Роль классного руководителя в нравственном воспитании личности учащихся
материал по теме

Михайлова Олеся Сергеевна

Нравственное воспитание учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_1.docx30.11 КБ
Файл ped_sovet_2014.pptx78.41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в формировании

нравственного развития учащихся.

Выступление Михайловой О.С.

    В  наше  время   перед   любым   педагогом,   классным   руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем,  касающиеся  процесса  воспитания,  причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Анализируя  это  явление  Л.Толкачёва  говорит:  проблемы  воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не  только  в  педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с  которым  встретилось  наше общество  в  результате  так  называемых  «реформ»,   оказывают   негативное воздействие прежде всего на детей,  подростков  и  молодёжь,  не  обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно  привести постоянно  растущие  цифры  преступности,  особенно  молодёжной,   а   также готовность многих людей действовать в достижении материального  благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не  всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену  ценностных ориентаций людей под влиянием различных  обстоятельств,  –  в  том  числе  и экономической неустроенности.

        Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в  нравственном  воспитании  наносят обществу такой невозвратимый  и  невосполнимый  урон,  что  при  недостатках другого  характера  (например,  телесного  или  этического)  большего  вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим   главную  роль  в  нравственном воспитании отводят классному руководителю.

Формирование нравственности учащихся – важнейшая

задача школы.

    В процессе воспитания  личности  исключительно  важное  значение  имеет формирование её  нравственности.  Дело  в  том,  что  люди,  будучи  членами социальной системы и находясь во  множестве  общественных  и  личных  связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или  иной мере  согласовать  свою   деятельность   с   другими   членами   сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в  каждом обществе вырабатывается множество  разнообразных  средств,  функций  которых является  регуляция  поведения  человека  во  всех  сферах   его   жизни   и деятельности.

Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.

    Процесс  воспитания  осуществляется  в  различных  формах  при   помощи разнообразных методов,  приемов  и  воспитательных  средств.      Классифицируют   формы   воспитания   в   зависимости   от   количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные  ученики (фронтальная,    групповая,    индивидуальная    работа).  Это    наиболее распространенная классификация.  

     Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления  отрицательных. Воспитатели  разъясняют  школьникам  нормы  и  правила   поведения.  

    Упражнение  –  это  планомерно  организованное   выполнение   различных действий,  практических  дел  с  целью  формирования  и  развития  личности. Функции  упражнения  не  ограничиваются  лишь   приучением   к   правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание,  формируются  взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

руководителя.

    Если учителя осуществляют нравственное  воспитание  главным  образом  в процессе обучения, используя для этого  содержание  изучаемого  материала  и различные  методические  приемы,  способствующие   осмыслению   и   усвоению морально-политических идей, то классные руководители проводят эту  работу  в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает  как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное  время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в  этом  направлении характеризуется большой сложностью,  широким  методическим  разнообразием  и требует глубокого осмысления возлагаемых  на  него  воспитательных  задач  и педагогических функций.

Основные формы  метода убеждения.

    Классные руководители отбирают такие формы организации  воспитательного процесса, которые  содействуют  всестороннему  развитию  личности,  отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности  учащихся того или иного возраста,  конкретные  условия  жизни  классного  коллектива. Рассмотрим основные формы и методы  нравственного  просвещения  и  убеждения школьников,

    Классный  час.  Это   наиболее   распространённая   форма   организации воспитательной работы  классного  руководителя.  Проведение  классных  часов заранее предусматривается в  плане  воспитательной  работы.  При  проведении классных часов преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с  классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное  мероприятие.  К нему надо хорошо готовиться,  чтобы  он  запоминался  школьниками,  оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

    Беседы. В воспитательной деятельности  классных  руководителей  большое место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед  способствуют  высокий нравственный   и   культурный    уровень    классного    руководителя,    их эмоциональность   в   подаче   материала,   умение   вызвать   учащихся   на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

    Беседа проводится с классом или индивидуально с  учеником,  совершившим недостойный  поступок.   Опытные   классные   руководители   не   увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В  ряде  случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При  этом важно создать атмосферу доброжелательности  и  доверительности.  

    Одна из форм нравственного убеждения –  читательская  конференция.  Она помогает  не  только  расширить   кругозор   школьников,   развить   у   них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности.  Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный  характер и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах). Здесь важно отметить, если классный руководитель пропагандирует нравственные ценности, то он сам должен их обязательно придерживаться.

