Дифференцированный подход обучения английскому языку в школе
материал на тему

Долгих Людмила Валерьевна

Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход обучения английскому языку в школе

Долгих Людмила Валерьевна,

учитель английского языка

Одной из актуальных проблем преподавания английского языка в школе является  дифференцированный подход в обучении. (слайд 1. название)

Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени. Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. (слайд 2.определение)

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Дифференцированный подход в преподавании предполагает разный уровень учебного материала, при котором глубина и сложность одного и того же учебного материала различна от владения базовым уровнем знаний в соответствии с требованиями образовательного стандарта до углубленного расширенного усвоения учебного материала. (слайд 3.цели)

С целью реализации дифференцированного подхода в обучении английскому языку используется технология дифференцированного обучения, (слайд 4)т.е. разноуровнего обучения с последующим разноуровневым контролем. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности обучающегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. (слайд 4.технология)

Дифференцированный подход в обучении английскому языку – это организация процесса, при котором индивидуальные особенности каждого школьника учитываются во время организации учебной деятельности на уроке в конкретном классе, т.е. обучащиеся разного уровня: (слайд 5.этапы организации диф. обучения), (слайд 6.критерии),

I группа – высокомотивированные, одаренные, легко справляющиеся с заданиями, отвечающие стандарту образования обучающиеся (высокий уровень обученности).

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую и самостоятельную.

Во фронтальной работе учитель устно излагает тексты разной трудности и  проводит учебную беседу, в ходе которой он побуждает обучающихся создать проблему и показать свои знания сверх  по интересам или по способностям, изменяя задания по мере развития обучающихся. Чаще всего в группах работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями.

При индивидуальной самостоятельной работе обучающимся предлагаются задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством.

Таким образом, дифференциация учебной работы осуществляется в условиях классно-урочной системе обучения (внутренняя дифференциация) и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

Указанные формы дифференциации создают возможности улучшения психологического климата на уроке. Фронтальная работа благоприятствует взаимообмену, взаимообогащению, что поднимает активность каждого ученика.

При групповой работе предоставляются возможности в вариации содержания и способов передачи информации в оказании помощи к каждому ученику.

Индивидуальная работа позволяет дифференцировать степень трудности учебных заданий, задания карточки позволяют при меньшей затрате времени увеличить объем самостоятельной работы.

II группа – мотивированные обучающиеся, хорошо успевающие по предмету, но у которых всё-таки возникают трудности в выполнении того или иного задания контрольной работы, отвечающих стандарту образования (повышенный уровень образования). (слайд 7. Характерн.особ-ти групп)

III группа – это слабомотивированные обучающиеся, которые либо плохо успевают по предмету, либо вообще не успевают. (слайд 8.обуч-ся 3 варианта)

Не следует забывать, что Стандарт образования обязывает всех учителей английского языка дать учащимся среднее образование, т.е. усвоение базового уровня. (слайд 9. Личностно-ориент.об.)

Дифференцированный подход по отношению к контролю усвоения учебного материала по английскому языку тесно связан с личностно-ориентированным обучением, при котором максимально раскрываются индивидуальные особенности каждого ученика.

УМК « English 2-11» В.П. Кузовлева по английскому языку предполагает обучение обучающихся по четырем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению и письму. Во всех компонентах УМК В.П. Кузовлевасодержится избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности обучающихся. Задания повышенной сложности, а также дополнительные задания помечены специальным значком.

В конце каждого цикла в учебниках В.П. Кузовлева дан раздел “Test yourself”, который содержит материал для контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. В рубрике “Self-assessment” (Самооценка) обучающиеся сами оценивают свои умения: чему они научились, что больше всего понравилось им в изучении данного цикла.

В конце каждого цикла проводится усвоение лексического материала. Работа проводится индивидуально и в парах, устно и письменно.

Личностно-ориентированный характер обучения позволяет организовывать общение детей на основе их интересов, индивидуальных и возрастных  особенностей.  

