Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"
статья по теме

В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в формировании

нравственного развития учащихся.

    В  наше  время   перед   любым   педагогом,   классным   руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем,  касающиеся  процесса  воспитания,  причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Анализируя  это  явление  Л.Толкачёва  говорит:  проблемы  воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не  только  в  педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с  которым  встретилось  наше общество  в  результате  так  называемых  «реформ»,   оказывают   негативное воздействие прежде всего на детей,  подростков  и  молодёжь,  не  обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно  привести постоянно  растущие  цифры  преступности,  особенно  молодёжной,   а   также готовность многих людей действовать в достижении материального  благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не  всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену  ценностных ориентаций людей под влиянием различных  обстоятельств,  –  в  том  числе  и экономической неустроенности.

        Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в  нравственном  воспитании  наносят обществу такой невозвратимый  и  невосполнимый  урон,  что  при  недостатках другого  характера  (например,  телесного  или  этического)  большего  вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим   главную  роль  в  нравственном воспитании отводят классному руководителю.

Сущность и природа нравственного воспитания.

    В кратком словаре по  философии  понятие  нравственности  приравнено  к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) -  нормы,  принципы,  правила поведения людей, а так же само  человеческое  поведение  (мотивы  поступков, результаты  деятельности),   чувства,   суждения,   в   которых   выражается нормативная регуляция отношений людей друг с  другом  и  общественным  целым коллективом, классом, народом, обществом).

    В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье,  правила  для воли, совести   человека». Он   считал:  «Нравственный  — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный.  Нравственный  быт человека важнее  быта  вещественного».  «Относящийся к одной  половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее  с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь,  к  нравственному  - добро  и  зло.  Добронравный,  добродетельный,  благонравный,  согласный   с совестью, с законами правды, с достоинством человека  с  долгом  честного  и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной  нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

Формирование нравственности учащихся – важнейшая

задача школы.

    В процессе воспитания  личности  исключительно  важное  значение  имеет формирование её  нравственности.  Дело  в  том,  что  люди,  будучи  членами социальной системы и находясь во  множестве  общественных  и  личных  связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или  иной мере  согласовать  свою   деятельность   с   другими   членами   сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в  каждом обществе вырабатывается множество  разнообразных  средств,  функций  которых является  регуляция  поведения  человека  во  всех  сферах   его   жизни   и деятельности.

    Есть  существенные  отличия  в  том,  как  влияют  на  поведение  людей различные правовые нормы, законы, административные  правила  и  указания,  с одной стороны, и нравственность –  с  другой.  Правовые  и  административные нормы и правила имеют обязательный характер,  и  за  их  нарушение  личность несет  юридическую   или   административную   ответственность.   Иное   дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся  к  её  сфере, такого  обязательного  характера  не  имеют,  и  практически  их  соблюдение зависит от самой личности. Когда  же  тот  или  иной  человек  их  нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство  воздействия на  него  –  силу  общественного  мнения;  упрёки,  моральное  порицание  и, наконец,  общественное  осуждение,  если  аморальные  действия  и   поступки приобретают  уже  более  серьёзный  характер.   Таким   образом,   соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным  образом  на сознательности самой  личности,  на  понимание  ею  этих  норм  и  правил  и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований,  их  поддержка личностью обычно ассоциируется с  добром.  Нарушение  же  моральных  норм  и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.

    Процесс  воспитания  осуществляется  в  различных  формах  при   помощи разнообразных методов,  приемов  и  воспитательных  средств.      Классифицируют   формы   воспитания   в   зависимости   от   количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные  ученики (фронтальная,    групповая,    индивидуальная    работа).  Это    наиболее распространенная классификация.  

     Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления  отрицательных. Воспитатели  разъясняют  школьникам  нормы  и  правила   поведения.   Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами.  Убеждают воспитанников и их  собственный  опыт,  практика,  конкретные  дела,  личный пример окружающих людей, и прежде  всего  педагогов,  родителей,  общение  с ними.  В  целях  убеждения   используются   книги,   кинофильмы,   теле -   и радиопередачи.  Всё  это  содействует  нравственному  просвещению  учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и  убеждения.

    Упражнение  –  это  планомерно  организованное   выполнение   различных действий,  практических  дел  с  целью  формирования  и  развития  личности. Функции  упражнения  не  ограничиваются  лишь   приучением   к   правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание,  формируются  взгляды и убеждения, обогащаются чувства. В процессе нравственного воспитания применяются  и  такие  методы,  как поощрение и наказание. Их  обычно  используют  для  одобрения  положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных. Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от  её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на  первое  место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании  –  упражнение;  в воспитании  дисциплинированности  и  ответственности  наряду   с   основными методами применяются также поощрение и наказание.

Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

руководителя.

         И.Ф.  Харламов  считает,  что  воспитательная  деятельность   классного руководителя в школе охватывает множество проблем и  является  исключительно многогранной как по содержанию,  так  и  по  разнообразию  методов,  форм  и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону  учения  и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или  иначе  находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей  педагога.  Но поскольку  любая  область  поведения  и  жизни  учащихся  затрагивает  сферу нравственности,   постольку   все    разнообразные    виды    педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны  и  направлены  на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

    Основополагающее значение этой стороны в работе классного  руководителя состоит  в  том,  что  ведущим  направлением   деятельности   его   является формирование у школьников основ  научного  мировоззрения,  воспитание  их  в духе  общественной  морали,   работа   по   идейно-нравственному   убеждению учащихся.

    Если учителя осуществляют нравственное  воспитание  главным  образом  в процессе обучения, используя для этого  содержание  изучаемого  материала  и различные  методические  приемы,  способствующие   осмыслению   и   усвоению морально-политических идей, то классные руководители проводят эту  работу  в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает  как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное  время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в  этом  направлении характеризуется большой сложностью,  широким  методическим  разнообразием  и требует глубокого осмысления возлагаемых  на  него  воспитательных  задач  и педагогических функций.

Основные формы  метода убеждения.

    Классные руководители отбирают такие формы организации  воспитательного процесса, которые  содействуют  всестороннему  развитию  личности,  отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности  учащихся того или иного возраста,  конкретные  условия  жизни  классного  коллектива. Рассмотрим основные формы и методы  нравственного  просвещения  и  убеждения школьников, которые выделил Болдырев.

    Классный  час.  Это   наиболее   распространённая   форма   организации воспитательной работы  классного  руководителя.  Проведение  классных  часов заранее предусматривается в  плане  воспитательной  работы.  При  проведении классных часов преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с  классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное  мероприятие.  К нему надо хорошо готовиться,  чтобы  он  запоминался  школьниками,  оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

    Беседы. В воспитательной деятельности  классных  руководителей  большое место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед  способствуют  высокий нравственный   и   культурный    уровень    классного    руководителя,    их эмоциональность   в   подаче   материала,   умение   вызвать   учащихся   на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

    Беседа проводится с классом или индивидуально с  учеником,  совершившим недостойный  поступок.   Опытные   классные   руководители   не   увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В  ряде  случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При  этом важно создать атмосферу доброжелательности  и  доверительности.  

    Одна из форм нравственного убеждения –  читательская  конференция.  Она помогает  не  только  расширить   кругозор   школьников,   развить   у   них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности.  Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный  характер и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).

    Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с  тем  действенная  форма убеждения. Она требует серьёзной  подготовки  учащихся.  Готовясь  высказать самостоятельное  мнение,  они  лучше  уясняют   и   усваивают   нравственные принципы.

    Приобщение  учащихся  к  искусству.  Классные  руководители  привлекают учащихся  к  участию  в  конкурсах  на  лучшего  чтеца  или  рассказчика,  к художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников.  К подготовке  и  проведению  конкурсов  привлекают   учителей   литературы   и рисования.

    Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также  экскурсии  в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров.

    В целях убеждения используются и нравственные  требования  к  поведению школьников. Требуя, чтобы они  хорошо  вели  себя  на  уроке  и  вне  школы, уважали  старших,  были  правдивыми  и  искренними,  классный   руководитель сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их  нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению  достигают  цели лишь  при  условии,  если  они  понятны  и  доступны,  связаны  с  практикой повседневного поведения детей.

