ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
статья на тему

В данной статье рассматриваются возможности реализации  различных методов и приемов по привлечению обучающихся к чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Малая доза хорошей литературы, глубоко осмысленная и эмоционально воспринятая подростком, может стать прививкой интереса к большой литературе.

И. И. Тихомирова,                                                                                  доцент Санкт- Петербургского университета

культуры и искусства.                                                                        

Наш век — информационный. Главное — это информированность. Общее снижение интереса к чтению — это, конечно, влияние времени. В обществе уже нет культа книги, как это было несколько десятков лет тому назад. Гаджеты занимают ведущую роль в жизни детей и подростков. Переключение интереса обучающихся начальных классов с компьютерных игр на чтение добрых книг возможно, если организовать совместную работу семьи и школы в этом направлении.

Дети младшего школьного возраста быстро осваиваются с компьютером, но при этом плохо читают и с большой неохотой пишут. Несмотря на все современные электронные чудеса, основой развития интеллекта, без которого не может быть хорошей успеваемости, во все времена было и остаётся чтение.

Прежде необходимо разобраться в причинах детского неприятия книги. Одна из наиглавнейших причин — семейная. Если в семье не увлечены чтением взрослые, ребёнок практически никогда не берёт книгу сам. Часто дети просто не знают, что читать — это интересно. В детстве им не читали сказки на ночь, в детскую библиотеку они не записаны. Ребёнок даже не подозревает, что это такое — читать книгу просто так, для себя.

В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 г. обозначены обязанности и ответственность родителей обучающихся (п. 1):

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в число основных направлений включены: поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений, гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей...

Умения и навыки чтения используются детьми во время изучения всех школьных предметов, а также во внеурочной и повседневной деятельности. Воспитание и развитие школьников тесно взаимосвязаны с чтением. Это лишний раз напоминает педагогу о том, что ему необходимо систематически работать над тем, чтобы чтение детей стало осознанным. Чтение открывает для детей возможности новых увлекательных познаний и позволяет общаться друг с другом.

Обучение детей чтению — процесс очень сложный. Поэтому важно показать ребёнку возможность познания мира через печатное слово. Для привлечения интереса первоклассников к чтению в нашей школе реализуется проект «Читаем с мамой».

На родительском собрании классные руководители обозначили проблему и дали практические рекомендации по её решению.

Родители узнали, что, выбирая книгу, необходимо учитывать увлечения ребёнка — ведь ему должно быть интересно Можно начинать читать и, добравшись до самого захватывающего места сюжета, остановиться.

Ещё один хороший способ — чтение по ролям. Выбрать книгу с двумя главными героями, распределить роли и читать. Этот способ хорош ещё и тем, что ребёнок должен следить за текстом, чтобы вовремя прочитать свои слова, поэтому не стоит торопиться, следует читать медленно, чтобы он успевал. Неплохо, потренировавшись, устроить выразительное чтение (мини-спектакль) перед своими домашними. Независимо от того, как читал ребёнок, его надо похвалить и тут же предложить новую роль из другой книги.

Замечательные результаты даёт чтение по очереди. Но для этого необходимо, чтобы книга увлекла ребёнка, и ему непременно захотелось её дочитать.

Также можно привести несколько полезных рекомендаций и замечаний:

1.        Если ребёнку не понравилась выбранная вами книга, не считайте себя обязанными дочитать её до конца, берите другую и так до тех пор, пока не найдётся такая, которая захватит вашего ребёнка.

2.        Чтение даже самой интересной книги может утомить ребёнка. Как только он начал зевать или отвлекаться, делайте перерыв. Если вы заметили, что его больше увлекает действие, а длинные описания навевают скуку, смело опускайте их. Ваша задача — привить любовь к чтению, а не способность осилить книгу до конца любой ценой. Вы ведь и сами бросаете читать книгу, которая вам неинтересна.

3.        Не забывайте постоянно хвалить ребёнка, даже за самые маленькие успехи, и обязательно находите для него приятные слова после каждого сеанса чтения.

4.        Даже если за лето вам удалось совершить подвиг, и теперь ваше чадо не воротит нос от книжек, находите и в учебном году время, чтобы вместе почитать книгу. Согласитесь, любое дело приятней и веселей делать в компании.

В таком важном деле, как любовь к печатному слову, необходим личный пример. Если в доме нет ни одной книги, а родители всё свободное время проводят у телевизора, вряд ли ребёнок будет активным книгочеем. Но даже в читающей семье может вырасти равнодушный к книгам ребёнок. И как бы ни любили читать в вашей семье, учтите, малыша всё равно придётся терпеливо и направленно приучать к чтению.

Активные родители откликнулись на предложение создать творческий проект, целью которого стало привлечение детского интереса к чтению.

Каждое утро перед уроками в класс приходят 3—4 мамы и индивидуально слушают чтение детей. Одни ребята читают тексты из Азбуки, другие — детские журналы, третьи — художественную литературу. А есть и такие дети, которые приносят в школу энциклопедии и справочники, чтобы прочитать мамам одноклассников самые интересные факты. На уроке литературного чтения каждый желающий может показать книгу, прочитанную самостоятельно, всему классу.  В октябре книги и журналы приносили только 2-3 человека, а через месяц таких активных читателей уже стало около десятка. Родители отмечают заметные успехи детей в овладении навыками чтения и повышение интереса к книге. Значит, проект реализует поставленную цель.

