Мои педагогические технологии
статья на тему

Леонова Юлия Михайловна

Педагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pedagogicheskie_tehnologii.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Поэтому основной целью деятельности учителя, считаю: способствовать формированию свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания.

Также сегодня на первый план выходят следующие общие учебные умения:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную информацию);
  • критически оценивать информацию;
  • создавать разные информационные объекты, в том числе на основе использования информационно-компьютерных технологий;
  • выявлять общее и различное в сравниваемых объектах, объяснять причины различий;
  • объяснять свое отношение к изучаемым объектам, самоопределяться в дискуссионных вопросах истории, аргументировать свою точку зрения, проявляя уважение к иным взглядам и оценкам;
  • использовать знания в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на принципах гуманизма, толерантности, диалога.

Изменение требований к уровню подготовки выпускников, заставляет пересмотреть традиционные формы образования, начать разработку и применение таких форм, которые бы готовили учащихся к действительному вовлечению их в жизнь общества.

Достижение этой цели и решения поставленных задач вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

Для достижения качества знаний, считаю, на каждом уроке необходимо поддерживать высокий уровень интереса к познавательной деятельности у учащегося. Это является основополагающей концепцией моей деятельности. 

   Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

   Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

  • Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
  • Использование в работе самоконтроля;
  • Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;
  • Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
  • Индивидуализация домашнего задания;
  • Использование проектных технологий;  
  • Организация исследовательского эксперимента;
  • Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;
  • Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);
  • Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

   Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.

Также на уроках я использую технологию проблемного обучения;

Цель технологии проблемного обучения — содействовать развитию у учащихся критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт.

1. При первичном ознакомлении с новым учебным материалом: 
а) создаю проблемную ситуацию

б) включаю учащихся в проблемную ситуацию и ставлю цель;

в) решаем проблему;

г) анализируем, обобщаем и оцениваем работу по решению проблемы и осуществлению цели.

2. На этапе овладения новым учебным материалом (повторение, закрепление, тренировка):
а) создаю учебную проблемную ситуацию и ставлю задачу;

б) осуществляем  данную задачу;

в) контролирую и оцениваю результаты работы каждого учащегося.

3. При анализе и обобщении изученного материала (темы или раздела учебной программы) проблемная организация осуществляется аналогично первому этапу.
4. При контроле и оценке результатов учебной работы учащихся: 

а) проверяю умения учащегося самостоятельно выявить связи и отношения между изученными понятиями, сделать самостоятельные выводы;

б) проверяю умения перенести изученные закономерности на новые области, явления;

в) проверяю умения решать задачи, содержащие какие-то новые элементы;
г) привлекаю самих учащихся к контролю и оценке (самоконтроль, самооценка, взаимопроверка).

  • игровую технологию;
  • Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.
  • Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  • В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
  • Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Мой результат: высокая познавательная активность учащихся.

  • технологию развивающего обучения;
  • информационную технологию;
  • дифференцированное  обучения;

данная технология используется мною, как на этапе объяснения нового материала, так и на этапе проверки и контроля.

  • групповые технологии;
  • лекционно-семинарская система обучения.

Поскольку  учащиеся старших классов нашей школы ориентированы в большей мере на поступление в вуз, в 10-11 классах реализуется профильное обучение, поэтому старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде. Одной из эффективных технологий  в этом направлении является лекционно-семинарско-зачетная технология, которую я, переняв опыт коллег, стала использовать для работы в профильных классах. Лекционо-семинарско-зачетная технология - это системный комплекс дидактических условий, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие рациональные пути обучения и развития школьников. Это модульная технология. Лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала.

  1. Продолжительность лекции должна быть не более 1-2 уроков.

Во время проведения лекции демонстрирую свое отношение к изучаемому материалу. Предусматриваю крупноблочное, на обобщенном уровне изложение учебного материала с необходимыми акцентами (для каждого класса - разными). В ходе лекции  акцентирую внимание учащихся на основные мысли, закономерности, идеи темы (блока тем). Школьная лекция позволяет показать учащимся в более обобщенном виде те явления, в основе которых лежат конкретные события, подробно описанные в тексте учебника. Особенность школьной лекции - в использовании элементов беседы, проблемных и развивающих ситуаций, отработки понятий с целью активизации учащихся, вовлечения их в сотрудничество.

