Деятельностный и личностно-ориентированный подход в обучении
материал на тему

Звягинцева Марина Васильевна

Данный подход  способствует раскрепощению в каждом ученике творческого потенциала и развитию  его потребностей и способностей; пробуждает деятельное начало, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно - содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyat._i_lichnost.podhod.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный и личностно-ориентированный

 подход в обучении

Вступление.

         Технология личностно-ориентированного обучения вовлекает каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием. Данный подход  способствует раскрепощению в каждом ученике творческого потенциала и развитию  его потребностей и способностей; пробуждает деятельное начало, пронизывающее все ступени образования и все  формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно - содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

За последнее время деятельно и личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей

Современное образование сегодня невозможно без обращения к личности. Дело состоит лишь в том, какую роль будет играть личность в этом процессе- роль цели или роль средства.

Личностный подход будет проявляться хотя бы в том, как учитель будет обращаться к детям. Учитель, любящий ребят, не будет уже в первом классе называть их только по фамилии, а только по именам. Любящий детей учитель не побоится признать свою ошибку, извиниться перед ребятами, если окажется в чем-то неправым. Он никогда не позволит себе угрожать своим воспитанникам. Школа – дом радости – не может быть местом перепуганных детей. Многое из школьных наук потом забывается, не забывается одно – общение с умным, готовым тебя понять, собеседником. Педагог учит на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам такое важное: “Добрый день, дети!”. Проявить мужество, выдержку, не перебивать отвечающего у доски, не ответить резкостью на грубость. В этом проявляется, прежде всего, личностный подход к детям.

 Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех – лучшее лекарство. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

День школьника вмещает множество открытий, неизгладимых впечатлений, поступков. Если ребенок со своими склонностями и интересами существует сам по себе, а школа и ее требования сами по себе, воспитание и образование воздвигаются на песчаном фундаменте, а он не долговечен, быстро выветривается. Личностно ориентированное обучение как раз направлено на индивидуальный учет интересов школьников.

Деятельный и личностно-ориентированный подход требует от учителя избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое. Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради и дневники (я часто за хорошо выполненную работу, записываю в тетрадях слово – молодец!). Похвала окрыляет учеников, вселяет в него новые силы, но не следует “перехвалить”, так как эффект от “перехваливания” может получиться обратным. Но все же ошибки и промахи увидеть легче, чем заметить едва наметившуюся удачу. Особенно, если ее не ждешь. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного обучения. Раскрепости неуемную энергию школьника, укрепи его веру в свои силы, направь их в нужном направлении – и ряды неуспевающих поредеют.

При деятельностно и личностно-ориентированном подходе учитель использует педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения. Педагог должен научить учащихся использовать речевые обороты: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению…”, “я думаю…”, “я считаю…”, “моя точка зрения…” и т.д. Учащиеся должны научиться мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска ее решения. Никакой зубрежки, никакого схематизма присутствовать не должно. Только так можно воспитывать активно мыслящую личность, а не очередные “винтик” и “гайку” для государства. Как писала Н.К. Крупская: “Самое важное – это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, но все же человека, притом человека будущего”.

 Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Первая функция состоит в том, чтобы “учить детей учиться”, развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребенке “умения думать и действовать творчески”, формирование в личности ребенка творческого начала. В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования деятельно и личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Цели

 деятельностного и личностно - ориентированного обучения:  

  1. Заинтересовать каждого учащегося  и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  2. Развить творческий потенциал учащихся;
  3. Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
  4. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Задачи:

  1. Выявить внутренние психофизиологические ресурсы учащихся, позволяющие им реализовывать себя в познании.
  2. Определить индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности учащихся.
  3. Осуществлять реализацию дифференциации и индивидуализации обучения  на уроках, индивидуальных занятиях, во внеклассных мероприятиях.
  4. Внедрять и совершенствовать новые программы, разрабатывать дидактические пособия.
  5. Развивать самостоятельность учащихся, умение организовывать и управлять своей деятельностью.
  6. Развивать интеллектуальные компетенции учащихся:
  • выделять существенное, главное;
  • систематизировать материал;
  • пользоваться справочной литературой;
  • строить связный рассказ, подчеркивая логические акценты и переходы;
  • понять познавательную задачу, содержащуюся в тексте;
  • высказывать собственное отношение к изучаемым фактам и событиям;
  • самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала;
  • проводить элементарное исследование на основании нескольких источников,  
  • проводить сравнения, сопоставления, делать выводы; классифицировать информацию по существенным признакам.

Принципы педагогической деятельности: 

  1. Принцип целеполагания и мотивации. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по постановке целей урока, формулировке проблемного вопроса , мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

2. Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом.
Контрольная диагностика позволяет  объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия.
На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

3. Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных видов заданий, различных по уровню сложности.

4. Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.  
         

5. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

6. Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

Система работы состоит из следующих компонентов: 

  1. Диагностика обучаемости и обученности учащихся.
  2. Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.
  3. Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; сочетание самоконтроля, взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки.
  4. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития.
  5. Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Составление учащимися кроссвордов, карточек - заданий, написание ими рефератов, сказок, стихов.
  6.            Руководствуясь данным походом, учитель на уроках:

  - управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

  - мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

  - организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации;

  - включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;

  -создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;

  - создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

  - организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку;

  - внедряет проектный метод обучения (по возможности с использованием компьютерных технологий).

        Таким образом, технология деятельностного и личностно-ориентированного обучения  вовлекает каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.

Презентация и тезисы  одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....

Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.

В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....

Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения

Личностно-ориентированные технологии2.1. Технология диалогового обученияСущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога.  Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую си...

Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»

Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...