Следующим этапом работы над проектом стало активное сотрудничество с работниками школьной библиотеки.

Первое знакомство со «Страной книг» — это праздник для первоклассников! Школьники оказались вовлечены в театрализованное представление, где встретились с литературными героями. Исполнителями ролей стали учащиеся 5-х классов. Они в игровой форме рассказали начинающим читателям, как правильно выбрать книгу. У детей появилась возможность расширить круг своего чтения, самостоятельно сделать свой выбор.

На систематических занятиях работники школьной библиотеки стремились научить ребят самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарём, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.

Во время бесед о прочитанных книгах читатели делились впечатлениями, рассуждали, сопереживая литературным героям. Такие занятия обостряют интерес читателей и пробуждают желание откликнуться на нравственные проблемы, затронутые авторами.

Одной из знаменательных дат года Литературы в России стало 120-летие со дня рождения Сергея Есенина. Это событие нашло своё отражение в проекте. Первую встречу детей с творчеством поэта провели мама и бабушка одной из учениц в школьной библиотеке. Бабушка, учитель литературы, и внучка-первоклассница рассказали о своей поездке на родину поэта, познакомили детей с фактами из его биографии. А мама девочки к этому уроку подготовила небольшой видеоролик из личных фотографий, сделанных в путешествии. Приятно было отметить, что ведущие очень увлечённо рассказали о поэте, все ребята, выучившие к уроку стихи, читали есенинские строки с удивительным для первоклассников проникновением. Получились настоящие Есенинские чтения. Домой первоклассники унесли яркие впечатления и небольшие сувениры — тематические закладки.

В ноябре прошла конкурсно-игровая программа, посвящённая Дню Матери. Называлась она «В гостях у сказки», и действие развернулось в школьной библиотеке. Ведь именно там живут сказки! А хранительницы сказок — библиотекари — стали активными участниками, как подготовки, так и проведения мероприятия. Много было гостей в этот день: мамы, папы, бабушки и дедушки, а также сказочные герои — весёлый Карлсон, задорная Баба-Яга, само совершенство — Мери Поплине. Были сюрпризы, подарки, песни, танцы, но главное — дети увидели, как много в мире разных сказок, как много знают о них родители, и как много малышам ещё предстоит узнать.

Проект предполагает проведение тематических мероприятий систематически. Это и «Новогодний загадочный калейдоскоп», и телемосты с петербургскими детскими поэтами, и публичные чтения, посвящённые 110-летию со дня рождения А.Л. Барто, и творческие встречи с петербургскими детскими писателями.

Много разных мероприятий было проведено совместно с родителями, работниками школьной библиотеки, сотрудниками районной библиотеки № 7 «Улыбка».

Весь учебный год родители вели читательские дневники, в которых отмечали объём чтения своих детей. Все дети успешно овладели чтением, стали активными читателями. В классе прошла итоговая выставка детских рисунков «Книги — наши друзья».

Ребята не только читали, но и знакомились со структурой книги, и даже делали свои книжки-малышки. С большим желанием юные издатели приняли участие в выставке, посвящённой первой книге всех читателей — «Азбуке».

Навыки чтения у малышей формируются довольно медленно, что имеет прямое отношение к особенностям развития и восприятия, присущих младшим школьникам. Поэтому родители терпеливо помогали детям преодолевать все трудности, вместе с педагогами создавали ситуацию успеха.

Как итог, необходимо отметить, что весь процесс чтения можно разделить на смысловую сторону чтения и техническую. Поэтому ребёнок научится хорошо читать только в том случае, если с ним будет проводиться систематическая и разнообразная работа. Немаловажную роль в этом сложном процессе играют родители, так как дома ребёнок закрепляет полученные в школе знания. Родителям очень

важно выработать свою систему занятий с ребёнком и сделать её систематической. Не следует просто заставлять ребёнка беспрерывно читать, так как это может сформировать прочное отторжение от чтения.

Таким образом, для любого первоклассника процесс вхождения в школьную жизнь является очень сложным и трудоёмким. Родителям не стоит забывать, что маленький человек только начинает свой путь в мир знаний. Поэтому необходимо оказать ему помощь в адаптации к школьному процессу, оказать поддержку в его читательских успехах и неудачах. Совместная деятельность педагогов, обучающихся и их родителей открывает широкие возможности для развития творческого и личностного потенциала всех участников проекта.

Литература

1.        Домашняя библиотека и семейное чтение / А. Павлова // Семейное чтение. — 2008. № 2, с. 9-12.

2.        Родительское собрание по детскому чтению / Сост. Т.Д. Жукова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — 288 с.

3.        Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. — Ростов н/Д: Легион, 2013. — 208 с.

4.        Формирование традиций семейного чтения через игровую деятельность — праздник «Лад» // Школьная библиотека. — 2009, № 8, с. 65-72.

5.        Добру откроем сердце: школа развивающего чтения / И.И. Тихомирова// РШБА. — М., 2015, с. 12.

Белаш Алла Фёдоровна, педагог-библиотекарь,

Гамаюнова Алла Анатольевна, методист,

Скуратовская Ольга Николаевна, учитель начальных классов.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга.