Возвращение к истокам
методическая разработка на тему

Скирман Светлана Юрьевна

                    Мастер-класс по народно-сценическому танцу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozvrashchenie_k_istokam.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Картинки по запросу хоровод

Мастер класс

«Возвращение к истокам»

Автор составитель :

Скирман Светлана Юрьевна,

 педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

(Skirmansveta@mail.ru)

Киселевск 2017

Содержание

Введение        …………………..3

2 Вводная часть. «Ознакомление с целью и задачами занятия»……..5-6

3. «От жеста к танцу»……………………………………………………7

4. Танец –ига «Барыня»…………………………………………………8-12

5. Подведение итогов……………………………………………………13

Заключение        …………………..14

Литература……………………………………………………………….15

Список электронных ресурсов…………………………………………….16

Введение

«Уровень культуры эпохи,

как и отдельного человека,

определяется отношением

к прошлому».

А. С. Пушкин.

         Народное творчество – частица высокой духовной культуры нашего народа. Народное искусство – это прошлое в настоящем. Это живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений.

         Народный танец  - как исторически выработанная, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства в сценической обработке разнообразных форм танцевального фольклора формировалась у многих народов на протяжении нескольких веков. Трудно сказать с точностью, когда танцевальный фольклор стал приобретать черты сценичности. Можно лишь предположить, что ещё в искусстве  русских плясунов  прослеживалась не только чистая импровизация, но и определённая художественная организация выступлений, танцоры  поддерживали  традиции в исполнении русской пляски, усложняли её рисунком , лексикой, жестом,  совершенствовали технику исполнения, вносили яркий игровой момент в её композиционное построение. Их пляска отличалась виртуозностью и разнообразием темпа, амплитудой, положением рук и корпуса.

        Русская пляска-  является тем источником, из которого черпают свою красоту и народно-сценический, и характерный танец, но в разной степени. Для народно-сценического танца фольклор является доминантой, основой, а значит, требует изучения манеры и темперамента исполнения национальных танцев, разнообразия народных движений, особенностей жизненного уклада. Для характерного танца фольклор — это своего рода вспомогательное средство для передачи образа, где важнее чувствовать меру условности, психологию людей вообще, обладать богатой танцевальной фантазией. Значительная близость к народному творчеству сохраняется в народно-сценической хореографии и за счёт слитности танца и народной песни, танца и народной музыки.
         
В начале 20 века,  получил своё развитие совершенно новый стиль интерпретации русского фольклора — сценический жанр лубка. Термин «лубок» пошёл от сатирических картинок, которые вырезали народные умельцы на липовой доске. На картинках высмеивали баринов и мужиков: одних злее, других добродушнее. Во время быстрого роста капитализма в России лубок, попав на сценические подмостки, стал ярким примером антагонизма между городом и деревней. Так в сатирических «Дуэтах лапотников», исполнявшихся под частушку, один персонаж «деревенщина» противопоставлялся другому — в городском обличье. Между куплетами оба исполнителя приплясывали, каждый в своём характере. Этот перепляс в дальнейшем породил хореографическую разновидность жанра — танцевальный лубок. Наиболее известным номером такого плана являлась «Барыня ». В основе «Барыни » лежал конфликт, между  «барыней» (помещицей) и «мужиком» (крестьянином). Фабулу пляски иллюстрировал их разговор. Подлинно народный характер движений и замысловатых коленец, а также русская манера исполнения танца способствовали тому, что номер не сходит  со сценических площадок  до сих пор.
       Мастер-класс «Возвращение к истокам « возрождает живительные корни традиций и представляет собой гармоническое единство, синтеза  музыки, слова, жеста, мимики, и  танца. Пусть каждый прикоснется к этому чистому роднику искусства, в  котором Душа говорит с Душой.

               С Надеждой, Верой и Любовью  презентую  вам - мастер класс!

                    Мастер-класс по народно-сценическому танцу

«Возвращение к истокам»

Танец игра  «Барыня »

«… Пляска не только услаждает, но также

                                приносит пользу зрителям,  хорошо их

                     воспитывает, многому научает.

                     Пляска вносит лад и меру в душу

                                      смотрящего, изощряя взоры красивейшими

                                  зрелищами, увлекая слух прекраснейшими

                           звуками и являя прекрасное единство

                душевной и телесной красоты.

                       А если в союзе с музыкой и ритмом

                                       Пляска всего этого достигает, то за это она

                                       заслуживает не порицания, а скорее похвалы»

                                                                                                                  Лукиан

Цель: формирование бережного  отношения к искусству народного танца, к традициям русской культуры.

Задачи: 

  • Познакомить слушателей курсов повышения квалификации (педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов) с основным элементам  техники русского  танца  «Барыня»;
  • активизировать публику на сотворчество ,
  • создать позитивный настрой

Тип занятия: мастер – класс.

Форма занятия:  коллективная работа.

