Самоанализ учителя
опыты и эксперименты на тему

Зайцева Елена Михайловна

Самоанализ учителя математики необходим был для аттестации предыдущих ле . В нём учитель отвечал на вопросы, подтверждая их фактическими материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рудовский филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пичаевской средней общеобразовательной школы

Пичаевского района Тамбовской области

Самоанализ педагогической деятельности

учителя математики

Зайцевой Елены Михайловны

2013 год

       

   Развивающемуся обществу нужны высоко образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью решения. Участвовать в создании таких личностей – вот цель моей работы.

   Развитие школы — это развитие учителя и его учеников в соответствии с требованиями времени. Считаю, что эффективным современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Моя задача – развивать на уроках математики эти качества, направлять процесс мышления моих учеников, продумывая содержание учебного материала и ход урока и заботясь о комфортном психологическом состоянии учащихся.

        Деятельность нашего образовательного учреждения нацелена на получение достойного, всесторонне-развитого среднего образования и формирование коммуникативной личности. Концепция государственного стандарта образования второго поколения определяет приоритетом общества и системы образования - способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи. Эти способности и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования. Своей работой каждый день стараюсь что-то хорошее, умное вложить в каждого ученика. Подводя итог каждого урока, задаю вопрос – что мы нужного, нового и важного узнали на уроке. На уроках  математике я стараюсь, чтобы ученики с 5 по 11 классы, свободно оперировали математическими символами, понятиями, терминами, умели не только доказывать теоремы и тождества, но и применять их на практике и в быту. Пытаюсь научить каждого решать упражнение на «5», пусть математика даётся не всем, но надо учиться, стараться, и никогда не опускать руки, не получилось сегодня, получится завтра, послезавтра. Важно понимать, что ты изучаешь, разобраться со смыслом, а не просто заучить наизусть. Комплексной научно-методической темой нашего образовательного учреждения выбрана тема «Реализация вариативных образовательных маршрутов обучающихся как способ повышения качества образования, формирования ключевых компетентностей, позитивной социализации обучающихся». Эта тема наиболее полно отражает образовательную политику государства, связывая образовательные результаты  с компетентностью человека. Свою работу строю, как выполнение общей цели школы. Поэтому стараюсь на уроках

применять различные  технологии, комбинировать формы , использовать новейшие методики.

         На   данном этапе для себя определила главную методическую тему: «Повышение познавательных комнетенций учащихся при разноуровневом личностно-ориентированном обучении на уроках математики и во внеурочной деятельности». Выбор темы определило  противоречие: между традиционной методикой, направленной в основном на формирование у ребенка определенного набора знаний, умений и навыков и необходимостью формирования коммуникативной, всесторонне развитой личности. Ведущими принципами моей работы является:

  • формировании и развитии математической грамотности учащихся на уроках математики посредством использования активных приемов обучения;
  • развитие у детей личной инициативы, навыков индивидуальной и групповой работы;
  • формирование познавательного интереса, творческой активности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности.

 Используемая мною технология  разноуровневого  обучения даёт возможность систематизировать и дозировать учебный материал, использовать уровневую дифференциацию при изучении темы, системы контроля. Дифференцированный подход  создаёт ситуацию успеха  в обучении и развитии каждого ученика. Дифференцированные задания  использую не только при изучении, повторении закреплении учебного материала на уроке, но и для самостоятельной работы дома: даю домашнее задание нескольких уровней сложности. В своей работе придерживаюсь основных принципов индивидуализации обучения математике:

-сотрудничество обучаемых и обучающих;

-творческий подход учителя;

-демократичность;

-свобода выбора учеников и мера ответственности за свой выбор.

  В обучении математики наиболее трудным считаю формирование целостных понятий и представлений, поэтому стремлюсь преподать математику как целостную науку, прочно слитую с практикой, с жизненными задачами, стараюсь материал излагать доходчиво и интересно. Для этого раскрываю историю возникновения понятий, идей, взаимосвязь математики с другими предметами, показываю практическое применение многих тем, использую сведения из научной и художественной литературы, а также плакаты, таблицы, компьютер.

