Использование метода проектов на уроках истории
статья на тему

Использование метода проектов на уроках истории 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokah_istorii.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

                          Использование метода проектов на уроках истории  

                                                                                        Учитель истории  и обществознания Кубайкина С.В.

МБОУ «Табар-Черкийская  СОШ»

Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили.

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

А что остается? Остаются те знания и умения, те компетенции личностного роста , которые помогут человеку определиться в жизни.

 

  Учитель – профессионал  всегда заботится о судьбе своих учеников , радуется их жизненным успехам и достижениям. Такая позиция ведёт к осознанию важности не только количества усвоенной информации по предмету, а приобретения определённых качеств личности в образовательном  процессе, обеспечивающих её жизненную успешность и статус в обществе. Современная педагогическая теория обобщает необходимые жизненные качества понятием «компетентность». Учитывая требования времени, меняется содержание образования. Только компетентностно направленное образование способно решать задачи, поставленные перед школой. Компетентностный подход в образовательном  процессе - актуальная проблема, требующая перехода от традиционных методов к инновационным, позволяет приблизить содержание обучения к смыслу жизни и обеспечивает формирование базовых и предметных компетенций. Развитие компетентности предполагает учёт определенных условий: деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности ученика, осознание собственных ценностей. Реализовать их можно только путём внедрения технологий компетентностного образования, среди которых ведущую роль занимает технология проектного обучения.  

   Почему я выбирала  именно проектную технологию? Она отличается высокой научной обоснованностью, логичностью, результативностью, разнообразием учебно-познавательных приёмов, практической направленностью. Все составляющие проектной деятельности: условия, результаты, поэтапная работа соответствуют содержанию компетентности. В процессе работы над проектом учащиеся не только овладевают комплексом  исторических  умений, учатся приобретать новые знания, интегрировать их, взаимодействовать друг с другом, исследовать исторические проблемы    в жизненном контексте, но и всегда имеют конечный результат (продукт) своей деятельности. Рефлексивная оценка проекта способствует осознанию роли знаний для личности.

    Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.

В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев).   Однако, абсолютизация метода, направленная на замену учебных предметов   выполнением практических проектов,  привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в практике советской школы не использовалась.

     Метод проектов   , как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы ,  которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

     Метод проектов- это проблемный метод. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».  Джон Дьюи

Цель: стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления).

 Задачи проектного обучения  

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным: через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания
  2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения

Принципы метода проектов

  • ориентация учащихся на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д;
  • связь  идеи (проблемы) проекта с реальной жизнью  
  • интерес к выполнению проекта со стороны всех участников
  • ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя;
  • самоорганизация и ответственность участников проекта
  •   нацеленность на создание конкретного образовательного продукта
  • монопредметный и межпредметный характер проектов
  • временная и структурная завершенность проекта
  • использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач; обсуждение методов исследования полученных данных, подведение итогов.

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому».                                Ж.Ж.Руссо

Использование метода проектов скучать на уроках не дает.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?
• Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;
• Уметь работать в команде и обладать навыками общения;
• Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;
• Эффективно использовать знания реальной жизни;
• Компьютерная грамотность.
     

   Этапы работы  над проектом

1 этап. Мотивационный.

2 этап. Планирующе-подготовительный.

3 этап. Информационно-операционный.

4 этап. Рефлексивно-оценочный

Степень активности – самостоятельности на разных этапах

    1 этап         УЧИТЕЛЬ - ученик

     2 этап      учитель – УЧЕНИК

     3 этап      учитель – УЧЕНИК

     4 этап        УЧИТЕЛЬ - ученик

                в корне меняются соотношения “учитель -ученик”: ученик  определяет цель деятельности – учитель  помогает ему в этом, ученик открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, ученик выбирает – педагог содействует, ученик  активен – учитель  создаёт условия для проявления активности. Таким образом, проектный метод  способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.  

 Классификация проектов

    Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты:

  • четко обозначенный результат деятельности;
  • тщательное продумывание структуры проекта;
  • четкое распределение функций между участниками;
  • оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием.

Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися можно разрабатывать прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками: лепить  глиняные горшки, украшать их первобытным способом и, таким образом, “открыть” керамику. Ученики могут попробовать создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта.  Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.

