МОДЕЛИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИЕМАМИ МНЕМОТЕХНИКИ
статья на тему

Пастухова Светлана Александровна

Аннотация. В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Коррекционно-логопедическое воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка с ОВЗ и постепенной активизации нарушенных функций. В своей статье я раскрываю причину, заставившую меня обратиться к мнемотехнике, - это ограниченные возможности учащихся с задержкой психического развития и решение проблемы формирования связной речи у таких детей. Я считаю, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи младших школьников с задержкой психического развития служат приемы мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРИЕМАМИ МНЕМОТЕХНИКИ

Пастухова С.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1

 г. Белоярский»

Аннотация. В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Коррекционно-логопедическое воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка с ОВЗ и постепенной активизации нарушенных функций. В своей статье я раскрываю причину, заставившую меня обратиться к мнемотехнике, - это ограниченные возможности учащихся с задержкой психического развития и решение проблемы формирования связной речи у таких детей. Я считаю, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи младших школьников с задержкой психического развития служат приемы мнемотехники.

Ключевые слова: задержка психического развития (ЗПР), связная речь, мнемотехника, мнемоприемы, мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемозагадки, пиктограммы, наглядность, план высказывания.

Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с задержкой психического развития (ЗПР), так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с ЗПР довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.

На занятия в школьный логопункт в 2016-2017 учебном году было зачислено 28 обучающихся на начало года. Из них 17 обучающихся с ЗПР, а это, согласитесь, не малая цифра. Детей так много с данным заключением еще и потому, что на параллели третьих классов в нашей школе создан класс СКК для детей с ЗПР. В связи с этим, особенно актуальной становится проблема формирования связной речи  по отношению к детям с ЗПР, так как ее формирование отличается своеобразием.

Развитие связной речи является  наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место ЗПР.       

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
  • плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи школьников с ЗПР – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что современные  дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения.

Правильная организация обучения детей с ЗПР – важное и ответственное  дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, которую я применяю в своей практике, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.         Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать нужную информацию на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой.    

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Моя логопедическая работа вносит существенные дополнения в тему мнемонических приемов по развитию и формированию связной речи у младших школьников. Здесь важно подчеркнуть теснейшую связь мнемоприемов и интереса к занятиям, ибо внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и пр.)  Кроме того, для графического изображения условно-наглядных схем не требуются художественные способности: любой педагог или обучающийся в состоянии нарисовать символические изображения нужных предметов или объектов. Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, непригодным к применению.

        В своей работе я  использую мнемотехнические приемы.  На  подгрупповых, индивидуальных и фронтальных  занятиях  апробировала  и использую мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемоквадраты, пиктограммы,  мнемозагадки, мнемотаблицы для разучивания стихотворений, загадок, составления рассказов, сказок и как вспомогательный материал при пересказах.

Данная технология имеет:

1.Теоретическую основу. Она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым  она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, прозы, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа, что особенно важно, для детей с ЗПР.

 (В.А.Козаренко  «Учебник  мнемотехники». Система  запоминания   «Джордано»)

2.Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Я убеждена, что использование мнемотехники в моей логопедической работе необходимо. Во-первых, теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать первые удачные опыты; во-вторых, применение мнемоники необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся; в-третьих, предлагаемый мнемоматериал находит живой отклик у учеников, способствует развитию интереса к учению, активизации их мышления, повышению успеваемости.

Использование метода мнемотехники в работе с детьми с ЗПР является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Мнемотехнические приемы позволяют повысить эффективность коррекции речи младших школьников с ЗПР, способствуют  повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средством формирования одной из ключевых компетенций - владение устной коммуникацией, которая так необходима для адаптации в современном информационном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"

Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного  проекта  «Профессиональная ориентация дошкольников»....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.

Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ   при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...

Презентация по развитию речи у детей с задержкой психического развития.

В этой презентации изложены задания, которые научат детей подготовительного возраста1. Определять согласный звук в начале и в конце слова и подбирать соответствующую букву.2. Анализировать слоги3. Под...

Доклад "Особенности развития речи детей с задержкой психического развития"

Доклад для выступления на школьном методическом объединении, предназначено для всех учителей....

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...