Тема проекта «Решение прикладных задач по математике как средство активизации учебной деятельности»
проект (8, 9 класс) на тему

Макарова Ирина Алексеевна
Проект «Решение прикладных задач по математике как средство активизации учебной деятельности» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода. Данный проект позволяет реализовать многие личностные потребности обучающихся. Он дает ученикам возможность применить не только свои теоретические знания, но и использовать свой житейский опыт, для дальнейшего развития личности. Тип проекта – практико-ориентированный. Срок реализации 2 года. Реализация проекта осуществляется в 8-9-х классах МАОУ СОШ №2 г.Томска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dlya_makarovoy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  проекта «Решение прикладных задач по математике как средство активизации учебной деятельности».

 «Сближение теории с практикой даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает». Чебышев П.

Аннотация проекта

Проект «Решение прикладных задач по математике как средство активизации учебной деятельности» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода.

Данный проект позволяет реализовать многие личностные потребности обучающихся. Он дает ученикам возможность применить  не только свои теоретические знания, но и использовать свой житейский опыт, для дальнейшего развития личности.

 Тип проекта – практико-ориентированный.

Срок реализации 2 года.

 Реализация проекта осуществляется  в 8-9-х классах  МАОУ СОШ №2 г.Томска.

Актуальность темы

Прикладная направленность – одно из традиционных направлений в преподавании математики. Исследуя историю вопроса, было обнаружено, что наши обучающиеся плохо справляются с задачами, в которых предлагалось решить жизненную ситуацию. И хотя нынешнее поколение более прагматично, чем предыдущее, существующая система образования такова, что большинство детей не понимает, зачем ему это нужно сейчас и пригодится ли в жизни вообще. Поэтому существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. На усиление прикладной направленности обучения математики  указано и в стандартах образования. Содержание и структура экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА по математике содержат задания, которые требуют овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для  применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность использования прикладных задач в  учебном курсе математике.

Содержание проекта согласуется  методической темой школы  « 

Проблема:

Ориентируясь на новые образовательные инициативы, в своей деятельности мне пришлось столкнуться с рядом противоречий. Это противоречия  между:            

  • традиционным обучением и потребностями общества в компетентных личностях;
  • глубокими теоретическими основами школьного курса математики и его практической направленностью;
  • однообразием содержания учебного материала и многообразием форм творческой деятельности детей на школьных и внешкольных занятиях.

Данные противоречия позволили выявить проблему .

Разрыв  между социально обусловленными требованиями общества к выпускнику школы, выражающимися, в частности, в потребности постоянного совершенствования умений, способности самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального и жизненного плана, и недостаточной разработанностью вопросов использования педагогических систем, обеспечивающих выполнение этих требований.

Поэтому цель данного проекта следующая:

Цель:

Повышение эффективности современного урока математики в аспекте системно – деятельностного подхода.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  • освоить методические основы организации обучения по теме исследования.
  • обеспечить личностный рост и развитие обучающихся в условиях деятельностно – компетентностной образовательной модели урока
  •  разработать дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы с применением практических задач .
  • организовать проектную и исследовательскую деятельность учеников на уроках математики и во внеклассной работе
  • экспериментально проверить результаты внедрения в школьный курс математики прикладных задач.

Таким образом, объектом проецирования   является Процесс формирования определенного стиля математического мышления в условиях реализации педагогического принципа связи теории с практикой, а предметом исследования -- методические основы организации обучения на уроках математики.

Целевыми группами являются педагоги, обучающиеся и родители.

Новизна данного проекта состоит в  активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей школьника с помощью интеграции работы над выработкой определенного стиля математического мышления, внедрением информационных технологий в развитие математической культуры.

В ходе работы над проектом была выдвинута гипотеза.

Гипотеза

Если использовать практические задачи в школьном курсе математики, то это будет способствовать формированию универсальных учебных действий и положительно влиять на динамику познавательной деятельности школьников.

По завершению работы ожидаются следующие результаты:

Ожидаемые результаты

  • сформированность у обучающихся  устойчивой мотивации к деятельности;
  • повышение качественного показателя обучения и  эффективности урока
  • рост числа обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью;
  • переход от информационной, «знаниевой» образовательной модели урока к деятельностно – компетентностной;
  • совершенствование собственной профессиональной деятельности;

Реализация данного проекта осуществляется в несколько этапов:

Этапы реализации

На подготовительном этапе проведены:

  • анализ федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, изучение и обобщение педагогического опыта,  анализ имеющейся литературы, программно-методической документации, учебных планов.
  • Разработаны дидактические материалы

В результате были определены основные параметры исследования, проблема, его предмет, методы.

