Использование игровой технологии на уроках бурятского языка и литературы.
статья на тему

Каждый педагог в той или иной мере использует игры и игровые технологии в своей деятельности.  в статье даны примеры  игровой  деятельности на уроках бурятского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx39.69 КБ
Файл krossord_ts.don_brynzyn_sanha.docx69.06 КБ

Предварительный просмотр:

Игра — высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн

С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок бурятского  языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка?  Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!

 В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.  Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.   Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

.  Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке.     В пятом классе мы ограничиваемся разгадыванием кроссвордов, а начиная с шестого класса ребята начинают составлять их сами.    Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. ( приложение Ц.Дон «Брынзын санха»)

При  изучении темы «Антонимы» предлагается закончить пословицы, используя слова с противоположным значением, эта работа развивает также чувство рифмы:

Шэхээрээ дуулаhан – худал,

Нюдөөрөө үзэhэн - ……(үнэн).

Сэсэн хүнэй сээжэ hонор,

haлан хүнэй hанaан ….(балар)

 Одной из любимой игрой детей стала игра  «Смешной алфавит» Каждый участник игры должен за определённое время составить оригинальный алфавит, придумав на каждую букву (кроме й,ь,ъ) предложение  таким образом, чтобы все слова в ней начинались с одной и той же буквы. Если детям трудно составлять предложения, можно ограничиться составлением словосочетаний.

 Минии аба   машинаар ашаа  Хурамхаа абаадаха.

Эржэн  эм эдибэ.

Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей применяю лингвистические сказки или сказки на лингвистические темы. В них отражается уяснение детьми грамматического правила, понятия. Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника.  Например сказка « Хамаадал үбгэн» сочинили совместно на уроке при изучении темы «Нюурта хамаадал»:

Эртэ урда сагта Хамаадал үбгэн ажаһуудаг һэн. Тэрэ 3 хүбүүдтэй байгаа.

Ехэ хүбүүниинь Мни – мнай гэжэ нэрэтэй. Тэрэ муу зантай, харуу, ганса өөр тухайгаа шэбшэдэг һэн. Хараһан, дуулаһан юумэеэ өөртөө абаха, хүн зон тухай һанаагаа зободоггүй байгаа. Бүхы юумэн ходол «минии, манай» гэжэ хэлэдэг һэн.

Дунда хүбүүниинь Шни – тнай гэжэ нэрэтэй. Тэрэ һайн зантай, зөөлэн сэдьхэлтэй, сагаан һанаатай хүн. Олоһон, хараһан лэ юумэеэ хүн зоноор хубаалдадаг, ходол бэлэг сэлэг барюулдаг һэн. Юушье хайрладаггүй, хододоо «шинии, танай» гэжэ хэлэдэг байгаа.

Одхон хүбүүниинь Ынь гэжэ нэрэтэй. Тэрэ эрхэ, мэхэтэй, хоб зөөхэ дуратай хүн. Өөрынгөө алдуу хэзээдэшье ойлгодоггүй, хододоо «тэрэ» хүн зэмэтэй гэдэг hэн.

Хүбүүдээ эбгүй байхадань, Хамаадал үбгэн hанаагаа зобожо, тэдэнээ нэжээд бургааhа абаад ерэхэ гэбэ. Тэдэ бургааhадыень нэжээдээр хухалхадань, тэдэнь бэлэхэнээр хухарба. Һүүлээрнь баглаа болгоод хухалха гэхэдэнь бүтэбэгүй.

- Зай, хүбүүдни, хараба гүт? Нэгэ бургааhа хухалхада бэлэн, Харин баглаа даагданагүй.

- Хэрбээ таанад эдэ  бургааhад шэнги гансаадаараа ябабал холо ошохогүйт, харин, сугтаа ябабал ямаршье бэрхэшээлдэ булигдахагүйт. Тиимэhээ хододоо сугтаа эбтэй ябагты. Таанад нэгэ гэр бүлэ болоно гээшэт.

          Тэрэ сагhаа хойшо эдэ гурбан хүбүүд эбтэй эетэй ажаhуужа, мүүнөөшье маанадые буряад хэлэндэ hургана.

  Я на  уроках использую разные игровые моменты, придумываю много метапредметных игр. Во время игры  обязателен  воспитательный фактор. Стараюсь с помощью игр воспитывать у учащихся толерантное отношение к иным языкам и культуре, ценностное отношение к человеку, к природе. Игры вызывают интерес к изучению бурятского языка, приобщают учащихся к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа



Предварительный просмотр:

КРОССВОРД

Ц.Дон «Брынзын санха»

Хажуу тээшээ:

1.Эдэ γгэнγγд хэнэйб?«Энэшни ангиин дайсанай ябуулжа байhан хэрэг.Аюулта дайсанай hабарта ороод, γшѳѳ би хадаа бγтэн hалаа гээшэб»

4.Фермэ дээрэ хэгдэжэ байhан брынзэ соо ямар нэрэтэй хорон байгааб?

6.Замдаа тѳѳриhэн Гомбо хаана хγрэжэ ерээб?

7.Эдэ γгэнγγд хэнэйб?«Υсэгэлдэр γдэшымнай брынзэ ямар болоо hэн бэ? hγмнай муугаар ээдэhэн хэбэртэй hэн, хγйтэдэhэн байгаа гγ, яагааб?»

Доошоо:

1.Дэлэг старшинаhаа Балданай Гомбые буруу харуулха гэhэн даабари абаhан хγн

2 Гамаагай нγхэр басаган.

3.Аймагай ветеринарай ошоhон «Хубисхал» колхоз ямар нютагта байдаг бэ?

5.Эдэ γгэнγγд хэнэйб?

«Битнай индустриин институдта орожо, инженер болохо хγнби.Тиигээд энэ урда гол дээрэ ГЭС байгуулхаб. Энэ гэр соо Ильичэй лампа яларжа байха!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойская СОШ»

Целью данной Программы является  создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:1) изучить...

Использование ИКТ на уроках бурятского языка, как условие обеспечения качества современного образования

Использование ИКТ на уроках бурятского языка, как условие обеспечения качества современного образования...

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы...

Использование ментальных карт на уроках бурятского языка и литературы

Использование ментальных карт на урокахбурятского языка и литературы...

Методическая разработка "Использование фреймовой технологии на уроках бурятского языка и литературы"

В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного...

Использование ИКТ на уроках бурятского языка

В современных условиях наиболее актуальной задачей является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пр...