Метод коррекции поведения.

     Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в  отношения  к  людям.  Такая  коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с  общепринятыми нормами, анализа  последствий  поступка,  уточнения  целей  деятельностиПоэтому пример  -  наиболее  приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Метод корректировки поведения реализуется в нашей школе путём проведения совета по профилактике. И в этом году по последним данным у нас получились следующие результаты.

В начале 2013-2014 уч. года на учёте в полиции состояли  2 ученика- Храмов К., Горюнов И. На сегодняшний день  решается опрос о снятии этих ребят с учёта  в связи с исправлением поведения.

 Семей на учёте в полиции нет.

Теперь рассмотрим ситуацию со стоящими на учёте в КДН

На начало 2013-2014 уч. года на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних состояли 2 человек

Храмов К. и Горюнов И., то по состоянию на март 2014 года на учёте в КДН состоят 4 учащихся МОУ «Ялгинская СОШ»

Федонькин А.

Лаптев И. Этими учащимися было совершено административное правонарушение- курение в общественном месте

Этот показатель говорит нам о том , что классным руководителям  необходимо больше уделять внимания поведению данных учеников. Проводить беседы, классные часы (используя этот негативный пример ), чтобы остальные не совершали таких поступков.

 Семей, состоящих  на учёте в КДН в начале года было 2- Таракановы и Усовы.  В настоящий момент на учёте в КДН состоит 1 семья- Таракановых. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что классными руководителями ведётся работа по предупреждению правонарушений среди учащихся , но недостаточно.

Упражнение в системе нравственного воспитания.

  Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя  приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной  морали.

    Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к  себе и честен, он надёжный помощник  в  семье.  У  него  больше  развито  чувство ответственности. К сожалению, из стен школы выходят  юноши  и  девушки,  для которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге,  чести, о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами. Но можно сказать , что к нашей школе это не относиться. Так как наши учащиеся участвуют в трудовых лагерях. И в 2013 году лагерь труда и отдыха Ялгинской СОШ, занял 3 место по городу.

Метод игровых ситуаций.

    Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни является  игра.  Игровые  ситуации  позволяют   легко,   увлекательно,   без назойливого дидактизма взрослых усваивать  на  практике  правила  поведения. «Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение  в  жизни  ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,  служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет  в  работе,  когда  вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит  прежде  всего  в  игре».

 Многие наши педагоги применяют этот метод на своих уроках. Это прежде всего учителя начальных классов: Калмыкова Н.В., Силякова С.Н., Гладышева М.П., Куянова Ю.Н., а также Крнеева О.Н., Коткина М.И.

Также метод игровых ситаций был применн Хальзовой Н.С. на конкурсе учитель года.

Методы стимулирования.

     В  основе  этих  методов  лежит  формирование  у  учащихся  осознанных побуждений их жизнедеятельности.  В  педагогике  в  качестве  стимулирования распространены поощрение и  наказание.  Поощрение  применяется  в  различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных  прав, награждение. Наказание  состоит  в  наложении  дополнительных  обязанностей; лишении  или  ограничении  определенных   прав;   в   выражении   морального порицания, осуждения.  Если  побуждение  заключается  в  одобрении  действий воспитанников,  то  наказание  должно  предупреждать  у  них   нежелательные поступки, тормозить их,  вызывать  чувство  дискомфортности  перед  собой  и другими людьми. Методы  стимулирования  помогают  человеку  формировать   умение   правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им  своих  потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору  соответствующих  мотивов и соответствующих им целей, то есть тому,  что  составляет  суть  мотивации.

Методы воспитывающих ситуаций.

     Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций.  Это те ситуации,  в  процессе  которых  ребенок  ставится  перед  необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть  проблема  нравственного  выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора  социальной  роли и  другие.  Классный  руководитель  специально  создает  лишь  условия   для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для  ребенка,  и существуют условия для самостоятельного ее  решения,  создается  возможность социальной пробы (испытания) как  метода  самовоспитания.  Примером в нашей школе может служить ситуация возникшая, в 10 классе по поводу состава совета старшеклассников. Но благодаря совместным усилиям администрации школы, классного руководителя, и самих ребят. Эта проблемы была решена. Т. е ребята смогли определить способ совместной организации деятельности. И эта ситуация оказалась для них воспитывающей.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.  Большую работу наряду с классными руководителями осуществляет в  нашей школе Альшина Л.В., развивает в детях творческий потенциал, участвует в различных конкурсах регионального и международного уровнях. Её воспитанники занимают достойные места.

