Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Данная статья будет полезна для педагогов коррекционных школ, которые реализуют в своей педагогической деятельности АООП (1, 2 Вариант)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ход урока:

Эпиграф

…Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце…

(Н. И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»)

Этапы урока

Задача этапа

Дидактические средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

#1054;рганизацион

ный момент.

Общая установка на урок.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать. Сегодня мы с вами традиционно начинаем работать на уроке чтения.

Для начала, я предлагаю вам вспомнить правила поведения на уроке.

А теперь вспомним:

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Какой урок по счету?

Какой предмет?

Готовятся к уроку.

Проговаривают правила поведения на уроке.

Отвечают на вопросы.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

(Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке).

(Задача – умение ровно и глубоко дышать – владеть дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика).

Сейчас мы выполним дыхательные упражнения, для того что бы расслабить мышцы гортани и привести дыхание в норму.

Упражнение «Задуйте свечи».

Сделайте глубокий вздох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Выполняют дыхательные упражнения.

3. Работа с эпиграфом

Подготовка к озвучиванию темы урока

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

1. Слово учителя.

2. Сегодня для работы на уроке нам понадобятся карандаши, ручки, посмотрите, все ли у вас есть? А еще я приготовила для вас вот такие листы… Их 2. Один называется лист- «помощник» он нам поможет выполнить задания, другой рабочий лист, в нем мы будем работать. Положите рабочий лист перед собой и в рамочке «Дата» запишите цифрами число

Посмотрите на эти слова «Ясной любовью наполнилось сердце…» Сегодня, когда я шла к вам и смотрела, как за окном проплывают картины нашей милой Иркутской земли. Нет, не отличается наша родина ни яркой привлекательностью, ни буйством красок. И постороннему глазу наши поля и леса покажутся невзрачными. Но это земля, где мы родилась, где прошло моё детство и проходит ваше, где живут наши родные и близкие – это родина. (Оъяснительно-иллюстративный метод)

Учитель читает стихотворение

Для каждого человека важно,

Иметь и семью, и дом,

И город у тихой речки,

И сад под резным окном

И чтоб не случилось в жизни,

Пусть помнит он об одном,

Что где-то, родной и близкий,

Что где-то его ждет дом!

Слушают и смотрят презентацию.

4. Беседа

Подготовка к восприятию темы и цели урока.

- Ребята, что вы сейчас увидели?

- Какие чувства у вас возникли во время просмотра?

- Почему?

- Чем для нас является г. Иркутск?

- Почему?

- А г. Иркутск для нас большая или малая родина?

- Почему вы так думаете?

- А как мы относимся к своей малой родине?

- У каждого из вас своё мнение о родине. (Словесный метод)

5. Формулировка темы урока.

Формулировка темы и цели.

Рабочий лист

(задание №1)

Слайд 5

- Ребята, как вы думаете, о чём на сегодняшнем уроке мы будем говорить, что будет темой нашего разговора?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы выполним с вами задание. Возьмите рабочий лист.

Подсказка:

1. Коррекция внимания.

Зачеркнуть повторяющиеся буквы в записи (распечатано для каждого учащегося) записать слово, которое получилось рабочий лист в специальные клеточки, по одной букве в каждую клетку.

У Л К С Р О Я Л С Д И Н А К У Я

(ответы детей)

- Итак, сегодня мы говорим о родине. Но не просто о родине, а о том, как к родине относится известный русский поэт Николай Рубцов. А поможет нам разобраться в этом стихотворение «Тихая моя родина».

Итак, цель нашего урока – знакомство со стихотворением, выразительное чтение его, и понимание значения слова «родина».

Отвечают на вопросы

Делают задание № записывают слово в лист рабочий.

6. Изучение новой темы.

Ретрансляция новых знаний.

Слайды 6,7

Но сначала, мне бы хотелось поближе познакомить вас с этим замечательным поэтом. Послушаете отрывок из его стихотворения и ответьте на вопрос: что вы узнали о жизни поэта из этого отрывка?

Мать умерла, отец ушёл на фронт.

Соседка злая не даёт проходу

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

- Таким грустным было детство поэта, Николая Михайловича Рубцова. Давайте ответим на вопрос….

Слушают внимательно стихотворение, отвечают на вопрос.

7. Работа с биографической справкой

Поиск новых знаний самостоятельно.

Лист информации.

Задание: ребята, вам предлагается небольшая биографическая справка о Н.М. Рубцове. Познакомьтесь с ней и в листе заданий выполните 2 и 3 задание.

(Краткая биографическая справка: Н. Рубцов (1936-1971) – русский поэт. Родился в селе Емецк Архангельской области. Судьба его драматична. Детство поэта было сиротским: с начала войны отец ушёл на фронт (1941), в 1942 году умерла мать (мальчику было 6 лет); некогда большая, дружная семья распалась; мальчик вырос в детском доме и собственного дома никогда не имел.

Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь - вот что лежит в основе его творчества, как и в основе любого большого русского поэта.) (Частично-поисковый метод)

Работают с листами информации.

#1060;изминутка.

Снятие мышечного напряжения.

На зарядку становись!

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания.)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)

Выполнение упражнений.

9. Чтение стихотворения.

Показать образец выразительного чтения.

Лист информации.

А теперь мы познакомимся со стихотворением «Тихая моя родина». Сейчас вы услышите его не в обычном исполнении, а с музыкальным сопровождением.

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Какое оно?

Теперь я прочитаю вам отрывок из стихотворения над выразительным чтением этого отрывка мы и поработаем.

А вы подумайте, почему Н.М. так его назвал: «Тихая моя родина».

Чтение стихотворения.

Слушают выразительное чтение.

#1042;опросы по восприятию произведения:

Воспринимают текст стихотворения.