Оборудование:

  • танцевальный зал;
  • стулья;
  • платочки желтого и зеленого цвета;
  • ноутбук;
  • проектор
  • мультимедийный экран

Ход занятия

  1. Вводная часть                                                                                    
  • приветствие;
  • ознакомление с целью и задачами занятия;
  • активизация участников м.к. на сотворчество

«От жеста , к танцу»

1.слайд.

«Возвращение к истокам — это  путь к возрождению чистой ,открытой души»

« От жеста к танцу»

  • Притоп одной ногой выражает  уверенность в себе
  • Хлопок ладонью привлечение внимания.
  • Руки, упертые в бока, демонстрируют уверенность  в себе и превосходство, демонстрация твердости характера.
  • Поворот  корпусом выражают наивысшее эмоциональное состояние.
  • Поклон –это приветствие и уважение друг к другу.
  • Положение стопы на «каблучок»– выражает задор, задиристость
  • Раскрытая ладонь является  символом искренности и чистоты помыслов,
  • Удар ладонью о ладонь- символизирует удовлетворение от выполненной работы
  • Мелкие  притопы    подзадоривают  друг друга.

Русский танец «Барыня»

Педагог:

-«Опять  о  возвращении  к  истокам
Заговорили  все  и  там  и  тут –
О  времени  забытом  и  далёком –
Заветы дедов ,  снова  чтут!»

Чем бы человек ни занимался  всюду ему помогала песня русская ,  да пляска задорная . Они были частью его духовной жизни , опорой в его нелегких трудах и заботах. Народное творчество  и сейчас заставляет нас радоваться  жить и любить!   «Возвращение к истокам — это  путь к возрождению чистой ,открытой души»

Муз. Подложка  «Наигрыши»  

Педагог:

-Здравствуйте , люди добрые!

Здравствуйте , люди славные!

Познакомьтесь вы со мною

Я вам мастер класс устрою

Зовут меня Светлана,

По батюшке Юрьевна

Очень я люблю народ развлекать

Да танцы  русские плясать ,

Голова полна идей,

А душа- веселых праздничных затей…

Вот и сегодня к вам пришла, чтобы творчеством своим поделиться,

Оно вам в жизни точно пригодится ,

Тогда и я рада буду, не зря старалась

К  вам на курсы  собиралась!

Тема сегодняшнего мастер- класса  напрашивается сама собой – раз я хореограф - значит будет……   /ответ участников /  Танец

Кстати а какие народные танцы вы знаете ? /Ответы участников/……Барыня.

Педагог:

-Ну, догадливый народ,

С полуслова все поймет!

Здесь народ собрался важный,

Есть простой, а есть вальяжный.

Но пред танцем  все равны,

Так что "Барыню" пляши!

Русский танец «Барыня» . Его родина  центральная часть России  -Орловщина . Название танца ,  пошло от названия музыки.   Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый).  В основе танца лежит  конфликт между «барыней» (помещицей) и «мужиком» (крестьянином). А так как барыни у нас перевелись, а помещики все «повымерли» Наш перепляс мы исполним двумя братиями.  Во время пляски  рефреном звучит фраза:  «Барыня-барыня, сударыня барыня!»

Давайте повторим вместе ! (участники  м.к.  повторяют)

Нам нужно  разделиться на две братии я пришла к вам не с пустыми руками,   я пришла к вам с приветом , правда, мой «привет»  необходимо поймать. А поймать его не просто, а очень просто. Вы слышите музыку?…

Веселая ритмичная музыка начинает звучать громко.

Педагог : - Аплодируйте в такт звучащей музыке…

Все присутствующие начинают хлопать в ладоши под музыку.

Педагог :- Попытайтесь поймать мой "привет".                                 2 мин.

Мастер  подходит по очереди к каждому участнику и провоцирует их на то, чтобы они поймали его «привет»: в момент, когда при аплодировании ладони участника разъединяются, ведущий протягивает свою ладонь, как бы здороваясь с ним за руку, но тут же ее убирает, когда ладони игрока соединяются. Создается эффект, как будто игроки ловят «приветы» ведущего.

Тот игрок, которому удастся схватить ладонь ведущего, то есть поймать его «привет», приглашается в центр  (зала). Таким образом, педагог  «набирает»   участников для перепляса,  каждой  братии  выдаются платочки желтого и зеленого цветов .

2 команды (  две братии )

Педагог : - Присаживайтесь поудобнее!

Итак всей деревней всем селом разыграемся , русской пляскою   разгуляемся

Чтобы всем угодить , нашу пляску мы исполним и стоя, и  сидя. Согласны?...

Итак,   танец игра «Барыня »

  1. Основная часть – практическая работа                                         7 мин  
  1. Разучивание припева (все вместе)

- Барыня, барыня, сударыня барыня!

( перегиб корпуса вперед , разведение рук в стороны, поочередный вынос ноги на каблук правой и и левой ноги  )

  1. Разучивание куплетов с каждой братией .

                                                      «Барыня»

1 куплет ( 1. братия)

Педагог : -Топни правая нога. ( топаем)

Хлопни левая рука, ( хлопаем по колену )

Руки в бок и поворот. ( руки в бок и поворот)

Пляшет "Барыню" народ!

Припев исполняем вместе

- Барыня, барыня, сударыня барыня!

( перегиб корпуса вперед , разведение рук в стороны, поочередный вынос ноги на каблук правой и левой ноги  )

2 куплет ( 2братия )

Веники намочены  (хлопки в ладоши).

Мыльники натоплены   (притопывание ногами).

Сами веники мочили (хлопки в ладоши).

Сами мыльники топили (притопывание ногами).

Припев исполняем вместе

- Барыня, барыня, сударыня барыня!

( перегиб корпуса вперед , разведение рук в стороны, поочередный вынос ноги на каблук правой и и левой ноги  )

Педагог (Мастер)  с каждой братией проводит  танец игру «Барыня », Мелодия с каждым куплетом может  исполняется быстрее. Ускоряется темп, ускоряется и исполнение песни-танца.  Мастер  при этом исполняет все части песни вместе с участниками.

Подведение итогов                                                                      

(1 мин)

( определение качества исполнения  с указанием положительных моментов)

Педагог:

С  народным стилем справиться сумели,

Талантливый народ  вы, в самом деле!

Спасибо вам хочу сейчас сказать и доброго здоровья пожелать!

Люди добрые ! Любите вашу русскую землю! Уважайте, цените и храните наши народные традиции, ведь от них уже так мало  осталось!

И помните, в гостях хорошо, а на родной земле   ( провоцирует братию на публичный ответ) – лучше!

Заключение

           Мир наполнен танцем,   и  языком танца, мы можем говорить с любым народом, даже не зная его языка. Народный  танец – это ценное средство воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Необходимо сделать все, чтобы дети и молодежь подхватили народный танец и  народное искусство и дали всему этому второе дыхание: « Затанцуют дети   – спляшет  вся страна!» Ведь  танец - искусство живое, а  живет  он лишь тогда, когда  исполняется. Следовательно, в хореографии понятие «сохранить» значит - развивать и популяризировать.

          Давайте же укреплять народные традиции через упрочнение традиций семьи. Цель  педагога , бережно относящегося к своему национальному богатству, ясна: посредством народного искусства воспитать душу ребенка, «Чистую, Верную, Русскую...» Воспитать истинного носителя народных традиций!

Список литературы

  1. Бочарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках русского танца [Текст]: учебно - методическое пособие / Н.И. Бочарева. –  Киров , 1998. –  63 с.
  2. Буренина, А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей [Текст]:   учебное пособие / А.И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004. – 36 с.
  3. Буренина, А.И. Русская  мозаика   [Текст]:  программа по русскому танцу для детей среднего  школьного возраста / А.И. Буренина.   - СПб.: ЛОИРО, 2000. – С. 5.
  4. Вихрева, И. А. Русский  танец для начинающих [Текст]:  учебное пособие / И.А. Вихрева.  – М.: Театралис, 1985. – 111 с.
  5. Вихрева, И. А. Экзерсис для занятий народным танцем  [Текст]:  методическое пособие /  И.А. Вихрева.  – М.: Театралис, 2004. – 81 с.
  6. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей [Текст]: учебно - методическое пособие / Г.А. Колодницкий.  – М.: Гном-Пресс, 2005. - 64 с.

      7. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца[Текст]:   — СПб.: «Издательство планета музыки»; Издательство «Лань», 2014.-78с.

Электронные ресурсы:

1. Волшебный каблучок  [Электронный ресурс] : [интерактив, учеб.].  Электрон, дан. и прогр. - СПб. : ПитерКом, 2013 . - 1 электрон, опт, диск (CDRОМ) + прил. (300 с). –Режим доступа http://dans.ru/ свободный  

 2. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс) / Центр, информ. технологий РГБ; ред. А.И.Бондаренко ; .  Электрон, дан. - М : Рос. гос. б-ка, 2011.– Режим доступа http://www.behindbarres.com/index.html# свободный  

3. https://vk.com/doc1447969_424121134?hash=7c2031ce6343f5f155&dl=825bf7790cb1a72676

 

 Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам"(об истории Астраханского казачества)

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам" посвящено истории возникновения и возрождения Астраханского казачества. Оно сопровождается красочной презентацией....

Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»

Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она  основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...

Урок-праздник "ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ"

Урок посвящён Дню святой великомученицы Екатерины для учащихся 5-7 классов- развитие духовно-нравственной культуры учащихся на основе христианских  моральных принципов- знакомство с житием ...

Педагогический проект "Возвращение к истокам своего народа"

Каждый человек должен знать прошлое своего народа. "Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь."  /К.Г.Паустовский/У каждого народа веками вырабатывалась национальная культура, самобытность, т...

Конспект занятия "Возвращение к истокам забытого ремесла" (валяние)

Конспект занятия "Возвращение к истокам забытого ремесла" - первое занятие по теме "Валяние шерсти" знакомит обучающихся с техникой валяния, через изготовление цветка....

Презентация "Возвращение к истокам забытого ремесла" войлок

Презентация "Возвращение к истокам забытого ремесла" является дополнениек к конспекту занятия по теме "Валяние"...

«Возвращение к истокам»

Обобщение опыта...