Технологии в педагогике
учебно-методический материал на тему

Майкова Яна Анатольевна

Технологии в педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_v_pedagogike.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

n|n

Современные образовательные технологии и /или методики

 (название, автор/авторы)

Цели использования технологии/методики

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологии/методики

1

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.

приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей, применение дифференцированного и интегрированного подхода в учебном и воспитательном процессе,  формирование гармонически развитой личности

Технологические этапы реализации

технологии:

1.) создание проблемных ситуаций,

2.) обучение учащихся в процессе решения проблем,

 3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Правила моделирования проблемно-блокового урока следующие:

1.        1.      При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4 логические части.

2.        2.      К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.

3.        3.      Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью: а.) актуализация знаний; б.) осознание и осмысление учебной информации; в.) закрепление новых знаний.

4.        4.      На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.

5.        5.      В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.

6.        6.      Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.

7.        7.      Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает учитель.

8.        8.      На этапе диагностического контроля учитель проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если учащиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.

Эффективность реализации технологии проблемного обучения учащихся определяется достигаемым уровнем выполнения мыслительных действий, возможности их использования при решении новых задач.

Таким образом, –снизился процент неуспеваемости,

благодаря дифференцированным заданиям, большее количество ежегодно участвуют и побеждают на олимпиадах. Использование

технологии проблемного обучения

позволяет повысить качество образования учащихся.

2.

Игровые технологии

Основывается на методологических подходах теоретиков и практиков имитационных игр: М.М. Крюков, А.Л.Лифшиц, В.Я. Платов, Н.В.Сыскина, И.М. Сыроежин, А.П.Панфилова, В.С. Шмаков, Г.П.Щедровицкий, Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, В.Н.Бурков, .А.Вербицкий, Б.Н.Герасимов, Р.Жуков, В.Ф.Комаров.

Социализирующие: обучение общению,  приспособление к условиям среды; саморегуляция;.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;

   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психо и социодарма.

Этапы проведения деловой игры:

  1. Введение в игру: осуществляется консультирование, инструктаж.  
  2. Распределение слушателей на группы (5-7 человек):  распределение игровых ролей.  
  3.  Погружение в игру: учащиеся получают игровое задание.  
  4. Изучение и системный анализ ситуации или проблемы: анализ предлагаемой ситуации, осуществление диагностики, формулирование проблемы, ознакомление с правилами поведения и правилами игры.
  5. Игровой процесс: поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем. Выработка коллективного решения в ходе дискуссии, обоснование проекта, его визуализация на плакатах, расчеты и заполнение документов.
  6. Общая дискуссия, или Пленум (межгрупповое общение): презентация решения от каждой группы, его обоснование; обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы с распределением специальных ролей: «адвокат», «провокатор», «оппонент», «критик» и т.д.
  7. Подведение итогов игры: оценивание решений, проектов,  знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности и конкурентоспособности, подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков, выявление лучших команд, игроков, проектов.
  8.   Рефлексия: личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная.
  9.   «Выгружение» из игры: разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь», выявление смыслов, возникающих после игры и др.

Этапы проведения ролевой игры:

  • Введение в ролевую игру.
  • Предъявление ситуации и распределение ролей по сценарию.
  • Разыгрывание ситуаций.
  • Послеигровое обсуждение, рефлексия.

Эффективность реализации игровой технологии   определяется уровнями сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели технологии- это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий.

     На входном контроле диагностировался уровень сформированности ментального опыта учащихся, который показал, что высоким уровнем ментального опыта владеют 10% учащихся; выше среднего -13%; средним - 57%; низким -20% учащихся. В результате использования технологии получены следующие показатели: высоким уровнем ментального опыта владеют 18% учащихся; выше среднего -32%; средним -45%; низким -5% учащихся. Таким образом, уровень сформированности ментального опыта учащихся значительно повысился, и существуют возможности для дальнейшего его обогащения.    

3.

Технология здоровьесбережения.

Разработка профессора

Смирнова Н.К.

