Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Данная статья будет полезна для педагогов коррекционных школ, которые реализуют в своей педагогической деятельности АООП (1, 2 Вариант)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ход урока:
Эпиграф …Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце… (Н. И. Рыленков «Всё в тающей дымке…») |
Этапы урока |
Задача этапа |
Дидактические средства |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
#1054;рганизацион ный момент. | Общая установка на урок. |
| Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать. Сегодня мы с вами традиционно начинаем работать на уроке чтения. Для начала, я предлагаю вам вспомнить правила поведения на уроке. А теперь вспомним: ∙ Какое сегодня число? ∙ Какой день недели? ∙ Какой урок по счету? ∙ Какой предмет? | Готовятся к уроку. Проговаривают правила поведения на уроке.
Отвечают на вопросы. |
2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. | (Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке). (Задача – умение ровно и глубоко дышать – владеть дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика). |
| Сейчас мы выполним дыхательные упражнения, для того что бы расслабить мышцы гортани и привести дыхание в норму. Упражнение «Задуйте свечи». Сделайте глубокий вздох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. | Выполняют дыхательные упражнения. |
3. Работа с эпиграфом | Подготовка к озвучиванию темы урока | Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 | 1. Слово учителя. 2. Сегодня для работы на уроке нам понадобятся карандаши, ручки, посмотрите, все ли у вас есть? А еще я приготовила для вас вот такие листы… Их 2. Один называется лист- «помощник» он нам поможет выполнить задания, другой рабочий лист, в нем мы будем работать. Положите рабочий лист перед собой и в рамочке «Дата» запишите цифрами число Посмотрите на эти слова «Ясной любовью наполнилось сердце…» Сегодня, когда я шла к вам и смотрела, как за окном проплывают картины нашей милой Иркутской земли. Нет, не отличается наша родина ни яркой привлекательностью, ни буйством красок. И постороннему глазу наши поля и леса покажутся невзрачными. Но это земля, где мы родилась, где прошло моё детство и проходит ваше, где живут наши родные и близкие – это родина. (Оъяснительно-иллюстративный метод) Учитель читает стихотворение Для каждого человека важно, Иметь и семью, и дом, И город у тихой речки, И сад под резным окном И чтоб не случилось в жизни, Пусть помнит он об одном, Что где-то, родной и близкий, Что где-то его ждет дом! | Слушают и смотрят презентацию. |
4. Беседа | Подготовка к восприятию темы и цели урока. |
| - Ребята, что вы сейчас увидели? - Какие чувства у вас возникли во время просмотра? - Почему? - Чем для нас является г. Иркутск? - Почему? - А г. Иркутск для нас большая или малая родина? - Почему вы так думаете? - А как мы относимся к своей малой родине? - У каждого из вас своё мнение о родине. (Словесный метод) |
|
5. Формулировка темы урока. | Формулировка темы и цели. | Рабочий лист (задание №1) Слайд 5 | - Ребята, как вы думаете, о чём на сегодняшнем уроке мы будем говорить, что будет темой нашего разговора? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы выполним с вами задание. Возьмите рабочий лист. Подсказка: 1. Коррекция внимания. Зачеркнуть повторяющиеся буквы в записи (распечатано для каждого учащегося) записать слово, которое получилось рабочий лист в специальные клеточки, по одной букве в каждую клетку. У Л К С Р О Я Л С Д И Н А К У Я (ответы детей) - Итак, сегодня мы говорим о родине. Но не просто о родине, а о том, как к родине относится известный русский поэт Николай Рубцов. А поможет нам разобраться в этом стихотворение «Тихая моя родина». Итак, цель нашего урока – знакомство со стихотворением, выразительное чтение его, и понимание значения слова «родина». | Отвечают на вопросы
Делают задание № записывают слово в лист рабочий. |
6. Изучение новой темы. | Ретрансляция новых знаний. | Слайды 6,7 | Но сначала, мне бы хотелось поближе познакомить вас с этим замечательным поэтом. Послушаете отрывок из его стихотворения и ответьте на вопрос: что вы узнали о жизни поэта из этого отрывка? Мать умерла, отец ушёл на фронт. Соседка злая не даёт проходу Я смутно помню утро похорон И за окошком скудную природу. - Таким грустным было детство поэта, Николая Михайловича Рубцова. Давайте ответим на вопрос…. | Слушают внимательно стихотворение, отвечают на вопрос. |
7. Работа с биографической справкой | Поиск новых знаний самостоятельно. | Лист информации. | Задание: ребята, вам предлагается небольшая биографическая справка о Н.М. Рубцове. Познакомьтесь с ней и в листе заданий выполните 2 и 3 задание. (Краткая биографическая справка: Н. Рубцов (1936-1971) – русский поэт. Родился в селе Емецк Архангельской области. Судьба его драматична. Детство поэта было сиротским: с начала войны отец ушёл на фронт (1941), в 1942 году умерла мать (мальчику было 6 лет); некогда большая, дружная семья распалась; мальчик вырос в детском доме и собственного дома никогда не имел. Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь - вот что лежит в основе его творчества, как и в основе любого большого русского поэта.) (Частично-поисковый метод) | Работают с листами информации. |
#1060;изминутка. | Снятие мышечного напряжения. |
| На зарядку становись! На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз - вперёд наклонимся. Два - назад прогнёмся. И наклоны в стороны Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз-два-три-четыре-пять. Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.) И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.) | Выполнение упражнений. |
9. Чтение стихотворения. | Показать образец выразительного чтения. | Лист информации. | А теперь мы познакомимся со стихотворением «Тихая моя родина». Сейчас вы услышите его не в обычном исполнении, а с музыкальным сопровождением. -Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какое оно? Теперь я прочитаю вам отрывок из стихотворения над выразительным чтением этого отрывка мы и поработаем. А вы подумайте, почему Н.М. так его назвал: «Тихая моя родина». Чтение стихотворения. | Слушают выразительное чтение. |
#1042;опросы по восприятию произведения: | Воспринимают текст стихотворения. | Лист информации. | - Скажите, почему же автор назвал своё стихотворение «Тихая моя родина»? - - Для того, чтобы подробнее познакомиться с этим стихотворением, прочтите его (распечатано для каждого) Ваша задача прочитать стихотворение вполголоса, чтобы не мешать, друг другу, и выделить в тексте слова, которые вам будут непонятны, карандашом. | Отвечают на вопросы. Читают стихотворение вполголоса. Выделяют незнакомые слова. |
#1051;ексическое значение слов | Работа над лексическим значением слов. | Рабочий лист (задание №4) | В стихотворении вам встретились слова, которые не часто встречаются сейчас в речи. Давайте выясним их лексическое значение и запишем в рабочий лист (задание №4) Погост – кладбище Обоз – телега Сеновал – сарай для складывания сена Церковная обитель – здание церкви Вы внимательно послушаете, и после чтения ответим на вопросы. (Частично-поисковый метод) | Работают в рабочих листах, выполняют задание № 4 |
#1056;абота над правилами выразительного чтения | Знание правил выразительного чтения | Информационный лист | А теперь мы с вами будем готовить выразительное чтение отрывка. Но сначала посмотрим правила выразительного чтения. Какие правила выразительного чтения знаете? А какие правила записаны у вам в листе помощнике? 1. Читать, вдумываясь в то, о чём читаешь. 2. Выделять голосом отдельные слова. 3. Останавливаться на точках. | Отвечают на вопрос. Читают правила выразительного чтения. |
13. Подготовка к выразительному чтению. | Подготовиться к выразительному чтению. | Информационный лист | - Будем учиться читать выразительно это произведение. Попробуем проникнуть в настроение автора, выяснить, чем оно вызвано. - Посмотрите на знаки препинания в конце первой строки. (Это восклицательный знак) - С какой интонацией надо прочитать эти слова? (с восторгом, с любовью, с восхищением) (Тихая моя родина!) - Что стоит в конце второй строки? (Многоточие) - Как надо прочитать эту строку? (С паузами, не спеша, с многозначительностью) - С какой интонацией надо читать следующие две строки? (С сожалением, грустью) - Самые важные слова здесь? (Мать, в детские годы) - Какие слова говорят о том, что автор давно здесь не бывал? (Где же погост?) Теряется контакт с родиной, редко приезжаем, имало молодежи остается в селе, ветшают и разрушаются здания. А село продолжает жить своей жизнью. - Какие слова повторяются вновь и вновь? Прочитайте. (Тихо, тихо, тихо) (Словесный метод) | Отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению |
#1042;ыразительное чтение | Обучение выразительному чтению. | Информационный лист | Учитель контролирует чтение | Чтение детьми данного стихотворения (самостоятельно). |
15. Коррекция внимания: | Коррекция внимания. | Рабочий лист (задание №5) | - Подсчитайте, сколько раз упоминается слово «тихий» в стихотворении, запишите в рабочий лист эту цифру (задание №5) - Какое значение имеет повторение этого слова? (Здесь всё просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима). - Подумайте, что ещё постоянно возвращает поэта к родным местам? (Память о матери) | Работают по заданию. |
16. Работа с ассоциациями. | Расширять словарный запас. | Слайд. Рабочий лист задание № 6 Справка (слайд № 8) | Чувство любви к Родине живёт в каждом из нас, но проявляется в разных обстоятельствах. У одних – при встрече с чем-нибудь необычным, исключительным, а у других это чувство осознаётся при встрече с чем-то привычным и будничным, внешне совсем неброским. - Ребята, а что вы вкладываете в понятие «Родина»? Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? Выберите из предложенного списка то, что ближе вам и подчеркните в рабочем листе. родина – дом, мама, папа, школа, Россия, страна, земля, Отечество, семья, край, любовь, природа, жизнь, счастье, небо, патриотизм. Какие слова вы подчеркнули? (Практический метод) | Работают по заданию. |
17. Работа с пословицами (дополнительное задание) | Лексическая работа | Слайд. Рабочий лист Задание № 7 (дополнительное) | - Какие пословицы вы знаете о Родине? (ответы детей). Найдите пару каждой пословице (Коррекция структурного мышления) Нет в мире краше Родины нашей. Человек без родины — что соловей без песни. Родная земля и в горсти мила. Всякому мила своя сторона. На чужой стороне родина милей вдвойне. На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость. Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит | Выполняют задание |
18. Итоги урока. | Подведение итогов урока |
| - Понравилось вам стихотворение? - Какое настроение вызвало оно у вас? Как вы думаете, все ли мы сделали, что было запланировано на уроке? Познакомились кратко с биографией поэта? Читали выразительно стихотворение? Выяснили значение слова «родина»? Ребята, закончите предложение «Для меня Родина начинается с…» | Отвечают на вопросы. |
19. Рефлексия «Выбор» | Рефлексия | Задание 8 | Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке: 1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным. #1071; научился многому_______________________малому. 3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно. 4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен. | Работают с заданием «Выбор» |
#1042;ыставление отметок. |
|
| Комментирует отметки. |
|
21. Домашнее задание |
|
| Я предлагаю вам выполнить рисунок к этому стихотворению. | Записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол"
Cтатья по теме « Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол» Во вступительной части реферата рассуждается о пользе упр...

Уроки химии с использованием инновационных компьютерных технологий
Надо ли использовать презентации на уроках химии? Какое место в учебном курсе может занять эта форма подачи материала? На эти вопросы я постаралась ответить в своей статье....

Статья на тему "Формирование наглядно-действенного мышления у детей"
Формирование наглядно-действенного мышления у детей...

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"
Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий
Выступление на горродском ГМО учителей математики о современных подходах к подготовке и проведения уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий...

Статья по теме «Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В статье представлен материал о формах, разных направлениях и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту...

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)
Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...