Аудиовизуальные средства обучения в образовательном процессе
статья на тему

Кочергина Валентина Ивановна

Аудиовизуальные средства обучения (иначе говоря - «слухозрительные») - это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия. К аудиовизуальным средствам относятся видеофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, учебные радио- и телепередачи, аудиозаписи на аналоговом или цифровом носителе, электронные презентации, учебные видеофильмы. Аудиовизуальные средства позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл audiovizualnye_sredstva.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Кочергина В.И.,

 учитель истории МКОУ «Олинская СОШ»

Лиманского района Астраханской области

Аудиовизуальные средства обучения в образовательном процессе

На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром, принимая информацию о нем и от него с помощью своих пяти органов чувств. По мнению М.Маклюэна, одного из популярных социологов XX века, человек воспринимает реальность не такой, какова она есть, а такой, какой она «подается» средствами коммуникации. Сегодняшний мир – это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий. Поэтому телевидение и видео стали привлекать аудиторию не только в качестве развлечения, но и активно использоваться с познавательной целью во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Бурное развитие средств информации изменило дидактический ландшафт, ученическую аудиторию: повысился общий интеллектуальный уровень обучаемых. Современные ученики - это поколение, полностью воспитанное под влиянием информационных технологий. Хотим мы этого или нет, но сегодня школа значительно уступает средствам массовой информации в формировании естественнонаучной картины мира. Любая перспективная система образования уже не может ориентироваться только на учителя – как единственного источника учебной информации. Сегодня его роль заключается, прежде всего, в организации познавательного процесса, всестороннем развитии учащихся. Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов - телевидение, видео, средства мультимедиа. Их применение в учебно-воспитательном процессе позволяет значительно повысить эффективность наглядности в обучении, полнее и точнее информировать учащихся об изучаемом объекте или явлении, расширить арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний.

На современном этапе развития образования на смену традиционным технологиям обучения истории приходят новые активные и интерактивные технологии – аудиовизуальные технологии.

Аудиовизуальные средства обучения позволяют организовывать урок таким образом, что взаимодействие между субъектами процесса обучения становится  неотъемлемой частью современной системы образования, которые позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.

Аудиовизуальные средства позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.

В результате обобщения опыта и использования теоретических источников было выявлено, что рациональное применение технических средств позволяет:

1) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;

2) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей  каждого ученика;

3) создавать лучшие условия для программирования и контроля;

4) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков самоконтроля;

5) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;

6) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая и контроль.

Общеизвестно, что средний процент  усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; аудиовизуальных материалов – 30-40%; работа в дискуссионных группах – 50%; практика через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 80-85%; метод обучения других – 90% . Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, неплохо соединить интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и  мультимедийных средств

Необходимость широкого внедрения технических средств в обучение обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного, из важнейших дидактических принципов -- принципа наглядности.

Аудиовизуальные средства обучения в образовательном процессе

Аудиовизуальные средства обучения (иначе говоря - «слухозрительные») - это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия. К аудиовизуальным средствам относятся видеофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, учебные радио- и телепередачи, аудиозаписи на аналоговом или цифровом носителе, электронные презентации, учебные видеофильмы. Аудиовизуальные средства позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.

Каждое из аудиовизуальных средств обучения, используемых на уроках (аудиозапись на аналоговом или цифровом носителе, электронная презентация, телевизионная передача, учебный видеофильм, кинофрагмент, видеофильм), имеет свои особенности

Аудиозапись. К звуковым средствам (аудиозаписям) относятся:

· фонодокументы;

· фонохрестоматии;

· фонодиктанты;

· музыкальные записи.

Дидактические возможности аудиозаписи позволяют выделить три направления их использования при обучении:

1. Для записи и воспроизведения информации;

2. В сочетании с проведением практической работы;

3. Как средство психолого-педагогического воздействия на учащихся.

Аудиозапись можно применять для проведения диктантов, записи ответов учащихся, озвучивания экранных пособий, музыкального сопровождения урока.

В фонотеку можно поместить записи выступлений разных исторических деятелей: глав государства, политиков, ученых, специалистов областей науки и техники и др.

Аудиофайл может содержать учебный материал в помощь отстающим или пропустившим занятия учащимся.

Таким образом, содержание аудиозаписи может быть различным и в связи с этим различны ее дидактические функции.

Электронные презентации. При просмотре презентации знания учащихся систематизируются, а слайды служат экранным дидактическим материалом при опросе. Презентации при показе дают сильно увеличенное изображение, хорошо видное всему классу, что и определяет дидактическую функцию презентации: она не только источник информации, но и в какой-то мере материальная основа, определяющая ту или иную организацию урока в соответствии с его типом и целями.

Презентации можно классифицировать по разным параметрам:

· иллюстративные и проблемные;

· фрагментарные и целостные;

· для освещения нового материала, для повторения, для проведения упражнений.

Учебные телепередачи. Дидактические возможности учебного телевидения обусловлены огромными аналитико-синтетическими возможностями, которые делают управляемым сам процесс восприятия. На экране учебная информация подается постепенно, по кадрам, имеется возможность показывать часть объекта, укрупнять рассматриваемые детали, объяснять какой-либо процесс или явление схематическими мультипликациями, сопоставлять изображение процесса и его объяснение.

Весьма успешным может быть использование телевизионных учебных передач по истории на уроках систематизации и обобщения знаний.

Эффективным видом обобщения можно считать такой, при котором перед учащимся открываются общие приемы умственной работы; их применение к решению конкретных задач дает широкое и глубокое обобщенное знание предмета в целом. Проведению такой мыслительной работы в какой-то мере могут способствовать технические возможности телевидения (крупный план; показ различных объектов, в том числе в сравнении с общеизвестными объектами; компьютерная графика и др.). Большое влияние на успешность такой работы оказывает методическое решение изучаемого вопроса в передаче и приемы включения этой передачи в урок в соответствии с поставленными целями. В данном случае главная цель урока -- обобщение и вся учебная работа с телепередачей подчинена этой цели. Достижение ее возможно при следующих условиях: создании благоприятной учебной ситуации, комплексном использовании средств обучения, организации активной работы учащихся.

Подбирая средства обучения для использования на обобщающем уроке в сочетании с учебной телепередачей, следует избегать формального подхода, при котором в комплекс просто включают пособия на данную тему. В дидактические материалы к учебным телепередачам целесообразно включать:

· задания на развитие мышления учащихся;

· задания на создание системы теоретических знаний и практических умений;

· задания для организации самостоятельной работы учащихся при обучении приемам мыслительной работы или практической деятельности (инструктивные материалы);

· задания для закрепления и контроля знаний.

Особенностью телевизионных учебных передач является эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует восприятию и прочному запоминанию учебного материала, а также осуществлению необходимых при учении волевых усилий и возникновению интереса к изучаемому вопросу. Телепередача, как и все экранные средства обучения, дает возможность увидеть.

Учебный фильм. Учебное кино называют самым наглядным из всех средств обучения. Его особенности во многом обусловлены той огромной работой, которая проводится при создании фильма. Коллективная работа сценариста, режиссера и оператора при участии методиста-педагога направлена на то, чтобы целесообразно использовать все доступные возможности отображения, фиксации и воспроизведения действительности для учебных целей. Режиссер, оператор, художник, мультипликатор определенным образом организуют отображаемый материал, что и обусловливает характер зрительного ряда в экранном пособии.

Как известно, фильм имеет возможность передавать в единицу времени значительно большее количество информации, чем это может быть достигнуто при словесном изложении, за счет более экономной формы сообщения. Учебное кино обладает выразительностью, возможностью воспроизведения на экране явления или процесса с любой скоростью.

В учебном кино большая роль принадлежит мультипликации, схематическим изображениям, раскрывающим на доступном учащимся уровне сложные явления, понятия, процедуры и алгоритмы действия. Очень важно передать учащимся те знания, которые способствуют научному пониманию сущности развития природы и общества, определению своего собственного отношения к явлениям окружающей жизни, формированию научных основ сознательной деятельности.

Фильмы по истории могут носить обобщающий характер и отражать большой по объему материал. Такие фильмы можно использовать главным образом на заключительных (обобщающих) уроках. Другие фильмы по истории могут освещать конкретные вопросы курса, например, документальные фильмы.

Кинофрагмент. В кинофрагментах раскрываются, как правило, отдельные вопросы учебной программы. Характерная особенность кинофрагмента -- его узкая дидактическая направленность. Это определяет важную методическую задачу использования кинофрагментов в комплексе с другими средствами обучения. Кратковременность демонстрации (3--5 мин) и узкая методическая направленность кинофрагмента позволяют легко вписать его в урок.