Дифференциация обучения выражается в самостоятельном выборе и использовании лексических единиц, речевого клише. В учебники включены синонимичные ряды лексических единиц, из которых ученик и осуществляет свой индивидуальный выбор. (слайд 10.виды внутриклассной диф-ции)

Осуществление дифференцированного подхода  обучения иностранному языку требует вовлечение каждого обучающегося в работу, не ущемляя достоинства и интересы каждого. Например, изучая тему «Праздники», можно написать названия 3-4-х праздников. Класс соответственно делится на 3-4 группы. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Важно, чтобы все члены группы принимали участие в работе.

Такую работу можно проводить и при изучении других тем.

Дифференцированное обучение строится, в основном, на подборе индивидуальных заданий в зависимости от подготовки и уровня сформированности речевых навыков и умений. (слайд 11.направления диф.)

В книгах для чтения “Reader 2-11” УМК В.П. Кузовлева осуществляется также  дифференцированный подход в обучении. Знакомство с доступными произведениями детской литературы формируют у обучающихся нравственные качества: воспитание дружелюбного отношения к животным, к друзьям, формируют речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников. Текст каждой главы снабжен упражнениями, направленными на развитие навыков речи и отработку грамматических структур.

(слайд 12.диф-ция учебн.заданий) Для осуществления дифференцированного подхода обучающиеся делится на уроках по контролю домашнего чтения на подгруппы. Книги  5-9 классов содержат дифференцированные задания. На этих уроках осуществляется фронтальная, групповая и самостоятельная формы работы.

Фронтальная форма работы осуществляется во время контроля техники чтения, ответов на вопросы после текста, беседе по прочитанному дома тексту.

Обучающиеся  первой (сильной) группы получают задания для самостоятельной работы, содержащие элементы творчества. Чаще всего в группах работают ученики со сходными интересами и связанными дружескими отношениями.

(слайд 13. Технол.схема)

Самостоятельная работа осуществляется во всех организационных формах: индивидуально, в парах и малых группах, при этом проявляется взаимопомощь обучающихся. Например, в 7 классе  учащиеся объединены в группах со сходными интересами. В 5 «А» классе сильные обучающиеся  садятся со  слабоуспевающими.  

Таким образом, учебники “English 2-11” и книги для чтения в 5-9 классах позволяют реализовать идеи нового образовательного Стандарта и обеспечивают условия для индивидуального и дифференцированного обучения и для поддержки мотивации к изучению английского языка.

Большие возможности для осуществления дифференцированного подхода в обучении заложены в проектной методике. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность.

Работу над проектной методикой в обучении иностранному языку учителя ведут  с 2-го класса (творческие работы)  по 9 класс  (по учебнику В.П. Кузовлева). Во всех циклах учебников предусматривалась работа с проектом. В конце каждого цикла учебников английского языка обучающиеся имеют специальный урок “My project”, на котором учащиеся представляли свой проект.

Оформление проекта может быть  в форме рисунков, плакатов, газет, коллажей. Обучающиеся сами выбирали форму представления проекта: монологическое высказывание, ролевая  игра, подготовка праздника по данной теме.

Обучающиеся  готовят проекты по разным темам, связанным  с темами УМК: «Твой выходной день», «Помощь по дому», «Животные», «Интересные места и достопримечательности Москвы», «Известные люди», «Охрана окружающей среды» и др. Эта работа проявляется и во внеклассной деятельности: обучающиеся 4 – 9 классов принимают участие в краевых и городских конкурсах.

Метод проектов повышает мотивацию в изучении английского языка, показывает наглядную интеграцию с уроком информатики с использованием ИКТ, создает простор для творческой и созидательной деятельности обучающихся.

Как было сказано ранее, дифференцированное обучение строится, в основном, на подборе индивидуальных заданий в зависимости от подготовки и уровня сформированности умений и навыков по 4-м видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму.

(слайд 14.+ диф-ции)

Для обучения устной речи в каждом  классе предлагаются для обучающихся речевые опоры из книги. Слабоуспевающие ученики готовят тему по опорам. Хорошо успевающие ученики - составляют сообщения, опираясь на свой личный опыт, готовят диалоги со слабоуспевающими обучающимися, вопросы по теме. Много трудностей встречают учащиеся при выполнении заданий по аудированию.

