Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
статья по географии по теме

Маркова Елена Николаевна

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга учителя географии Марковой Елены Николаевны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова.

(Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

        Школьный музей Арктики имени Георгия Яковлевича Седова был открыт в 1978 году в школе № 336 Невского района города Санкт-Петербурга (http://www.sh336.narod.ru/).

        Как и большинство школьных музеев, он пережил трудные девяностые годы, а с начала XXI века переживает технологическую модернизацию и внедрение электронных образовательных ресурсов второго поколения в учебно-материальную базу образовательного и воспитательного процессов.

        Школьный музей – это первый в жизни ребёнка храм науки и творчества. Здесь учат любить и гордиться своим краем, предками и современниками. Музей – маленькая модель мира. Идея интерактивного школьного музея, музея – исследовательской лаборатории, творческой мастерской, дискуссионного клуба – это уже реалии педагогики музейной деятельности.

        Мир будущего школьного музея в руках наших детей и нам, педагогам, важно привлечь к работе в музее наиболее активную группу учащихся, заинтересовать их возможностью применения информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни музея, тем самым создать мощную мотивацию к исследовательской и творческой деятельности.

        С внедрением и широким использованием информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, свободным доступом в Интернет образовательная и поисковая работа в музее перешла на новый - виртуальный уровень.

        Создан и успешно функционирует сайт школьного музея Арктики им. Г.Я. Седова (http://www.myzei-sh336.narod.ru/). Он предоставляет возможности познакомиться с историей музея, людьми, которые принимали участие в его создании, а также с историей открытия, исследования и освоения Арктики. Сайт позволяет расширять и совершенствовать горизонты общения с людьми и организациями, сокращать время поиска интересующих нас фактов и личностей, принимать участие в вебинарах и конкурсах, позиционировать себя в глобальном виртуальном пространстве.

        Уже давно и успешно мы сотрудничаем с Ляхом Владимиром Петровичем, директором школы в Ростовской области, земляком Седова Георгия Яковлевича. В преддверии 100-летия первой русской экспедиции к Северному полюсу (2012 год) им создан сайт «Моё Седово», где сосредоточен большой объем информации об экспедициях Г.Я.Седова, о его пути в Арктику, о поселке Седово, где когда-то родился великий полярник (http://my-sedovo.narod.ru/MUZEI_SEDOVA2.html).

        Мы познакомились виртуально в 2008 году и с тех пор размещаем свои материалы на сайте «Моё Седово». Наши ребята участвуют в конкурсах, посвященных экспедиции к Северному полюсу, посылают свои работы на Седовские чтения, которые проводятся в мае на родине Седова. Владимир Петрович с удовольствием делится фотографиями и воспоминаниями о своей школьной жизни, т.к. будучи школьником в 1973 году приезжал в Ленинград, в нашу школу в составе поисковой экспедиции из поселка Седово.

        Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности изменило роль обучающихся. Они теперь хотят видеть себя не зрителями, а участниками различных исторических событий - командой Седова, полярниками, работающими на станциях «Северный Полюс», членами экспедиций к географической точке Северного полюса. Ребята увлеченно принимают участие в создании флеш-фильмов и презентаций, выкладывают их на популярные молодежные сайты (http://www.youtube.com/watch?v=c1mVCXcxLUM), знакомятся с интересными современными разработками «Живой географии и истории» (разработчики: ИНТ (http://www.int-edu.ru), учатся работать в среде Школьной Геоинформационной Системы (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-db.informika.ru/catalog/res/47716220-050d-4d30-b22c-eae9a57fc61d/?).

             ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном уровнях и работа в среде ШГИС полностью соответствует требованиям новых образовательных стандартов второго поколения. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования, а потому привлечение образовательных ресурсов педагогики музейной деятельности полностью соответствует новому направлению государственной политики в области образования. В школьном музее Арктики создана программа проведения уроков географии, физики, биологии, истории, литературы с применением ИКТ на богатейшей музейной экспозиции. Практически все уроки географии, связанные с изучением морей Северного Ледовитого океана, природных зон Арктического бассейна и ресурсов Севера, экономических районов, расположенных в зоне Севера проводятся в школьном музее.

