Групповые технологии
материал по теме

Лавров Сергей Дмитриевич

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Групповые технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_tehnologii.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые технологии

Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.

К.Маркс

По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:

-  классно урочную организацию;

-  лекционно-семинарскую систему;

-  формы дифференциации учебного процесса;

-  дидактические игры;

-  белл-ланкастерскую систему;

-  бригадно-лабораторный метод;

-  метод проектов;

-  метод Трампа.

В рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1)  Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2)   Работа в статичных парах.

3)   Групповая работа (на принципах дифференциации).

4)   Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5)    Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Обучающимся предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Акценты целей

•  Обеспечение активности учебного процесса.

•  Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Особенности организации

Главными особенностями организации групповой работы обучающихся на занятии являются:

- группа на данном занятии делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;

-  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения обучающихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости обучающихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами обучающихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы обучающихся на занятии в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней обучающемуся как со стороны преподавателя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обучающихся слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему одногрупнику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), и подведение итогов группового задания.

з) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Во время групповой работы преподаватель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

При организации изучения нового материала, повторении, практических занятиях я применяю следующие методы и приёмы обучения:

1.Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Причины широкого распространения метода проектов:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

2. Экспресс-метод овладения предметом и умением учиться – это структурирование содержания учебного курса и его частей с использованием фреймовой модели представлением знаний с одновременной их визуализацией и сжатием. Например, конспект – схема является оригинальной фреймовой моделью знаний. Данная методика эффективна при рассмотрении физических понятий и величин, где для обучающихся важно знать, например, название, обозначение физической величины, единицы измерения, связь между различными величинами и тд.

 

3.  При решении задач применяю метод «эстафеты». Целью метода является поднять интерес обучающихся к задачам, предмету.  Решить большое количество задач, включая весь класс в активную деятельность, поднимает  командный дух в группах.

Каждой паре обучающихся, сидящих за одной партой, дается своя задача. Первая парта, решив задачу, передает ответ второй парте. обучающиеся, сидящие за второй партой, в свою задачу вместо точек подставляют ответы первой парты. Решив задачу с этими данными, они передают ответ третьей парте и т.д. Свободным обучающиеся  даются отдельные задания.

4. Метод учебного сотрудничества (корпоративное обучение, работа в малых группах) и элементы проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемное задание, проблемный диспут).

На таких уроках знания не подаются в готовом виде. Перед учащимися ставится проблема, решение которой необходимо найти при совместной работе в группе, опираясь на свои ранее полученные знания и опыт, результат выполнения задания зависит от вклада и усилий каждого участника группы. Таким образом, выполняя предметное задание, учащиеся учатся сотрудничать. Как правило, для достижения этих целей на уроках организуется работа в парах или малых группах.

Так, например, выполнение физического практикума, состоящего из 5 лабораторных работ, предлагалось проводить в мини-группах. Причем, обязательным условием является перераспределение обязанностей внутри мини-группы при выполнении очередной лабораторной работы, что в сою очередь помогает созданию дружеской атмосфере в классе, вселяет уверенность в учащихся, помогает решать некоторые проблемы взаимоотношений в группах.

Т.е., если при выполнении первой лабораторной работы учащийся собирал электрическую цепь, то на второй работе он должен, например, оформить отчет.

Еще один способ групповой деятельности – это решение задач различной степени сложности. За отведенное время необходимо, работая в группе, решить расчетные задачи разной степени сложности. Каждая задача имеет оценку в баллах.

Цель данной работы – самостоятельно распределить задачи между участниками группы, учитывая способности каждого учащегося и набрать наибольшее число баллов.

 При делении обучающихся на мини-группы я использую разнообразные приемы. Это как стандартные – деление по счету, выбор карточки определенного цвета и т.д.; так и нестандартные – цвет глаз, совпадение элементов в одежде, в соответствии с  изотопами радиоактивных элементов или с определенными физическими терминами.

Учащиеся охотно включаются в такую работу, при этом постепенно исчезает отчужденность в данном коллективе, группы становятся дружнее, начинают лучше понимать друг друга.

Литература

1. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.

2.    Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.

3.    Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

4.    Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.

5.    ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.

6.    Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение, 1990.

7.    Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» // Народное образование в СССР: Сб. док. 1917-1973.

8.   Миртов А.В. Сочинение в школе. Уроки коллективного творчества //Литература в школе. 1996. - .49 6.

9. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. -1996. - №2.

10.     Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 1987.

11.     Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповой технологии учителем английского языка

Использование различных форм организации урока английского языка....

конспект урока по теме: "Волейбол" с применением групповых технологий в 11 классе

Современные групповые технологии на уроках волейбола в школе....

Групповые технологии на уроке географии "Московский столичный регион"

Предлагается разработка урока в 9 классе по разделу "Центральная Россия" по теме Московский столичные регион". (по учебнику Баринова, Дронов. География России). Тип урока: изучение нового материала.Ис...

Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.

Чтобы развить  в школе активную   личностьс развитым интеллектом, способную  успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных по...

Групповые технологии на уроках технологии

Групповая работа - одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей....

Использование групповых технологий в предметной области «Технология»

Групповые технологии обучения, которые я применяю на урока, позволяют решать комплекс задач и, прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, спо...