(слайд 15. «минусы» диф-ции)

В заключении следует сказать, что осуществление дифференциации требует особой подготовки учителей, сравнительно малой (20-25 человек, не более) наполняемости классов. Необходима постоянная содержательная связь с родителями, продуманная организация труда и отдыха педагогов и учащихся. Должна быть создана особая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, выработан стиль общения и отношений между всеми участниками образовательного процесса.

(слайд 16.дорогу осилит идущий)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференцированный подход обучения английскому языку Долгих Людмила Валерьевна, учитель английского языка, МАОУ «ООШ №16», г . Соликамск

Слайд 2

Дифференциация ( латин .) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Понятие дифференциации

Слайд 3

психолого-педагогическая : индивидуализация обучения социальная : целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала дидактическая : решение проблем школы путем создания новой методической системы на принципиально иной мотивационной основе Цели дифференцированного обучения

Слайд 4

- процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся. Технология дифференцированного обучения

Слайд 5

1. Определение критерия , на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы. 2. Проведение диагностики по выработанному критерию. 3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики. 4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся. 5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока. 6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий. Этапы организации дифференцированного обучения

Слайд 6

Критерии обученность – достигнутый уровень усвоения знаний, качество знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения обучаемость – восприимчивость к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития

Слайд 7

1 вариант: устойчивая высокая успеваемость, достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума (абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности), низкая утомляемость от активного, напряженного умственного труда, высокий уровень самостоятельности. Задача - воспитание трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы 2 вариант: средние учебные возможности. Задача - развитие их способностей, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, создание условий для продвижения в развитии и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту 3 вариант: пониженная успеваемость Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно Характерные особенности групп и задачи по работе с ними

Слайд 8

2 типа слабоуспевающих учеников (З.И. Калмыкова ) Обучающиеся 3-его варианта 1 тип педагогически запущенные школьники 2 тип Ученики с пониженной обучаемостью : педагогическая запущенность + неблагоприятные качества ума

Слайд 9

организация личностно-ориентированного процесса обучения : относительно однородные группы, отдельное обучение (постоянно, временно) Дифференцированное обучение внутренняя ( внутриклассная ) внешняя (классы, школы)

Слайд 10

Внутренняя дифференциация - применение форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований Виды внутриклассной дифференциации

Слайд 11

по образовательным целям по уровням выполнения заданий по времени обучения, времени выполнения заданий по содержанию обучения по последовательности учебного материала по структуре учебного материала по подходам к обучению по видам учебной деятельности по способам применения заданий по оценке деятельности Н аправления дифференциации

Слайд 12

по уровню творчества по уровню трудности по объему учебного материала по степени самостоятельности по характеру помощи учащимся Дифференциация учебных заданий

Слайд 13

Постановка задачи 1 2 3 повторение Объяснение нового материала 1 2 закрепление Диагностика работы по вариантам 1 2 3 Диагностика усвоения материала 1 2 3 д/з Технологическая схема

Слайд 14

исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности повышается уровень мотивации «+» дифференциации

Слайд 15

трудоемкость, сложность подготовки урока трудоемкость, напряженность организации урока опасность наклеивания «ярлыков» необходимость длительной и тщательной психологической подготовки учащихся и их родителей «-» дифференциации

Слайд 16

Дорогу осилит идущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку в школе.

Использование пословиц и поговорок в обучениианглийскому языку в школе....

Использование зарубежных учебных периодических изданий как вспомогательного инструмента при обучении английскому языку в школе

Данная разработка поможет в работе с аутентичным газетным материалом: анализе газет, газетных статей. Развивает аналитические умения учащихся, монологическую речь, дает правильное представление о публ...

Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников

   В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся.          Одной из актуальных проблем препод...

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в школе

В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесённое обучение английскому язы...

Лингвокультурологический подход в обучении английскому языку в школе

На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которое из способа просвящения должно превратиься в механизм развития культуры, формирования образа мира...

Современные личностно-ориентированные подходы обучения английскому языку.

Современные личностно-ориентированные подходы обучения английскому языку....

Статья "Мультисенсорный подход в обучении английскому языку в школе".

Статья раскрывает понятие мультисенсорности в обучении, показывает актуальность данного подхода. А также рассматриваются вопросы применения на практике мультисенсорного подхода в обучении английскому ...