            В связи с этим  на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5- 6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности обучающихся  по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии. Используя цифровые карты своей местности в 5-6 классе важно реализовать появившуюся возможность и более детально изучить такую важную тему, как «План и карта». Учащиеся получают первые представления о различиях плана и географической карты, учатся использовать план и карту, выполняя под руководством учителя различные виды практических работ, например:
- перевод численного масштаба в именованный и обратно;
 
- изображение холма и впадины с помощью горизонталей;
 
- определение направлений и расстояний на глобусе, географической карте и плане;
 
- определение географических координат объектов на карте и объектов по заданным координатам.

      Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6  классах, являются умения ориентироваться на местности.  Как показывает практика, сформировать эти умения, сидя за партой в классе, не представляется возможным. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.

       Важнейшим из формируемых умений является определение географических координат. Следует заметить, что для качественного усвоения этих умений необходимо и в 7 классе уделять внимание их формированию. Важно организовать закрепление полученных практических умений, предоставив учащимся большую самостоятельность в решении учебных задач. Уверенное  владение учащимися приемами работы с топографическим планом, географической картой поможет им более качественно изучить и понять темы курса, связанные с изучением основных сфер географической оболочки.

       Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды школьного музея за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться  и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

             Активное внедрение в образовательный процесс школьных геоинформационных систем  повышает мотивацию обучающихся к изучению географии и истории, т.к. программная оболочка ШГИС имеет средства создания и редактирования цифровых векторных и растровых карт, выполнения измерений и расчетов расстояний и площадей, построения 3D-моделей, обработки данных дистанционного зондирования, в частности цифровых космических снимков, а также инструментальные средства для работы с базами данных. Инструментарий оболочки позволяет читать цифровую карту, получая больше информации о природных, техногенных, социальных объектах по сравнению с обычными бумажными картами и атласами. Возможно наложение разных тематических карт и создание собственной цифровой карты, в том числе с использованием GPS-приемника. Развитые средства редактирования векторных и растровых карт позволяют наносить разнообразную прикладную географическую информацию на карту, используя как стандартные условные знаки, так и созданные пользователем. Средствами оболочки возможен пространственный анализ статистических данных путем создания, в частности, разнообразных картограмм и картодиаграмм.

        Развитие истории связано в первую очередь с постоянным динамическим процессом изменения контроля над определенной территорией. Изменения ситуации в истории, с одной стороны, связаны, с такими ключевыми событиями, как войны, договора, в одночасье менявшие ситуацию на карте. С другой стороны, существует понятие исторической тенденции, когда изменения происходят постепенно, но в относительно короткий промежуток времени, например, распад мировой колониальной системы 40-60 гг. прошлого века. Коллекция цифровых историко-географических карт по истории Отечества обеспечивает освоение учебного содержания курсов истории общеобразовательной школы и позволяет моделировать учащимся события прошлого, которые они изучали на уроках истории или на занятиях по краеведению.

        Хороший инструмент для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся – система построения генеалогического дерева, предназначенная для создания, редактирования, распечатывания и представления в Интернете больших родословных «Живая Родословная» (разработчик GenoPro, локализация ИНТ), (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f0346e44-c4d5-4fa9-ae34-e29439264ee2/). Этот программный продукт по-настоящему позволяет учащимся проникнуться пониманием того, что историю, науку и искусство творят конкретные личности.

        «Живая Родословная» позволяет легко и просто создавать сложные родословные с включением иллюстраций и комментариев, а при публикации в Интернете - добавлять ссылки на личные сайты. С ее помощью можно, например, построить родословные правящих династий, проследить сложные и запутанные перипетии личной жизни исторических деятелей, писателей, художников, поэтов. Работа с материалами конкретных исторических источников позволяет школьникам проникнуться духом изучаемой эпохи, попытаться понять взаимоотношения между людьми, жившими в то время. Поэтому важное место среди цифровых образовательных ресурсов занимают базы таких источников, содержащих иллюстрации, видеофрагменты, своеобразную «историческую библиотеку» научных работ историков, документальных источников, ленту времени и много другой полезной информации.

