Образовательная технология как средство проектирования деятельности учеников
статья на тему

Кутепова Ольга Владимировна

В данной статье решается вопрос: какие педагогические технологии наиболее эффективны для системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная технология как средство проектирования деятельности учеников

      Достижение нового качества результатов образования учащихся в значительной степени определяется не только обновлением содержания образования, но и эффективностью применяемых учителем образовательных технологий.

     Образовательная технология – это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей педагога.

     Главная цель применения современных образовательных технологий – придание познавательной деятельности на уроке характеристик интереса, активности, мотивированного выбора вариантов решения задачи и т.д. и как следствие достижение обучающимися новых образовательных результатов.

В условиях внедрения новых стандартов образования наиболее актуальными становятся технологии, основными чертами которых выступают процессуально-целевая ориентация; относительная целостность; ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей; представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач; познавательная рефлексия над результатом и процессом познания; активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность); позиция педагога как «партнера по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

   Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования провозглашают деятельностную парадигму. Эта парадигма  в качестве цели образования рассматривает развитие учащегося. Для реализации этой цели наиболее всего подходят технологии личностно-ориентированного образования, назначение  которых состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.  Речь идёт не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребёнка в направлении, определённом педагогом, а о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

 Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления личностного образа.

         Какие же педагогические технологии эффективны для реализации  системно-деятельностного подхода? Многолетний опыт работы МАОУ лицея № 77 г. Челябинска  показал, что к таким технологиям относятся следующие:

- технология совместной продуктивной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- технология дистанционного обучения

- технология развития критического мышления

- технология проектной деятельности

- технология проблемного обучения.

Технология совместной продуктивной деятельности

    Основной педагогической идеей является установка, что в условиях совместной продуктивной и творческой деятельности происходит становление и развитие единства мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности учащихся, учителей и родителей.

     Единицей образовательного процесса становится специально организуемая ситуация совместной и творческой деятельности учителя, учащихся и родителей (ситуация СПД).

     Идея деятельностного подхода в соответствии с ФГОС и идеи СПД имеют общие ценностные установки на системные изменения:

- целей обучения: с усвоения предметных знаний на развитие личности;

 - позиции учителя: с предметно-ориентированной на личностно-ориентированную;

- мотивационно-смысловые установки: от закрытости личности учителя на установку совместной деятельности;

- характер организации учебно-воспитательной деятельности: от репродуктивных заданий на приоритет творческих и продуктивных;

- формы учебного взаимодействия:  от подражания, следования образцу на многообразие взаимодействий, актуализации личного опыта, сохранение высокого уровня активности каждого обучающегося;

- формы контроля:  путем введения само- и взаимоконтроля.

     Развивающий потенциал продуктивных и творческих задач выходит далеко за рамки целей лишь познавательного развития. Эти задачи обеспечивают развитие личности в целом, продукт их решения не имеет ограничений с точки зрения меры его социальной значимости и культурной полноценности.

Технология исследовательской деятельности

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

- учатся самостоятельно добывать знания;

- испытывают потребность в непрерывном самообразовании;

- развивают навыки самоорганизации;

- формируют адекватную самооценку;

- приобретают навыки речевой культуры;

- осваивают умения создавать специальные материалы для   представления результатов исследования.

   Структура исследования предполагает 3 этапа.

1 этап – подготовка к исследовательской деятельности (работа с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельный поиск и анализ информации).

2 этап – написание рефератов по теме по выбору (ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы).

 3 этап – презентация работы (завершение исследовательского поиска, определение   практической значимости работы).

Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.

Технология дистанционного обучения

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Возможности использования информационных технологий:

- для поиска литературы:

а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;

б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);

 - для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;

- для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);

- для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);

- для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);

- для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);

- для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

- для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

Технология развития критического мышления

  Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

  Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов-осмысление-рефлексия.

  Первая стадия (фаза) – вызов. Задача состоит в том, чтобы не только активизировать, заинтересовать учащегося,  мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

  Вторая фаза – осмысление (реализация замысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Для этого он делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

  Третья стадия – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой»,  используя знания, полученные на стадии осмысления.

Технология проектной деятельности

   Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

  Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

- направленность на достижение конкретных целей;

- координированное выполнение взаимосвязанных действий;

-ограниченная протяженность во времени

с определенным началом и концом;

- в определенной степени неповторимость и уникальность.

        Цель проектного обучения  – создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают исследовательские умения и системное мышление.

Технология проблемного обучения

    Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Выделяют 4 этапа решения проблемной ситуации.

1 этап - осознание проблемы, противоречия, заложенного в вопросе, который надо разрешить;

2 этап - формулировка гипотезы;

3 этап решения проблемы - доказательство гипотезы;

4 этап – формулировка общего  вывода, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.

  Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.        

    Итак, учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.

Современное общество оценивает иностранный  язык  как важнейшее средство  меж­личностного и межкультурного общения, без которого не­возможно развитие международных связей нашего...

Открытые образовательные технологии как средство активизации профессиональной и личностной рефлексии учителя .

СОДЕРЖАНИЕ Портрет……………………………………………………………………...3Коллектор…………………………………………………………………...4Рабочие материалы…………………………………………………….....27Мои достижения………………………………………………………......33Самоанализ………………………………...

Применение современных образовательных технологий как средство включения студентов в активную познавательную деятельность

Одной из трудностей профессионального образования является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, недостаточно активен в учебном процессе и не вс...

Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...

Статья «Современные образовательные технологии в основе проектирования занятия»

В  настоящее  время  системно-деятельностный  подход  положен  в основу  новых федеральных  государственных  образовательных стандартов (ФГОС), определил т...

Современные образовательные технологии как средство развития УУД обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

В стате описан мой подход и методы, применяемые при организации образовательного процесса...