загадки по теме нашего урока, т.е. о транспорте. Вы должны назвать транспортное средство, о котором идет речь в загадке, и назвать вид этого транспортного средства. (Отгадывание загадок сопровождается демонстрацией транспортного средства)

Мимо машина с красным крестом

         На помощь больному промчалась бегом.

         У этой машины особенный цвет,

         Как будто халат белоснежный одет. (Скорая помощь)

          Без разгона ввысь взлетает,

          Стрекозу напоминает.

  Отправляется в полет

           Наш красавец ...(Вертолет),

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

Вот по рельсам мчит машина,

Держится за провода.

И не надо ей бензина,

Чтобы мчать туда-сюда. (Трамвай)

      На море, в реках и озерах,

      Я плаваю, проворный, скорый.

   Среди военных кораблей

  Известен легкостью своей. (Катер)

 Я в любое время года

 И в любую непогоду.

       Очень быстро, в час любой

Провезу вас под землей. (Метро)

Не пахарь, не кузнец, не плотник.

А первый на селе работник. (Лошадь)

  1. Работа в тетради по индивидуальным карточкам.
  • Отметь карандашами разного цвета наземный, воздушный, водный и подземный транспорт. Буквами  П, Г,С отметь пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
  • Может ли транспорт одновременно являться наземным и пассажирским?
  • Приведите примеры.

VII. Подведение итогов урока и оценка работы учащихся.

         Цель: воспроизвести основное содержание урока, выделить положительные  

                    моменты и недостатки в работе учащихся.

  • О чем мы сегодня говорили?
  • Какой бывает транспорт?
  • На какие еще группы можно разделить транспорт?

- Молодцы! Вы все  запомнили  и  очень  хорошо  работали.

VIII. Сообщение  домашнего  задания.

Цель: помочь учащимся  перенести  полученные  на  уроке  знания  и  умения  в

          решение  задач  в  естественных  бытовых  условиях.

Изготовление  тематического  альбома «Транспорт» - нарисовать  любое  транспортное средство, которое  вы  видели  на  дорогах  нашего  города, по телевизору, в  журналах. Определить  его  вид.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Открытый урок по алгебре в 10 классе "решение уравнений вида cos x =a"

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ по теме: «Обобщение по теме «Питание»

Цель: формирование элементарных кулинарных умений и навыков. Задачи:- актуализировать знания о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, первичной обработке овощей;- формиро...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема: «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) . Подготовка к заданию 7 ОГЭ

Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 7 ОГЭЗадачи урока:Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение слово...