Доклад "Привлечение учащихся группы риска к активно-массовым мероприятиям школы"
методическая разработка

Озерова Татьяна Фёдоровна

Выступление на ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привлечение учащихся группы риска к активно-массовым мероприятиям школы.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. У хорошего учителя – хорошие ученики. как часто мы слышим эти утверждения и как часто затрудняемся объяснить, что такое хорошие родители, хорошие учителя, хорошая школа.
Многие родители, как и многие учителя, думают, что хорошим можно стать, изучив специальную литературу или овладев какими-то особыми универсальными методами воспитания. Несомненно педагогические, психологические, методические знания необходимы, но этого мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей или учителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступать и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение своих детей, учеников в различных ситуациях, но и дальнейшую судьбу.
Большинство родителей и учителей желают своим детям, ученикам только хорошего, поменьше невзгод, тревог, болезней и стараются оберегать, удерживать от плохих поступков, вредных привычек, дурных примеров, неблагоприятного влияния улицы. Очень часто эти действия рассогласованы; родители – одно, а учитель, школа – другое. Рассогласованность действий приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт современной жизни.
  Каковы же пути решения педагогической проблемы.В первую очередь крайне необходимо распознать, когда ребёнок находится в неблагоприятном состоянии, которое даёт ощущение дискомфорта и неблагополучия.

Основные показатели: 

  • нарушение координации движений (чрезмерная двигательная активность или, наоборот заторможенность),
  • сбивчивая речь,
  • волнение и безразличие.

Неблагоприятное состояние характеризуется эмоциональной отстранённостью (разрывом межличностных отношений), усилением эмоций и впечатлений субъективного смысла (возрастает значимость внутренних переживаний).

Поэтому психотерапевтическая деятельность педагога состоит в фиксации и снятии неблагоприятного состояния, достижения равновесия (психического, духовного, эмоционально), через снижение (гиперактивности или безразличия) во имя личностного развития ребёнка.

Исследования ученых психологов и педагогов убедительно показали, что с возрастом у учащихся подростков повышается чувство моральной ответственности за свои поступки, формируется умение владеть собой, правильно оценивать действия, преодолевать аффективность поведения.

Однако развитость всех этих качеств, уровень мышления еще не достигают зрелости, присущей взрослым лица. В отличие от работающих, учащиеся непосредственно еще не принимают участия в производственной деятельности.

Основным направлением их деятельности является учебный процесс, подготовка к общественно полезному труду. Воспитание учащейся молодежи осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Но наряду с этим в школе проводятся внеурочные мероприятия: классные часы, экскурсии, конкурсы и т.д.

Наибольшей популярностью пользуются спортивные соревнования, и дискотеки, а также классные огоньки и предметные недели.

Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее, учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования прикладывают максимум усилий, чтобы чем-то занять, увлечь подростка. На базе нашей школы работают детские объединения, в которых занимается учащихся. Жаль, что материальная база не позволяет организовать больше спортивных секций или клубов.

Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу.

Для установления контактов с трудновоспитуемыми детьми важна правильная позиция воспитателей. Основная направленность этой позиции стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых ними. В установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон, которые наиболее часто применяют к трудновоспитуемым. Такого обращения дети абсолютно не воспринимают. Учителю надо восстановить у каждого трудновоспитуемого положительное отношение к учебе, труду, общественной деятельности, найти в каждом трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей, родителей.

Главное место отводится здесь индивидуальной целенаправленной работе с трудновоспитуемым. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт по отношению к перевоспитываемому, требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы ситуации, особенностям личности подростка, состоянию, в котором он в настоящее время находится, и поэтому давали бы максимальный эффект. Классный руководитель проводит индивидуальную работу с семьей учащегося, посещая своих воспитанников дома (иногда по несколько раз), чтобы добиться взаимопонимания с родителями, помочь ребенку найти его жизненный путь.

Однако, довольно часто неуспеваемость, недисциплинированность и связанные с этим упреки учителей, наличие физических недостатков приводят к тому, что весь класс начинает к такому ученику плохо относится. Поэтому, важное значение приобретает организация педагогом правильных взаимоотношений среди учащихся. Важно найти такому ребенку достойное место в классном коллективе, поручить ему дело, где он мог бы проявить себя, максимально использовать положительные качества личности. Важно дать понять учащемуся, что судьба небезразлична педагогу, независимо от положительных и отрицательных качеств его личности. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что широкая социальная среда в обществе положительная и благоприятствует правильному развитию личности. Но формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность.

Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов. Поэтому и нужно как можно чаще привлекать к делам класса и школы таких учащихся. Пусть даже если и они сначала отнесутся недобрососвестно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"

В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Индивидуальная карта сопровождения учащегося "группы риска"

Данную работу рекомендую использовать социальным педагогом образовательного учреждения....

План работы с учащимися" группы риска".

Проведена ДКР по математике в 11 кл.Составлен план работы с уч-ся  из "группы риска"....

Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"

Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из  эффекти...