сохранение и укрепление здоровья учащихся, сохранение работоспособности на уроках;

формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Двигательная  активность детей при организации учебного процесса:

1.        Утренняя зарядка.

2.        Игровые перемены.

3.        Физкультурные минутки.

4.        Дни здоровья.

5.        Создание обстановки и гигиенических условий в классе.

6.        Чередование видов деятельности и видов преподавания.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.  

1-й этап. Врабатывание  5 мин. Нагрузка относительно невелика, репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная работоспособность

  20-25 мин. Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

3-й этап. Конечный порыв. 10-15 мин Небольшое повышение работоспособности

 Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

1)5-25-я минута — 80%;

2)25-35-я минута — 60-40%;

3)35—40-я минута — 10%.

Эффективность реализации здоровьесберегающей технологии определяется уровнем физического развития,  развития физических качеств и двигательной активности. Созданы максимально

возможные условия для

сохранения, укрепления и развития духовного,

эмоционального,

интеллектуального,

личностного и физического здоровья учащихся.

Значительно повысилась мотивация на ведение

Здорового образа жизни.

n|n

Современные образовательные технологии и /или методики

 (название, автор/авторы)

Цели использования технологии/методики

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологии/методики

1.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

достижение оптимального общего развития каждого ребенка; обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; обеспечение  гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

Обучение в системе:

- обучение на более высоком уровне трудности,

- изучение материала более быстрым темпом,

-  ведущая роль теоретических знаний,

- осознание процесса учения,

- работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных.

- создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил.

- На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.

- интегрированный характер содержания.

- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез)

-  проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;

- индивидуализацию обучения.

- Индивидуализация посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.

Эффективность реализации Система развивающего обучения Л.В.Занкова определяется уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам. Упешность в формировании у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня их общего развития, в том числе и от уровня развития предпосылок к той или иной учебной деятельности. Изначальная нацеленность на развитие каждого ученика.

2

 Проектная технология

Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. ИгнатьеваЕ.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др.

Развитие опыта творческой, коммуникативной деятельности, опыта саморазвития учащегося.

групповой  исследовательской проектной работы

      I этап: Погружение в проблему: изучение истории и теории вопроса, постановка проблемы, определение темы исследования, его объекта и предмета, формулирование цели и задач, построение гипотезы, определение методов исследования.

     II этап: Организация и осуществление деятельности: проверка гипотезы на основе сбора фактов по исследуемой проблеме. Участники проекта разбиваются на группы,  распределяют поисковые задания.  После обсуждения в группе идет защита гипотез каждой группой перед всеми участниками проекта, обсуждение предложенных аргументов в защиту гипотез,   определение надежности, доказательности,   оппонирование докладчику.

    III этап: Подведение итогов: осуществление теоретических выводов на основе анализа полученных фактов и новых знаний.

   IV этап: Оформление результатов исследования.

Эффективность реализации проектной технологии определяется уровнями сформированности у учащихся опыта проектной культуры: высокий, выше среднего, средний, низкий.

  Принцип работы критериев заключается в такой характеристике, как продвижение на более высокие уровни сформированности критериального признака.

Количественный анализ результатов по каждому из направлений (обогащение опыта творческой, коммуникативной деятельности, опыта саморазвития учащегося) позволяет выяснить наличный уровень  проектной культуры учащегося.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.

Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.   Основные цели и задачи данной технологии заключаются в следующем:-использовать возможности столичного образования через с...

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»...

Технология театральной педагогики.

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

«Технология мыследеятельностной педагогики. Реализация в преподавании истории »

Курсовая работа по теме «Технология мыследеятельностной педагогики. Реализация в преподавании истории » может быть использована учителями истории при выполнении зачетной работы по окончании курсов пов...

Сценарий урока "Фотосинтез" 10 класс. Технология мыследеятельностной педагогики.

Два года назад я впервые близко познакомилась с теорией мыследеятельности. Эта теория охватывает очень большой пласт проблем, связанных с образованием, поскольку сейчас актуален вопрос о том, можно ли...