Лист информации.

- Скажите, почему же автор назвал своё стихотворение «Тихая моя родина»?

- - Для того, чтобы подробнее познакомиться с этим стихотворением, прочтите его (распечатано для каждого) Ваша задача прочитать стихотворение вполголоса, чтобы не мешать, друг другу, и выделить в тексте слова, которые вам будут непонятны, карандашом.

Отвечают на вопросы.

Читают стихотворение вполголоса.

Выделяют незнакомые слова.

#1051;ексическое значение слов

Работа над лексическим значением слов.

Рабочий лист (задание №4)

В стихотворении вам встретились слова, которые не часто встречаются сейчас в речи. Давайте выясним их лексическое значение и запишем в рабочий лист (задание №4)

Погост – кладбище

Обоз – телега

Сеновал – сарай для складывания сена

Церковная обитель – здание церкви

Вы внимательно послушаете, и после чтения ответим на вопросы. (Частично-поисковый метод)

Работают в рабочих листах, выполняют задание № 4

#1056;абота над правилами выразительного чтения

Знание правил выразительного чтения

Информационный лист

А теперь мы с вами будем готовить выразительное чтение отрывка. Но сначала посмотрим правила выразительного чтения.

Какие правила выразительного чтения знаете?

А какие правила записаны у вам в листе помощнике?

1. Читать, вдумываясь в то, о чём читаешь.

2. Выделять голосом отдельные слова.

3. Останавливаться на точках.

Отвечают на вопрос.

Читают правила выразительного чтения.

13. Подготовка к выразительному чтению.

Подготовиться к выразительному чтению.

Информационный лист

- Будем учиться читать выразительно это произведение. Попробуем проникнуть в настроение автора, выяснить, чем оно вызвано.

- Посмотрите на знаки препинания в конце первой строки. (Это восклицательный знак)

- С какой интонацией надо прочитать эти слова? (с восторгом, с любовью, с восхищением) (Тихая моя родина!)

- Что стоит в конце второй строки? (Многоточие)

- Как надо прочитать эту строку? (С паузами, не спеша, с многозначительностью)

- С какой интонацией надо читать следующие две строки? (С сожалением, грустью)

- Самые важные слова здесь? (Мать, в детские годы)

- Какие слова говорят о том, что автор давно здесь не бывал? (Где же погост?)

Теряется контакт с родиной, редко приезжаем, имало молодежи остается в селе, ветшают и разрушаются здания. А село продолжает жить своей жизнью.

- Какие слова повторяются вновь и вновь? Прочитайте. (Тихо, тихо, тихо) (Словесный метод)

Отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению

#1042;ыразительное чтение

Обучение выразительному чтению.

Информационный лист

Учитель контролирует чтение

Чтение детьми данного стихотворения (самостоятельно).

15. Коррекция внимания:

Коррекция внимания.

Рабочий лист (задание №5)

- Подсчитайте, сколько раз упоминается слово «тихий» в стихотворении, запишите в рабочий лист эту цифру (задание №5)

- Какое значение имеет повторение этого слова? (Здесь всё просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима).

- Подумайте, что ещё постоянно возвращает поэта к родным местам? (Память о матери)

Работают по заданию.

16. Работа с ассоциациями.

Расширять словарный запас.

Слайд.

Рабочий лист задание № 6

Справка (слайд № 8)

Чувство любви к Родине живёт в каждом из нас, но проявляется в разных обстоятельствах. У одних – при встрече с чем-нибудь необычным, исключительным, а у других это чувство осознаётся при встрече с чем-то привычным и будничным, внешне совсем неброским.

- Ребята, а что вы вкладываете в понятие «Родина»? Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? Выберите из предложенного списка то, что ближе вам и подчеркните в рабочем листе.

родина – дом, мама, папа, школа, Россия, страна, земля, Отечество, семья, край, любовь, природа, жизнь, счастье, небо, патриотизм.

Какие слова вы подчеркнули? (Практический метод)

Работают по заданию.

17. Работа с пословицами (дополнительное задание)

Лексическая работа

Слайд.

Рабочий лист Задание № 7 (дополнительное)

- Какие пословицы вы знаете о Родине? (ответы детей).

Найдите пару каждой пословице (Коррекция структурного мышления)

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины — что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит

Выполняют задание

18. Итоги урока.

Подведение итогов урока

- Понравилось вам стихотворение?

- Какое настроение вызвало оно у вас?

Как вы думаете, все ли мы сделали, что было запланировано на уроке?

Познакомились кратко с биографией поэта?

Читали выразительно стихотворение?

Выяснили значение слова «родина»?

Ребята, закончите предложение «Для меня Родина начинается с…»

Отвечают на вопросы.

19. Рефлексия «Выбор»

Рефлексия

Задание 8

Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.

#1071; научился многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко.

5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.

Работают с заданием «Выбор»

#1042;ыставление отметок.

Комментирует отметки.

21. Домашнее задание

Я предлагаю вам выполнить рисунок к этому стихотворению.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол"

Cтатья по  теме « Формирование действий с мячом у детей младшего школьного  возраста при обучении игре в баскетбол»  Во вступительной части реферата рассуждается о пользе упр...

Уроки химии с использованием инновационных компьютерных технологий

Надо ли использовать презентации на уроках химии? Какое место в учебном курсе может занять эта форма подачи материала? На эти вопросы я постаралась ответить в своей статье....

Статья на тему "Формирование наглядно-действенного мышления у детей"

Формирование наглядно-действенного мышления у детей...

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий

Выступление на горродском ГМО учителей математики о современных подходах к подготовке и проведения уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий...

Статья по теме «Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

В статье представлен материал  о формах, разных направлениях  и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту...

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

    Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...