В период организационно-практического этапа выявлялись и систематизировались педагогические условия для реализации проекта, создавалась программа обучающего эксперимента; осуществлялась проверка гипотезы и обобщение полученных экспериментальных данных, их математическая обработка. Так  были проведены анкетирование обучающихся, различные диагностики с целью выявления уровня познавательного интереса и мотивации обучения, входные проверочные работы, в которые были включены не только задачи, решаемые с помощью математического моделирования, но и занимательные задачи, и задачи на решение жизненных ситуаций.

Обобщающе-практический

Анализ, систематизация и обобщение исследования были осуществлены  на обобщающе-практическом этапе. Также были сформулированы выводы и завершено оформление педагогического проекта.

Пути решения

   Для проверки гипотезы были  намечены пути решения проблем через

  • Использование в процессе обучения прикладных задач;
  • Изучение разделов прикладного характера: элементов теории вероятностей, математической логики и др.;
  • Выполнение практических и лабораторных работ;
  • Проведение интегрированных уроков, практикумов, семинаров и т.д.;
  • Использование современных педагогических технологий: ИКТ, метод проектов, проблемное обучение модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция) и др.;
  • Введение элективных курсов.
  • Подготовка сообщений о методах использования математического аппарата в разных науках и в производственной сфере.

Следует отметить, что повышение эффективности уроков и уровня познавательной активности невозможно без  различных видов и форм внеурочной деятельности, таких  как олимпиады, конкурсы, предметные недели, проектная деятельность, экскурсии.

В работе над  проблемой исследования широко использовались Информационно-коммуникативные технологии.

 Помежуточные результаты проведённых диагностик показали картину роста уровня сформированности математической культуры у обучающихся 9-х классов на основе критерия «умение решать задачи практического и прикладного содержания». Он возрос на 5% у учеников с высоким уровнем и на 3% со среднем, на 2% у  учеников с низким уровнем. Данные получены при проведении проверочных работ.

Аналогичную картину можно наблюдать и при диагностики по определению познавательного интереса. Доля учащихся, проявивших интерес к математике, повысилась на формирующем этапе как у ребят с высоким уровнем интереса, так и со среднем на 5% и 9% соответственно.

Уровень мотивации обучающихся вырос на 10%.

Качество знаний по итогам четвертей увеличивается на 1-2%

 Промежуточная результативность:

  • Проанализировано состояние проблемы исследования в психолого – педагогической и научно – методической литературе.
  • Экспериментально проверены результаты внедрения в школьный курс математики прикладных задач.
  • Разработаны дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы с применением практических задач
  • За последний период выросло качество знаний по математике,   уровень  познавательного интереса и мотивации деятельности школьников.

УМК дополнен теоретической частью, разработками элективных курсов, уроков и т. д., и практической частью: набором практических, прикладных и занимательных задач.

Возросла активность  участия в олимпиадах, конкурсах, во внеклассных мероприятиях.

За время работы над проектом происходило совершенствование собственной профессиональной деятельности.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы: 

Использование практических задач в школьном курсе математики:

1. Повышает эффективность уроков, что ведёт к повышению качества знаний.

2. Способствует положительной динамике познавательной деятельности школьников.

3. Решает задачу социализации личности школьника.

А это частично разрешает существующие противоречия и

доказывает правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что использование практических задач в школьном курсе математики способствует формированию универсальных учебных действий и ведет к реальному повышению уровня  качества обучения.

Таким образом, следует считать, что гипотеза исследования подтвердилась.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект"Решение прикладных задач в свете деятельностного подхода к обучению математики и биологии в колледже»

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед  колледжем   остро ...

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Решение занимательных задач как один из путей активизации творческой деятельности учащихся

Меня всегда интересовали нестандартные задачи. Я извлекала их отовсюду, делала красивые таблицы и плакаты с условиями задач. Накопилось множество красочных ребусов и разработаны интересные внеклассные...

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

Формирование исследовательских качеств учащихся средствами активизации учебной деятельности при решении творческих заданий по химии.

Как сформировать исследовательские умения ученика через решение творческих заданий, экспериментальных задач и методов активизации познавательной деятельности при помощи ситуационных задач....

Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся

В рамках данной работы было создано электронное учебное пособие «Компьютерная графика», включающее в себя теоретический материал, в котором имеются наглядные иллюстрации, ссылки на видеоматериал по ...

Педагогический проект Тема: Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении уровня практи...