  В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в школе    проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей: День Знаний,  , Новый год, день Матери, Мы за здоровый образ жизни, День Победы,  Международный день 8 марта, Смотр строя и песни. Очень важные мероприятия для нравственного развития молодёжи это Дни Здоровья. На мой взгляд , необходимо хотя раз в четверть проводить Дни здоровья.

Также наши ребята в это учебном году участвовали во многих мероприятиях городского и республиканского уровнях.

В течение 2013-2014 годы были получены следующие результаты :

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА ГОД………….

1. 2 место в республиканском смотре трудовых объединений.

2. 2 место по мини-футболу среди школ Саранска

3. Калачина Ю., Кутуров А., Рычкова О.- победители республиканского конкурса сочинений «Юность, опаленная войной»

4. Рычкова О. 2 место в открытом первенстве ДЮСШ№1 по легкой атлетике

5. 3 место в конкурсе «музыкальный снегопад»- Пискунова Валерия

6. 1 место  в третьм республиканском этапе соревнований «Шиповка юных»- Рычкова О.

7. 1 место  в открытом первенстве по легкоатлетическому двоеборью Рычкова Ольга

8. Диплом 2 степени Лапшина Кристина в конкурсе «Символ года»

9. Лауреат конкурса «Творчество учащихся», от журнала родничок- Баранова Ксения

10. Диплом 3 степени Рузайкин Д. во всероссийской научно-практической конференции «Живая культура, традиции и современность»

11. 2 место в городском конкурсе «с чего начинается Родина»- Тягушев Д.

12. Победитель антинаркотического конкурса «В объективе- жизнь» Ваньков Е.

13. Участие в республиканском конкурсе «Живая классика»- дёмин В.

14. Участие в республиканском слёте Юных экологов. Максименкова А,Кузнецова К., Синицина Н.

Подготовка к этим мероприятиям становится педагогически необходимым школьным делом, в котором принимают участие и дети, и родители. И таким образом, праздники являются своего рода кульминационными моментами школьной жизни, которых все очень ждут и радуются их наступлению.

Во время подготовки к празднику, когда начинаются репетиции, дети неосознанно перемещаются в ту среду, которая формировалась тысячу лет, и она становится для них органичной, естественной.

Однако не только эти мероприятия способствуют формированию духовно-нравственных ценностей – это одна из задач любого внеклассного мероприятия.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама стараюсь делать все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.

Одна из главных задач в работе с родителями, которую я ставят перед собой классные руководители - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей и были помощниками классному руководителю.

На одном из общешкольных  родительских собраний была обсуждена тема «Как воспитать патриота в семье». Было видно, что далеко не все родители задумываются над этим вопросом. Но погрузиться в эту тему в итоге пришлось каждому. Получились следующие результаты,,,,,,,,,,(на презентации)

Родительские собрания – это только часть всей работы, проводимой с родителями. Ни одно внеклассное мероприятие не проходит без присутствия родителей.  Если родителям удается чаще бывать со своими детьми, на мероприятиях организованных в классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.

Но не только наблюдателями являются родители на внеклассных мероприятиях. Для них организуются конкурсы, они имеют возможность побывать в качестве участников команд или членов жюри, сыграть небольшую роль в какой-то постановке (Силякова С.Н., Ахметова Н.Д.)

Одним словом, им предоставляется возможность почувствовать себя наравне со своими детьми, поставить себя на место детей, побыть с ними в равных условиях. Это способствует сплочению детского и родительского коллективов.

Кроме того, родители в любой день после уроков имеют возможность обратиться к классному руководителю индивидуально и решить волнующий их вопрос.

Согласно новому стандарту школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Почему бы не использовать эту возможность в духовно-нравственном воспитании детей и просвещении их родителей?  

Нам есть над чем работать и многое у нас уже получается. Как мы должны построить свою работу, что мы должны делать и уже делаем, какие формы, приёмы и методы работы применяют наши педагоги на уроках, во внеурочной деятельности. Своими наработками в направлении духовно – нравственного воспитания сегодня делятся наши коллеги.