         За период, прошедший после последней аттестации мною решались различные проблемы. Одной из важнейших я считаю подготовка к ГИА и ЕГЭ, так как ранее я не работала в старших классах. За этот период мной подготовлены два выпуска одиннадцатиклассников и четыре выпуска девятиклассников. Все проблемы, касающиеся этих выпусков были самые значительные, так как мелочей при подготовке к государственной аттестации нет. Проблем было много:

  • научить учащихся работать избирательно с учебной литературой;
  • решать задачи используя не только вычислительные навыки, но и логические приёмы;
  • сконцентрировать внимание на результате;
  • помимо математических знаний научить работать с бланками.

При решении этих задач приходилось пользоваться не только стандартными методами и приёмами, но и использовать другие пути решения, которые облегчали выполнение тестовых заданий и заданий, требующих подробного решения. Долго разбирались с различными формами задания , в том числе и некорректной. Необходимо было научить учащихся разбираться в разных ситуациях и быть готовыми ко всяким видам испытаний. Ориентироваться в тестах, выделять из общей массы информации наиболее важное – долгое и трудоёмкое занятие. Приходилось учить решать не только математические задачи, но и физические, химические и другие задачи практического содержания. На протяжении пяти лет многое сделано хорошо, но есть и неудачи. Так среди сдающих ЕГЭ двоек не было, а вот среди сдающих ГИА – без двоек не обошлось. Многое зависит от подбора учащихся, от их индивидуальных особенностей, и конечно, от  развития их познавательного интереса и математических знаний. В 2009-12 учебных годах проводила факультативные и элективные занятия по вопросам дополнительного изучения математики и с целью повышения познавательного интереса обучающихся.

Учебный год

класс

Курс

Название

2009-2010

8

Факультативный курс

Избранные вопросы математики

9

Факультативный курс

Решение задач с параметрами

2010-2011

9

Элективный курс

Алгебра модуля

10

Факультативный курс

Избранные вопросы математики

11

Элективный курс

Параметры и их практическая значимость

2011-2012

9

Элективный курс

Математика случайного

 Анализ учебных достижений учащихся на протяжении этих лет показывает 100% обученность и от 67 % до 71 % качество знаний. Ребята моих классов  являются участниками и  призерами муниципальных, заочных и других интеллектуальных олимпиад. Полученные знания позволяют моим

выпускникам выбирать учебные заведения, где профилирующей является – математика. Это радует, так как общая целевая установка Стандарта нового поколения получение выпускником знаний, которые позволят ему быть конкурентно - способным на рынке труда.

Олимпиада

Результаты участия по учебным годам

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

12 участников

5 победителей

2 призёра

10 участников

5 победителей

2 призёра

11 участников

4 победителя

4 призёра

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

5 участников

1 призёр

5 участников

2 призёра

4 участника

Всероссийская олимпиада: «Центр поддержки талантливой молодёжи», Алтайский край,

г. Бийск

3 участника

1 призёр

Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада

2 участника

1 участник

        Долгие годы считалось, что главное в школьном обучении математики – повысить научность, но сейчас уже никто не оспаривает того, что школьная математика – это не наука, а учебный предмет. Работаю по учебнику  А.Г.Мордковича и И.Зубаревой.   Изучение математики по этому учебнику неординарное, предусматривает работу учащихся с математическими моделями, изучение теории вероятности и статистики, решение комбинаторных задач, составление схем по математическим ситуациям,  обязательное внедрение на уроках компьютера, всё это увеличивает интерес детей к математическим понятиям, математическим терминам.  Работая по УМК нового поколения  удалось научить детей составлять математические модели задач, уравнений, выражений, используя математический язык, чего ранее не удавалось, работая по другим учебникам. Математическое моделирование это основа происходящей в настоящее время матемизации научных знаний и кроме того, важный этап познания. В наше время владение хотя бы азами математического языка - непременный атрибут культурного человека, это позволит учащимся лучше ориентироваться в природе и обществе, имеет огромное значение в воспитании мышления, развитию речи, что гуманизирует математику и делает её более интересной для изучения. У школьников появилась потребность в адекватном восприятии вводимых понятий: функция, степень, рациональность и др.