   2. После школьной лекции   планирую семинар, как форму творческого поиска знаний, их осмысления и закрепления. Вопросы к семинару   предлагаю в конце лекции,  сроки семинара (от 3 до 10 дней), предлагаю дополнительную литературу. По необходимости определяются докладчики и содокладчики.

Методическая ценность семинара для  учащихся состоит в том, что в ходе его подготовки и непосредственно в процессе деятельности обеспечивается развитие самостоятельного мышления у учащихся, формируются общеучебные интеллектуальные умения (в процессе группировки информации ее анализа, обобщения и т.п.)

Проверка качества знаний учащихся при лекционно-семинарской системе занятий осуществляется на зачетных уроках. 

 Типы зачетов, которые я использую:

  • корректирующие;
  • контролирующие.

По форме организации зачеты классифицируются следующим образом:  устные, письменные, письменно-устные, компьютерные, дифференцированные.

Данная технология может свободно включать подготовку учащимися коротких докладов, рефератов, биографических справок, организацию дискуссий и предварительных консультаций.  

Из моего  педагогического опыта:

Тема «Российская империя в XVIII веке».

  1. Лекция (1 час) «Превращение России в империю: политический, социально-экономический и культурный аспекты».
  2. Семинар-1 (1 час) «Российское общество в условиях модернизации ХУШ века».
  3. Семинар-2 «Религия, церковь и государство в XVIII веке».
  4. Практикум (исследование на основе вопросов к документам) «Достижения модернизации». (Можно рекомендовать «Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в.» М., 1992, т.1, с.294-296; 647-659; т.2. с.535-545. Радищев А.Н. «Избранные сочинения»; «Записки императрицы Екатерины П». М.,1989 и т.д.)
  5. Консультация (1 час - внеурочно): «Духовные основы модернизации России в XVIII веке».
  6. Дифференцированный зачет по теме «Российская империя в XVIII веке».

Использование информационных технологий на уроках истории.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самостоятельных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Вторым важным условием реализации этой технологии является наличие в школе необходимых технических средств:

  • Компьютерного класса (у нас в школе их 2);
  • Мультимедийной установки (мультимедиа + интерактивная доска)
  • Электронные материалы (библиотека из 12 дисков)
  • Выход в Интернет (программа бесплатного подключения школ)

Из моего  педагогического опыта:

На уроках истории использую такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся.

Использование учебных электронных программ позволяет более глубоко изучать вопросы культуры разных народов на разных исторических этапах. Провожу интерактивные экскурсии с использованием программы «Художественная энциклопедия зарубежного искусства». Электронная книга «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева позволяет использовать на уроках первоисточники.

При изучении нового материала использую компьютерную демонстрацию исторических карт (у нас с ними туго), портретов исторических деятелей, логических  схем, таблиц для обобщения, сравнительной оценки событий.

Незаменимым  помощником является компьютер при закреплении учебного материала на уроке. Например, в контроле какой - то темы ученикам предлагаются вопросы, в случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учащихся к слайду, где есть необходимая информация для ответа.

В сутках 24 часа и объять необъятное невозможно, поэтому не считаю зазорным обращаться к сайтам, где есть необходимая информация к уроку, тем более, что она всегда подлежит реконструкции.  

Такими сайтами являются:

   В соответствии с данными технологиями реализую активные методы обучения. В педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. На своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, хронологический диктант, терминологический диктант, самостоятельные и контрольные работы, устный опрос. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую опорные конспекты, таблицы, схемы. Главная установка педагогической деятельности - формирование положительной мотивации учения у школьников.

Параллельно с внедрением информационно-коммуникационных технологий я широко применяю в своей работе здоровьесберегающие технологии.  В среднее звено ребята приходят с большим набором болезней. Передо мной сегодня стоит актуальная проблема:  организовать  образовательный  процесс  с  учётом  всех  норм  и  правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.  

Для этого ставлю следующие задачи:                                                                                                          

  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • создания условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
  • осознание школьником себя как ценности и ценности здоровья для
    собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми;
  • обучение ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления здоровья с целью самостоятельного применения их впоследствии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...