        Прекрасный современный ЭОР - интерактивная доска Smart Board в музее Арктики позволяет значительно расширить сектор активной самостоятельной поисковой работы (http://www.smartboard.ru/). Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа заданий – получить из книги описание путешествия, эксперимента, или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получить ответные реакции, углубиться в заинтересовавшие проблемы, попробовать сделать по-своему. Новейшим дополнением к Smart Board стала разработка компьютера с горизонтальным экраном Smart Table (http://www.smarttech.com/). Эта «парта» будущего превращает процесс поиска и открытий в интересное и увлекательное занятие, успешно сочетающее в себе обучение, свободное развитие и творчество.

         Этот современный электронный образовательный ресурс обладает инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических элементов, таких как:

  1. интерактив;
  2. мультмедиа (аудиовизуальное представление фрагмента воображаемого или реального мира);
  3. моделинг (имитационное моделирование с аудивизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);
  4. коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);
  5. производительность (в данном случае – производительность труда пользователя).

          В нашем школьном музее обучающиеся и посетители могут познакомиться с виртуальной моделью земного шара, побывать на Северном полюсе, совершить путешествие в любую точку Земли с помощью различных популярных Интернет – ресурсов: Earth.google.com, geography2.blogpot.com, www.globe.gov и т.д.

        В игровой форме можно «участвовать» в экспедициях прошлых лет, прокладывать новые маршруты путешествий, научно фантазировать о возможных вариантах использования пространства Арктики, изучать влияние природных условий Севера на хозяйство России и дискутировать о рациональном использовании природных ресурсов.

        Используя в работе музея Интернет – ресурсы, ребята проникаются идеей единства глобального пространства. Это позволяет участникам различных проектов, викторин и лабораторий попробовать себя в разных качествах и почувствовать ответственность за события, происходящие вокруг в стране и мире. Более того, многие ребята начинают размышлять о взаимодействии прошлого, настоящего и будущего не отвлечённо и не линейно, что повышает возможность формирования гражданской позиции. Патриотизм, долг, честь, ответственность, любовь к окружающему миру перестают быть банальными фразами и становятся руководством к действию.

        Создание интерактивной карты Арктики в ходе уроков географии и игровых проектов «Мы летим в Арктику» на музейной экспозиции, работа на виртуальной станции «Северный Полюс» – первый шаг в моделировании современной действительности. На музееведческом занятии «В гости к полярникам» учащиеся знакомятся с профессиями полярников и оборудованием  полярных станций. Учащиеся во время занятия используют сайт НИИ Арктики и Антарктики (http://www.aari.nw.ru/), на котором есть страничка полярной станции «Северный полюс- 40» (http://www.aari.ru/resources/d0014/np40/default.asp?lang=1 где в on-line режиме выдается прогноз погоды в районе станции. Учащиеся выходят на страничку полярной станции, наблюдают результаты работы полярников и чувствуют себя метеорологами и геофизиками, аэрологами и океанологами.

        В школьном музее организован компьютерный учёт фондов, осуществляется  создание виртуальных экскурсий, пополняется музейная экспозиция. Наши экскурсоводы проводят экскурсии, дополненные аудиовизуальным рядом. Творческая лаборатория компьютерного дизайна работает над созданием обновлённого пространства музея, кафедра интеллектуальных игр создаёт интеллектуальные компьютерные викторины.

        Главным достижением в области инновационных технологий считаем позиционирование школьного музея в глобальном телекоммуникационном пространстве или иначе – участие школьного музея в программе Национального Проекта «Образование», «Школьные музеи в Интернете».

        Уверены, что участие в проекте по развитию школьного музея станет полезным для целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, формированию мотивации получать образование в течение всей жизни, социальной адаптации, профессионального и жизненного самоопределения обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья « Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Особенно актуальность  эта возникла на уроках преподавания географии, работая по новой программ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ...

Применение новых компьютерных технологий в организации певческой деятельности.

статья  об использовании ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников....

Статья «Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...

Мастер-класс «Работа школьного музея (музейной комнаты) Русского быта на уроках технологии и во внеурочной деятельности «Я приглашаю вас пройти в музей…»

Использование нетрадиционных  форм  работы в неаудиторной занятости учащихся,   обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея....

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный аспект здоровьесбережения на примере работы школьного музея «Связь Поколений

Из широкого спектра социально-психологических и педагогических аспектов здорового образа жизни школьников, необходимо выделить вопрос об организации патриотического воспитания как актуального компонен...