      В нашу жизнь вошли референдумы и выборы, банковские кредиты, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, и ребёнок в процессе своей повседневной деятельности постоянно сталкивается с вероятностными ситуациями. С 5 по 11 классы на своих уроках я знакомлю школьников с основными понятиями, идеями и методами комбинаторики, теории вероятности и статистики. Успешное освоение этого материала большинством учащихся свидетельствует о его доступности, интересе, который проявляют к нему дети, позитивном влиянии на развитие мышления учеников.  Также большая работа проводится мной по внедрению на уроках математики информационных технологий, электронных учебников, использование компьютера при изучении отдельных тем. Так, например, при изучении темы: «Обыкновенные дроби» с помощью компьютера учащиеся 5 класса познакомились с принципом деления на части, при просмотре слайдов им легко давались понятия «числитель», «знаменатель», «правильная дробь», «неправильная дробь», «смешанные числа». При использовании на уроках геометрии электронного учебника «Живая геометрия» ученики 7-ых, 8-ых классов лучше усваивают приёмы построения геометрических фигур. При проведении уроков с использованием ИКТ экономится время при проверке выполнения заданий, достигается наглядность материала, введение в тематику урока информации по расширению кругозора обучающихся.

         Основной задачей педагога в школе является не только дать знания по своему предмету, но и сформировать творческую личность. Важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него сформировалась вера в свои силы, развивался познавательный интерес. Активная познавательная и мыслительная деятельность ученика начинается с желания разрешить возникшую перед ним проблемную ситуацию. Задания на уроках должны обуславливать умственную и практическую деятельность школьника. Постоянно занимаюсь поиском новых технологий, методик и внедряю их в учебный процесс. В целях формирования всесторонне развитой личности следует использовать не только содержание учебных дисциплин, но и возможности самой организации познавательной деятельности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и практической деятельности таят различные виды и типы уроков. Различные виды уроков в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся, помогают усилить интерес учащихся к математике.

      При подготовке к урокам, я учитываю психологические и возрастные особенности школьников. В целях формирования всесторонне развитой личности следует использовать не только содержание учебных дисциплин, но и возможности самой организации познавательной деятельности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и практической деятельности таят различные виды и типы уроков. Различные виды уроков в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся, помогают усилить интерес учащихся к математике. Так, к примеру, при работе в 5 классе часто применяю урок – игру, внедряю задачи сказочного содержания, много времени уделяю составлению математических моделей. Это позволяет систематизировать знания и умения ребят, развивает у них мышление, способствует лучшему усвоению школьной программы. Включение в урок  различных игр, проведение всего урока в форме сказки, путешествия, вызывает у ребят любознательность и активность, вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается умение решать проблемы в нестандартных ситуациях. Использование игр на уроках математики проявляет творчество у ребёнка.  А в 6 классе для выработки навыков действий с положительными и отрицательными числами на уроках почти ежедневно провожу математические диктанты, обучающие и проверочные. Во время обучающихся диктантов при проверке от учащихся требуется обоснование ответов соответствующими правилами. Уроки-информации позволяют учащимся помимо решения математических задач и примеров вспомнить незабываемые страницы истории, а на уроке взаимообучения использую методику взаимообмена заданиями в парах сменного состава, учащимся предлагается коллективно обсуждая решать некоторые задания. На уроках-практикумах для развития логического мышления, повторения материала, осознанного восприятия темы у учащихся формируются навыки решения и составления уравнений, решаются взаимообратные задачи.  Работая в 8-11 классе, использую методы эффективных уроков (зачёты, тесты, тестирование в форме ЕГЭ), индивидуальные беседы. Урок-зачёт провожу в необычной форме, где хорошо успевающие учащиеся исполняют роль «учителей», предварительно они проходят собеседование и тщательно готовятся к зачёту, а затем экзаменуют учащихся, имеющих удовлетворительные оценки по данной теме. На уроках математики, при изучении геометрического материала провожу практические и лабораторные работы, где школьники приобретают навыки и умения работы с чертёжными инструментами, опытным путём устанавливают свойства простейших геометрических фигур, учатся анализировать и делать выводы.