Видеофильм. С помощью видеофильма возможна постановка учебной проблемы, пробуждение к ней интереса учащихся. Дидактические возможности видеозаписи представляют собой удачное сочетание дидактических возможностей телевидения и учебного кино. Как и телевидение, видеозапись обладает большими аналитико-синтетическими возможностями, которые делают управляемым сам процесс восприятия: покадровое построение сообщения, возможность менять не только объект, но и фон восприятия, тезисность изложения, логическое и образное расчленение учебного материала. Видеозаписи присуща и специфическая особенность телевизионной формы сообщения знаний -- воздействие на эмоциональную сферу учащихся. Видеозапись позволяет показать все фазы изучаемого явления в динамике, в процессе непрерывного развития. Появляется возможность более широкого и разнообразного в методическом плане использования экранно-звуковых пособий путем создания видеовставок в урок. В видеозапись можно вставить не только фрагмент экранного пособия, но и комментарий к нему. При подготовке к уроку можно сделать монтаж, включающий кадры учебных кинофильмов, презентаций, учебных таблиц и записей на доске с комментариями преподавателя. Последовательность показа, темп изложения, его логика могут меняться в зависимости от поставленных преподавателем целей и с учетом индивидуальной методической системы каждого преподавателя.

В видеозапись могут быть вставлены циклы учебных телевизионных передач, дополнительных занятий для учащихся. Особенно широко может применяться видеозапись при проведении воспитательной работы и профессиональной ориентации учащихся.

В отличие от всех известных средств обучения видеозапись позволяет мгновенно воспроизвести записанное изображение и повторять его необходимое число раз.

Итак, из всего вышесказанного следует, что традиционно используемые во второй половине прошлого века экранно-звуковые пособия, трансформировавшись под натиском научно-технического развития, могут органично вплетаться в современную систему образования на уроках истории.

Работа с текстом

Использование аудиовизуальных средств на уроках истории будет эффективнее, когда учитель применяет работу с историческим текстом. Эта технология представляет собой модель обучение истории, построенную на исследовании текстов с дальнейшим творческим их использованием учениками и развития творческого и исторического мышления. Участники учебного процесса, ученик и учитель, выступают как равные. А обучения – это их общая деятельность, результатом которой есть создания учениками собственной версии исторического события. Обучение по этой технологии состоит из завершенных циклов – тем. Каждой теме отвечает комплекс проблем, которые решают ученики во время ее изучения. Применения аудиовизуальных средств при этом просто необходимо. Например, изучая тему “Столетняя война” (7 класс), ученикам предлагаются тексты из хрестоматии и отрывки фильма “Жанна д'Арк”, которые отвечают тексту. Ученики, ознакомившись с текстом и видеоматериалом, обсуждают их, интерпретируют в собственном понимании, строят определенные заключения. Безусловно, полностью отказаться от учебника нецелесообразно, так как не каждую тему  можно выучить за хрестоматийными и архивными текстами, и не каждый ученик может анализировать исторические тексты и строить самостоятельные заключения. Кроме того, обучения без учебника имеет свои отрицательные стороны – фрагментарность знаний, недостаток средств на распечатывание текстов и невозможность ознакомления с текстами каждой темы.   

  Использование аудиовизуальных средств и мультимедийных средств есть необходимым звеном в работе творческого учителя потому, что арсенал дидактических возможностей аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения очень большой. Сжало его можно определить так:

-  создания разнообразия форм представления информации;

-  создания разнообразия учебных задач; 

-  обеспечения обратной связи, широкие возможности диалога учебного процесса;

-  широкая индивидуализация процесса обучения, расширения поля самостоятельности;

-  широкое применение игровых приемов;

-  активизация учебной работы учеников, усиления их роли как субъекта учебной деятельности;

-  усиления мотивации обучения.

  Нужно отметить, что наиболее эффективное формирование исследовательских умений учеников на уроке, предусматривает кроме соблюдения общих требований относительно использования аудиовизуальных средств в процессе обучения, соблюдения дополнительных требований:

-  по первое, уроки-пары из соответствующей темы;

-  во-вторых, использования и соединения задач трех типов: репродуктивного, продуктивно-познавательного и проблемного.