Метод коррекции поведения.

     Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в  отношения  к  людям.  Такая  коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с  общепринятыми нормами, анализа  последствий  поступка,  уточнения  целей  деятельности.  В качестве  модификации  этого  метода   можно   рассматривать   пример.   Его воздействие   основывается    на    известной    закономерности:    явления, воспринимаемые зрением, быстро  и  без  труда  запечатлеваются  в  сознании, потому что не требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример  -  наиболее  приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

    Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников   на   негативное   в   жизни   и   поведении людей,  анализировать   последствия   неправильных   поступков,    извлекать правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя   к  месту  приведенный негативный   пример   помогает   удержать   воспитанника от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о   безнравственном.

Упражнение в системе нравственного воспитания.

  Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя  приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной  морали,  выработку  и закрепление у них устойчивых  привычек  поведения.  Достигается  это  прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

    В процессе нравственного воспитания классным руководителем  применяются в  основном  два   типа   упражнений:    организация   нравственного   опыта воспитанников  путём  вовлечения   их   в   разнообразную   деятельность   и специальные упражнения для детей.

    Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к  себе и честен, он надёжный помощник  в  семье.  У  него  больше  развито  чувство ответственности. К сожалению, из стен школы выходят  юноши  и  девушки,  для которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге,  чести, о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.

Метод игровых ситуаций.

    Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни является  игра.  Игровые  ситуации  позволяют   легко,   увлекательно,   без назойливого дидактизма взрослых усваивать  на  практике  правила  поведения. «Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение  в  жизни  ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,  служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет  в  работе,  когда  вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит  прежде  всего  в  игре».

Методы стимулирования.

     В  основе  этих  методов  лежит  формирование  у  учащихся  осознанных побуждений их жизнедеятельности.  В  педагогике  в  качестве  стимулирования распространены поощрение и  наказание.  Поощрение  применяется  в  различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных  прав, награждение. Наказание  состоит  в  наложении  дополнительных  обязанностей; лишении  или  ограничении  определенных   прав;   в   выражении   морального порицания, осуждения.  Если  побуждение  заключается  в  одобрении  действий воспитанников,  то  наказание  должно  предупреждать  у  них   нежелательные поступки, тормозить их,  вызывать  чувство  дискомфортности  перед  собой  и другими людьми. Методы  стимулирования  помогают  человеку  формировать   умение   правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им  своих  потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору  соответствующих  мотивов и соответствующих им целей, то есть тому,  что  составляет  суть  мотивации.

Методы воспитывающих ситуаций.

     Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций.  Это те ситуации,  в  процессе  которых  ребенок  ставится  перед  необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть  проблема  нравственного  выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора  социальной  роли и  другие.  Классный  руководитель  специально  создает  лишь  условия   для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для  ребенка,  и существуют условия для самостоятельного ее  решения,  создается  возможность социальной пробы (испытания) как  метода  самовоспитания.  

Методы дилемм.

      Они  направлены  на  включение  учащихся  в  систему  новых  для  них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт  социально  полезного поведения,  опыт  жизни  в  условиях,  формирующих   элементы   плодотворной ориентации, высоконравственные установки,  которые  позже  не  позволят  ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима  организация  работы над собой - "труд  души"  (В.А.  Сухомлинский).  В  условиях  школы  полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям  на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы.

    Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками  моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с  которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети  приводят  убедительные  доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно  провести  по  следующим  признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.     Использование моральных дилемм как средства  развития  экзистенциальной сферы,  безусловно,  продуктивно.  По  каждой   дилемме   можно   определить ценностные ориентации человека.

    Итак,   мы   проанализировали   методы    формирования    нравственного поведения    школьников.   Нужно   отметить,   что   в   реальных   условиях педагогического  процесса  методы   воспитания   выступают   в   сложном   и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не  логика  отдельных «уединенных»   средств,   а   гармонично    организованная    их    система.

    Таким образом, теоретический анализ  состояния  проблемы  нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными  наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение  при повышении нравственного воспитания школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...