     Повышение развития умственных способностей, расширение кругозора достигается путём применения и других форм урока:

►урок-тест;

►урок-сказка;

►урок-конференция;

►интеллектуальная игра;

►урок-путешествие;

►виртуальный урок;

►КВН.

     Использование нетрадиционных форм урока раскрывает у детей творческие способности, привлекает учащихся необычностью, делает процесс обучения более интересным и занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, развивает внимание, логическое мышление, облегчая преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

 Главным в своей педагогической деятельности считаю поиск наиболее эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, широкое использование приёмов и методов, способствующих активному усвоению учащимися программного материала, формированию у них познавательных интересов, творческой активности, логического мышления.

       Для этого приходится постоянно решать следующие задачи:

        - привлечь внимание ученика к вопросу, задаче;

        - поставить ученика перед познавательным затруднением;

        - помочь увидеть проблему;

        - указать границы поиска выхода из проблемной ситуации.      

      В  своей работе использую концепцию развивающего обучения. Она прогрессивна, личностно-ориентирована, направлена на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учётом индивидуальных способностей.

       При организации учебно-воспитательного процесса я использую широкий набор методов, приёмов и средств обучения, способствующих улучшению воспитательного и образовательного процесса, повышению его эффективности. К ним относятся:

1. работа в парах;

2. в группах сменного состава;

3. взаимопроверка с Интернет-ресурсами.

             В 2010-11 учебном году в нашем учебном заведении среди учащихся 10 классов вводилась новая форма обучения – дистанционное обучение.  Среди выбранных предметов  были и алгебра с геометрией. Изучение этих дисциплин дистанционно потребовало особой подготовки и дополнительных знаний как от обучающихся так и меня как преподавателя. Несмотря на большую нагрузку и трудности  в  2011-12 учебном году обучающиеся 11 класса продолжили обучение и одновременно  вошли в программу «Статград», где регулярно каждый месяц выполняли тестовые задания в форме ЕГЭ с проверкой на компьютере.

      Использование в работе новых технологий и передовых  методик даёт хороший результат, только исследуя способности учеников по более сложным  параметрам можно учесть все особенности и возможности учащихся, и привить дополнительные знания.

        Современная методическая наука предъявляет к учебному процессу ряд требований, прежде всего это глубина и прочность знаний. С этой целью, к каждому уроку, тщательно подбираю содержание материала, предусматривающего связь с другими предметами, обобщение уже изученного.  Если задания вызывают стремление к познанию нового, неизвестного, то можно говорить об успешности умственного развития ученика, что является выполнением одной из задач любого учителя. Урок в современной школе, по-прежнему, остаётся основной и главной формой организации учебного процесса. От того, как он организован, чем насыщен, насколько интересен, динамичен, зависит успех учительского труда. Взаимодействие с классом во время урока это главнейшее условие продуктивности любого занятия. Ученики вместе с учителем должны работать в тесном сотрудничестве над решением задач, уравнений, доказательством теорем и др.

      Учебное сотрудничество я организую в двух формах: «учитель-учащиеся» и «учащиеся-учащиеся». Обеспечение сотрудничества в учении основано на ряде педагогических технологий, создающих условия для эффективного общения между всеми участниками учебного процесса по поводу изучаемого материала. Для этого использую:

  • формирование групп сотрудничества;
  • специальные упражнения на основе типовых ролей, навыков коммуникации и умения работать в группе;
  • исполнение специально назначенных ролей в группе;
  • выполнение группой специально выбранных для неё задач;
  • взаимные консультации учеников, работающих в различных группах.

Эти технологии используются мною вместе или порознь, в зависимости от целей и конкретных условий того или иного занятия.

      Средний школьный возраст от 11 до 15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с возрастом ребят в классах, которых я работаю. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и со всем соглашался, появляется своё мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Но это самый благоприятный возраст для творческого развития. Именно в этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие.  Всё это я использую в своей работе и как учителя-предметника и как классного руководителя. Поэтому ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказывать своё мнение и суждения, уроки – где надо решать проблемные задания, участвовать в отстаивании и доказательстве своего мнения по решению данного проблемного задания.

    Осуществляя идею повышения интереса к своему предмету стараюсь повысить заинтересованность учеников к саморазвитию. Для этого уделяю большое внимание организации и  проведению интеллектуальных игр, слежу за регулярностью выпусков математической газеты,  вовлекаю ребят в исследовательскую работу по математике, организую дополнительные занятия со слабыми учениками. Использую при этом различные методические приёмы, которые стимулируют развитие познавательного интереса. О познавательном интересе учащихся с которыми я работаю хочется сказать, что он постоянно растёт, только у разных детей это происходит по-разному. Так, одним не нужно давать задания на исследование какого-то математического термина, он всё сделает самостоятельно, а другим надо постоянно напоминать, заставлять, проверять.

          В своей работе уделяю достаточно внимания эффективному использованию времени урока. На это направлены следующие приемы:

-отбор содержания урока в соответствии с целями и требованиями программы, дифференциация учебного материала по степени сложности на всех этапах урока;

-использование активных форм и современных педагогических технологий;

-осуществление обратной связи, рефлексии урока с целью изучения степени понимания, усвоения учащимися учебного материала;

-применение целесообразных форм и методов контроля ЗУН, проверки домашних заданий с использованием ИКТ;

-использование рекомендаций психологов о степени восприятия учебного материала в течение урока.

Для того, чтобы удовлетворить потребности отдельных учеников, отличающихся особыми возможностями применяю личностно-ориентированное обучение. Оно реализуется через сотрудничество учителя и ученика в познавательном процессе. Личностно-ориентированное обучение развивает и обеспечивает выявление индивидуальных особенностей в данной предметной области. При этом учитываются все особенности ребёнка в любой затруднительной ситуации, связанной с изучением математики. В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Я считаю его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств.

  Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не только социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся обществе.

 Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

 В-третьих, современная школа  остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Личностно-ориентированный подход к учащимся обеспечиваю  внедрением в процесс обучения различных форм изложения тем, например: математических диктантов, сочинений, тестов, фильмов, использование энциклопедий, исторических справок, таблиц, схем, электронных учебников.

               Главнейшей характеристикой работы любого педагога является динамика успеваемости обучающихся. Исследую данный фактор можно увидеть все достижения учителя и все его недостатки. Математика – сложный, требующий особых усилий и способностей  учащихся предмет, поэтому получить процент качества знаний такой же как процент обученности  в классе очень сложно. Математика поддаётся изучению не всем ученикам одинаково, уровень мыслительной деятельности у разных учеников различен. Конечно всю свою работу  направляю на рост качества знаний по своему предмету, но этот рост зависит не только от работы педагога, но и от индивидуальности каждого ученика.

На протяжении всей работы в школе обученность  составляла 100%.

 

2009-2010 уч.г

2010 -2011уч.г.

2011-2012 уч.г.

Успеваемость

100,00%

100,00%

100,00%

Качество

67%

68%

71%

Средний балл

3,9

3,9

3,9

Диаграмма результативности за последние три года

ЕГЭ по математике с 2010-2012 учебные годы

Результаты итоговой аттестации выпускников 11 класса в форме ЕГЭ по математике

ГИА по математике  с 2009-2012 учебные годы

Контроль знаний осуществляю путём проведения разноуровневых тестов, домашних контрольных работ, использую кроме традиционной оценочной системы двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт-незачёт).

В результате своей работы хочется видеть оценки, которые действительно раскрывают полностью знания учащегося, его умение размышлять, искать пути решения задач, уравнений, хотелось бы учесть умение ребятами логически мыслить, доказывать своё мнение, предположение фактическими расчётами, и серьёзными довыдами.

На своих уроках оценки ставлю в конце занятия, обязательно с комментированием: за что «5», почему «4», как получилось что «3». Делаю упор на то, как нужно ответить, чтобы получить «5». Некоторые учителя избегают ставить «2» за устные ответы, я считаю что эта оценка нужна, она является наказанием ученика за неподготовленный урок и стимулирует к дальнейшему своему совершенствованию. Заигрывать и идти на поводу у учащихся считаю неприемлемым поведением для учителя.

          Работаю классным руководителем в 5-6классах.

 Возраст ребят соответствует среднему школьному звену, поэтому приходится всё время держать всё под контролем: поведение, речь, взаимоотношения, по больше игровых ситуаций. Явно выражается предвзятое отношение ко веем и ко всему.  Естественно возникают трудности в общении. Поэтому свою работу классного руководителя строю на изучении психологической атмосферы в классе, характере отношений между ребятами. Для этого проводятся тематические классные часы, где происходит общение между детьми, а также строятся отношения через споры, беседы, изложение своих мыслей, чувств, впечатлений по поводу прочитанных книг, просмотренных фильмов, обсуждения событий и фактов как внутри школы, так и за её пределами. Большое внимание уделяю взаимоотношениям между ребятами, чтобы не было изгоев в классе, чтобы ни один ученик не чувствовал себя униженным и никому ненужным. Для сплочения классного коллектива часто встречаюсь с детьми вне школы: ездим на рыбалку, ходим на экскурсии, в походы. Именно в такой непринуждённой обстановке о детях узнаёшь намного больше, чем во время учёбы в школе. Но даже в такой неформальной обстановке всё равно следишь за ними, делаешь необходимые замечания: во время разговоров – как правильно говорить, так как речь у подростков засорена разного рода «сленгами»; в поведении – как уважительно относиться к старшим, младшим товарищам и к своим сверстникам. Как классный  руководитель я постоянно веду работу по сплочённости класса, по ликвидации враждебных отношений между ребятами. Для этого я планирую проводить  внутри класса игры, встречи с родителями, спортивные и другие мероприятия, сплачивающие ребят в команду.

     

 В решении основных задач учебно-воспитательного процесса тесно взаимодействуют все его участники: учащиеся, преподаватели и родители. Чтобы получить должный результат по воспитанию своих учеников  налаживаю тесную связь с родителями.

 Своё сотрудничество с родителями основываю на трёх основных направлениях:

* психолого-педагогическое просвещение родителей;

*вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

*участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

         Психолого-педагогическое просвещение родителей организую с помощью проведения родительских собраний, индивидуальных и групповых тематических консультаций, индивидуальных бесед по запросу родителей или по собственной инициативе. Где обсуждаются задачи и цели учебно-воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, планируются совместные мероприятия, подводятся итоги работы.  Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс  с помощью таких форм деятельности как день открытых дверей и внеклассных мероприятий,  проведение совместных мероприятий детей и родителей, оказание помощи в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса. Где знакомлю родителей с основами педагогической и психологической культуры, с актуальными вопросами воспитания, и где они обмениваются опытом в решении возникающих проблем. Очень важной частью своей работы считаю встречи с родителями вне школы для изучения всех особенностей ребят -  физиологических и умственных. Только совместная работа, только сотрудничество, и ни в коем разе не противоречие родителей и классного руководителя помогают в решении задач по воспитанию детей. В своей работе стараюсь использовать не только оценочную систему контроля, но и  разнообразные формы поощрений: записи в дневник, звонок родителям, похвала в классе, сообщение всему классу об индивидуальных успехах, родителям через переписку в Дневнике.ру. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом  организую при помощи вовлечения родителей класса в работу родительского комитета класса, Управляющего совета школы. Родители регулярно информируются на родительских собраниях об успеваемости учащихся (итоги четверти, полугодия).

         В школе, где я работаю с 2003 года, сложился работоспособный педагогический коллектив. Это профессионально-компетентный коллектив, пользующийся авторитетом среди участников образовательного процесса. Все учителя способны грамотно спланировать свою работу с освоением новых технологий, поэтому на протяжении нескольких лет школа работает без второгодников, нет текучести  среди учащихся. Каждый учитель способен объективно оценить свою педагогическую деятельность, оказать методическую помощь коллегам. Коллектив объединяет творчески работающих учителей, которые своим трудом поддерживают авторитет школы. Работается в таком коллективе легко.  С удовольствием принимаю помощь  коллег, всегда выслушиваю все замечания, но имею своё особое мнение. Участвую в общественной жизни школы и села, откликаюсь на любые просьбы, стараюсь не вступать в разные конфликтные ситуации, люблю находиться в центре всех событий. Я рада, что могу быть полезна  коллегам, мне есть к  кому обратиться за помощью. Мои коллеги обладают чувством долга, принципиальностью, ответственным отношением к делу, дисциплинированностью, общительностью, добротой, тактичностью.

        Чтобы шагать в ногу со временем, надо постоянно совершенствоваться. Изучаю новые издания по методике преподавания математикой, предметные журналы, воспитательную и психологическую литературу. Слежу за проведением в школах страны ЕГЕ по математике, отыскиваю разные новинки по внеклассным мероприятиям, использую компьютер для изучения отдельных тем. Принимаю активное участие в школьных и районных методических объединениях. В 2010 году прошла курсы  повышения квалификации при ТОИПКРО «Компетентностный подход в преподавании математики». Профессиональная подготовка учителя по моему мнению, не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она должна продолжаться на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Настоящий учитель тот, кто всю жизнь учится. Для повышения своего педагогического мастерства  занимаюсь самообразованием через периодическую печать, научную литературу, виртуальное общение в Интернет (Дневник.ру. ПроШколу.ру, Завуч – Инфо, Открытый класс.ру), на форумах творческих учителей, выступаю на педсоветах, совещаниях, заседаниях школьного и районного методических объединений, посещаю уроки коллег и сама провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия. В дальнейшем я планирую продолжить работу по введению инновационных технологий на уроках математики с целью повышения развития умственных способностей учащихся, расширения кругозора, а также использование проблемного обучения (частично-поискового), использование проектной деятельности при изучении математических терминов, теорем, законов алгебры и математики.

         Современная школа предъявляет особые требования и к учащимся и к учителям. Необходимость соответствовать современным требованиям на лицо. Приходится ежедневно работать над тем, как сформировать всесторонне развитую личность из ребёнка, пришедшего к вам на урок. Каждый свой рабочий день начинаю с мысли о том, как дать ученикам не только прочные знания, но и повысить их интеллектуальный уровень, расширить кругозор, привить свойства культурного, воспитанного человека, умеющего широко мыслить. Для решения этих вопросов я занимаюсь поиском новых форм уроков, технологий, методик, внедряю их в учебный процесс. При этом приходится сталкиваться с рядом проблем:

  • как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности?
  • как обеспечить не механическое заучивание, а осознанное усвоение знаний, дать возможность каждому ребёнку раскрыть себя и самореализоваться?
  • как сделать процесс обучения личностно-ориентированным?
  • как заинтересовать ребят своим предметом?

      Считаю, что в профессии учителя проблемы будут возникать всегда, поскольку наша работа направлена на формирование личности и воспитание человека. Решать данные проблемы буду при помощи взаимодействия с родителями, изучая физиологическое состояние каждого ребёнка, их медицинские показатели, учитывать данные школьной психологической службы. Для осознанного усвоения знаний на своих уроках буду больше уделять времени адаптивной методике, работать в индивидуальном режиме с учащимися, продолжать личностно-ориентированные подходы к обучению математики, с целью  заинтересованности ребят математикой буду разрабатывать новые интересные формы уроков, задачи с современным содержанием, буду совершенствовать приёмы подачи трудно-усваиваемых разделов математики, путём внедрения проектной деятельности. Разработанные мною материалы размещены на сайтах в сети Интернет: портал «3авуч.Инфо», портал сетевого образовательного сообщества «Открытый класс», портал «сеть творческих учителей», фестиваль педагогических идей «Открытый класс», а также на сайте нашей школы.

     В условиях модернизации образования  понимаю необходимость постоянно будут возникать проблемы внедрения в работу педагога всё новых и новых методик, более совершенных приёмов и форм обучения. Понимаю, что много нового придётся узнать, многому придётся научиться,  пересмотреть некоторые взгляды на организацию обучения, но в этом , постоянном учении – смысл нашей работы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы при аттестации...

Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...

самоанализ учителя истории

самоанализ  работы  для  аттестации...

Самоанализ учителя истории и обществознания

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности  по её освоению»  В.Г.Белинский...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...

Самоанализ учителя истории

Самоанализ учителя истории за 2011-2012 учебный год....