-  в-третьих, учет уровня подготовки школьников к восприятию аудіо-, видеоматериалов при вынесении тех или других вопросов на обсуждение.

Также важно знакомить учеников с текстами хрестоматий или учебника после окончания работы с аудиовизуальными средствами.

Построенная таким образом робота оказывает содействие развитию ученических компетенций, разрешает сформировать у учеников следующие исследовательские умения и привычки:

-  работа с аудиовизуальными средствами, как с специфическим историческим источником;

-  наблюдения и анализ исторических событий;

-  формирования гипотезы;

-  использования приобретенных знаний на практике и в области других родственных с историей предметов. Наиболее подготовленные ученики могут обобщить материал и составить доклады, написать рефераты. 

Методика разработки и использования аудиовизуальных средств в обучении.

Сегодня в школах достаточно технических средств, чтобы учителя истории могли использовать их на своих уроках. И это позволяет значительно оптимизировать учебный процесс.

Как персональный компьютер может пригодиться гуманитарию на уроке? Если не рассматривать использование компьютера как самоцель, а сам компьютер как «заменитель» преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе компьютер превращается в универсальное техническое средство обучения. Это уникальный помощник учителя, универсальное средство наглядности и хранитель бесценного учительского опыта.

Поэтому в последнее время в области образования особую  актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения компьютерных информационных технологий. Мультимедийные программы могут обеспечить принципиально новое качество: обмен информацией между учеником и технической системой проходит в диалогической форме, самая компьютерная технология обеспечивает новые возможности относительно организации параллельного  обучения и контроля знаний, предоставляет реальную возможность практического внедрения индивидуализированного обучения. Формы практического использования мультимедийных программ могут быть разнообразные. Мультимедийные  материалы  могут   использоваться  перед изучением учебного материала как вступление к теме (зрительная, слуховая или зрительно-слуховая опора для осуществления поисковой деятельности, дальнейшего усвоения учениками знаний), как материал для самостоятельной обработки учебной информации, как средство контроля и самоконтроля качества и полноты знаний учеников и т. п. 

В начале ХХІ ст. появилось большое количество учебных компакт-дисков из истории (“Древняя Греция”, “Древний Египет”, “Римская империя в войнах”, “Мир в войнах” и прочие), которые целесообразно использовать на уроках. Если ученики в определенной мере владеют компьютером, то учителю целесообразно проводить интегрированные уроки в компьютерном классе. Например, при изучении темы “Древняя Греция” ученику предоставляется возможность увидеть схемы битв, быт, культуру, политическую структуру страны благодаря учебному диску, на котором есть ряд тестовых задач. Использовать компьютер можно при зачетных и итоговых аттестациях за наличием учебных программ-тестов.

Заключение

Все перечисленные возможности могут быть реализованы только при соблюдении психологических и методических условий их применения. Место аудиовизуальных средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями учащихся, стилями их учебной деятельности. Важно учитывать, что аудиовизуальные технологии надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно; что их применение требует от учителя дополнительного времени и усилий, часто и специальных знаний. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т.п. приводит к нежелательным результатам. Для правильного использования мультимедийных средств необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.

 

Литература

1. Бажак К. Возникновение изображения / К.Бажак. - М.: Издательство «Астрель», 2003.

2.    Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю.А.Воронин. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.

3.    Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

4.    Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании / С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун. - М.: Педагогика, 2002.

5.    Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. – М.: Аcademia, 2001.

6.    Комарова Н.И. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Программа для студентов гуманитарных факультетов педагогических ВУЗов / Н.И.Комарова. - М.: МГПУ, 2004.

7.    Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н.Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004.

8.    Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В.М.Розин. – М.: Владос, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технических средств обучения в образовательном процессе

Применение ТСО может быть связано не только с уроком, но и со внеурочной деятельностью.В данном материале вашему вниманию предлагается компьютерная презентация ученицы МБОУ "Арьёвская СОШ"  Кошки...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, который  изучается в течение многих лет и требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя. Но овладение им вне сре...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.

В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....

Использование технических аудиовизуальных средств обучения в преподавании биологии и химии

Текст начного доклада в III- Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки".Конференция была организована 27-28 ноября 2015 года Казанским (При...

Использование современных средств обучения в образовательном процессе.

В статье описвыаются возможности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам. Современные компьютерные технологии представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования...