Доклад на тему: "Технология проблемного диалога в помощь учителю, работающему по ФГОС"
материал на тему
Технологию проблемного диалога может использовать каждый учитель на любом предмете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Придорожная средняя школа»
имени А.С.Новикова-Прибоя
Доклад на заседании
школы управленческого мастерства для завучей:
«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА – В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ ПО ФГОС»
Подготовила заместитель директора по УВР Свищева О.С.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГООБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГОПОКОЛЕНИЯ
ФГОС ставит перед нами задачу воспитать человека, способного принимать самостоятельные решения, обладающего приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющего жить среди людей, готового к сотрудничеству для достижения совместного результата. Чтобы решить эту задачу перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.
Слайд 2
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Слайд 3
Цель проблемно диалогической технологии – обучить самостоятельному решению проблем.
Средство – открытие знание вместе с детьми.
В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны три звена: "постановка проблемы" , "поиск решения", «создание продукта».
Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования.
Поиск решения - это этап формулирования нового знания.
Создание продукта – выражение решения, результат исследования.
Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Бескорыстная, познавательная мотивация. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.
Что происходит на традиционном уроке? Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения редуцирован до сообщения знания, то есть до сообщения материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса. Таким образом, традиционный урок - это урок бесконечного учительского монолога "Я говорю - ты молчишь". Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. "Ты словечко, я словечко" Думаю, уже понятно, что центральную часть технологии составляет описание проблемно-диалогических методов.
Слайд 4
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
∙ побуждающий от проблемной ситуации диалог;
∙ подводящий к теме диалог;
∙ сообщение темы с мотивирующим приемом.
Слайд 5
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
Слайд 6
Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.
Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.
Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага.
Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания.
Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.
Слайд 7
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:
ϖ Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
ϖ Вопрос был один? А мнений сколько?
ϖ Что вас удивило? Что интересного заметили?
ϖ Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик:
«Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Слайд 8
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Слайд 9
Методы поиска решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог. Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждения к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
Подводящий к знанию диалог. Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог.
Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Слайд 10
Основные выводы Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании. Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Технология проблемного обучения на уроках общественных дисциплин"
В этом докладе представлены материалы из опыта работы учителя, рассматриваются пути и методы решения проблемных вопросов на уроках общественных дисциплин....
Методический инструментарий учителя работающего во ФГОС
Мы все знаем и принимаем, что ученик это человек, это индивидуальность, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый из нас был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал ...
доклад на тему "Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС"
технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-848949-1478945011.jpg)
КТП для 5 класса с УУД к УМК Spotlight.Методическая помощь учителям, работающих по этому УМК.
Методическая помощь учителям, работающих по этому УМК....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-547719-1507716359.jpg)
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Методический материал (в папку учителя), участие в окружной конференции...