Исследовательские проекты подразумевают:

  • деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
  • наличие этапов, характерных для любой научной работы.

  Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Не каждый урок должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год я  выделяю ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Дальше  формулирую  несколько примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта.

В прошлом учебном году в 9 и 11  классах был реализован мини проект  «Детство опаленное войной», и «Не умирай деревня!»,      

Основными этапами организации исследовательской деятельности являются следующие:

  • выявление проблем исследования;
  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
  • формулировка гипотез исследования;
  • определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
  • оформление результатов исследования;
  • обсуждение и транслирование полученных результатов.

              Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:

  • конструирование гипотетической игровой ситуации;
  • исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
  • результат остается неизвестным до конца работы.

     Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

       В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей – индивидуальными и коллективными; по продолжительности – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

Формы представления проекта:

  • Доклад
  • Эссе
  • Реферат
  • Презентация
  • Программа
  • Путеводитель
  • Письменное обращение
  • Газета
  • Плакат
  • Альбом
  • Альманах
  • Видеофильм

Критерии оценки проекта

Актуальность

Практическая направленность

Значимость выполненной работы

Объем и полнота работы

Самостоятельность

Законченность

Подготовленность к восприятию другими людьми

Материальное воплощение

      Как показывает практика, для успешности проектного обучения, учителю важно:

• реально оценить готовность учащихся к работе в проекте, их возможности по возрасту;

• удачно выбирать тему, цель, определить источники информации;

• своевременно корректировать работу, предоставлять консультации;

• чётко придерживаться плана реализации проекта;

• гибко координировать взаимоотношения участников;

• оптимистично оценивать достижения;

• постоянно поощрять учащихся;

• обязательно поддерживать инициативу.

 В.А. Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, -  в сфере мысли

Достоинства метода проектов:

  • личностно ориентирован ;
  • использует много дидактических подходов;
  • самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
  • поддерживает  педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда

Недостатки проективной методики:

  • неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности
  • повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников;

         Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал

Метод проектов имеет прикладное значение. Метод проектов – один  методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение – это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации – это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность – («проектирование» - прорыв)- развивает критическое мышление ребенка.

 Литература

1.      Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
2.      Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
3.      Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
4.      .Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
5.      Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.
6.      Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / Авт.-сост. И.И.Белова, С.М.Гетманцева, Ю.Н.Гребенникова, О.А.Гущина. – Великий Новгород, 2002. – 63 с.
7.      Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-х гг. // История педагогических технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. – М.: НИИ ТиИП АПН РСФСР, 1992.
8.      Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975.
9.      Бондарчук Т.В. Ориентация учащихся на познание как ценность (на материале работы Ученического Научно-Исследовательского Общества Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга): Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1997.
10.     Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
11.     Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – №6. – С. 35-39.
12.     Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. – М.: Совершенство, 1997.
13.     Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. – №3.
14.     Исследования юных // Приложение к журналу «Внешкольник». Вып. 1. – 1997.
15.     Левин Л. Новые пути школьной работы. Метод проектов. – М., 1925.
16.     Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической деятельности // Народное образование. – 1999. – №10.
17.     Леонтович А., Монахов Д. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении: годовой цикл работы в исследовательской группе // Лицейское и гимназическое образование. – 1997. – С. 124-132.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....

Эффективность использования метода проектов на уроках истории

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на  формирование у них умений исследовательской деятельности.Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой взгляд,...

Использование метода проектов при преподавании истории.

В данной работе собран теоретический материал о методе проектов. В практической части продемонстрирован опыт исследовательской работы....

Использование метода проектов на уроках истории и обществознания

КоКаРадикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение госу...

обобщение опыта по теме "Использование метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности"

  Тема «Использование проектной деятельности в обучении и во внеклассной работе с учащимися в современной школе» становится все более актуальной, так как при помощи проекта можно реализова...

Эффективность использования метода проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей ...

Открытый урок для преподавателей по теме "Использование метода "Кроссенс" на уроках истории

Данный материал можно использовать для трансляции педагогического опыта среди преподавателей общественных и гуманитарных дисциплин...