Выступления классных руководителей  по проблеме духовно – нравственного воспитания.

Выступление Алексиной Е.В., «Итоги III четверти»

Заключительная часть

Выступление заместителя директора по воспитательной работе.

В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

И хочется закончить словами В.А.Сухомлинского “Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце”.

Проект решения педагогического совета:

1. В рамках обобщения опыта работы классного  руководителя по духовно-нравственному направлению, провести открытые мероприятия, приуроченные к празднования Дня Победы.(ответственные Михайлова О.С., классные руководители)

2. На основании плана воспитательной работы, провести родительское собрание по формированию духовно-нравственных ценностей(ответственные классные руководители)

3. Создание педагогами школы среды, способствующей нравственному развитию личности учащихся (администрация школы. классные руководители)

4. Учителям- предметникам при отборе материала к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность (администрация школы, рук. МО)

5.  Классным руководителям среднего и старшего звена провести работу по профилактике административных правонарушений.

6. Провести региональный конкурс сочинений и рисунков по теме воссоединения Крыма и России


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Слайд 2

-Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью общества. - Формирование нравственности учащихся- важнейшая задача школы

Слайд 3

Методы нравственного воспитания - Классный час -Беседы -Читательская конференция -Метод коррекции поведения -Упражнения -Метод стимулирования -Метод воспитывающих ситуаций -Взаимодействие с родителями -Проведение общешкольных мероприятий

Слайд 4

Результаты работы по профилактике правонарушений Учёт в ОДН ОП №1 Начало 2013-2014 уч г.-2 учащихся Храмов К., 9 кл , Горюнов И. 3 кл . Март 2014-0 учащихся Семей -0 Учёт в КДН и ЗП Начало 2013-2014 уч . г.-2 учащихся Храмов К., 9 кл , Горюнов И. 3 кл . Март 2014 г. -4 учащихся

Слайд 5

Храмов К. 9 кл , Горюнов И. 3 кл ., Лаптев И.11 кл , Федонькин А. 10 кл , курение в общественном месте Семьи: На начало года-2 семьи (Усовы и Таракановы) Март 2014- 1 семья Таракановы

Слайд 6

Результаты внеурочной деятельности за 2013-2014 учебный год: 1. II место в республиканском смотре трудовых объединений. 2. II место по мини-футболу среди школ г.Саранска 3. Калачина Ю., Кутуров А., Рычкова О.- победители республиканского конкурса сочинений «Юность, опаленная войной» 4. II место в открытом первенстве ДЮСШ№1 по легкой атлетике, Рычкова О. 5. III место в конкурсе «музыкальный снегопад», Пискунова Валерия 6. I место в 3-м республиканском этапе соревнований «Шиповка юных»- Рычкова О. 7. I место в открытом первенстве по легкоатлетическому двоеборью Рычкова Ольга 8. Диплом II степени Лапшина Кристина в конкурсе «Символ года» 9. Лауреат конкурса «Творчество учащихся», от журнала родничок- Баранова Ксения 10. В сероссийская научно-практическая конференции я «Живая культура, традиции и современность»Диплом III степени Рузайкин Д. 11. II место в городском конкурсе «с чего начинается Родина»- Тягушев Д. 12. Победитель антинаркотического конкурса «В объективе- жизнь» Ваньков Е. 13. Участие в республиканском конкурсе «Живая классика»- Дёмин В. 14. Участие в республиканском слёте Юных экологов. Максименкова А , Кузнецова К., Синицына Н.

Слайд 7

Решения Педагогического совета от28.03.2014 г. 1. В рамках обобщения опыта работы классного руководителя по духовно-нравственному направлению, провести открытые мероприятия, приуроченные к празднования Дня Победы.( ответственные: Михайлова О.С., классные руководители) 2. На основании плана воспитательной работы, провести родительское собрание по формированию духовно-нравственных ценностей(ответственные: классные руководители) 3. Создание педагогами школы среды, способствующей нравственному развитию личности учащихся (администрация школы. классные руководители) 4. Учителям- предметникам при отборе материала к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность (ответственные: администрация школы, рук. МО) 5. Классным руководителям среднего и старшего звена провести работу по профилактике административных правонарушений .(Михайлова О.С., классные руководители) 6. Провести региональный конкурс сочинений и рисунков по теме воссоединения Крыма и России (ответственные: классные руководители)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"

В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"

Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...