"Проектирование как эффективный способ формирование УУД"
презентация к уроку по теме

Проект - это метод обучения. Метод проектов как педагогическая технология – технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект :

  • возможно применять на уроке и во внеурочное время;
  • ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален;
  • формирует невероятное количество умений и навыков, и поэтому он эффективен;
  • позволяет учащимся приобрести опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектирование как эффективный способ формирования УУД»

Проектная деятельность или цели имеют право на существование!

(2 слайд) Профессор Харьковского Университета, Евгений Георгиевич Кагаров, автор книги «Метод проектов в трудовой школе» отмечал, что «…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а, следовательно, и необходимых при постройке новых начал любого общества, в том числе и коммунистического».

Наша российская школа имела попытки ввести метод проектов. Но использование «метода проектов» в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения? (3 слайд)

Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

  • отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
  • слабую разработанность методики проектной деятельности;
  • гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
  • сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».

А что же такое проект? И может ли ШКОЛА БУДУЩЕГО – стать ШКОЛОЙ ПРОЕКТОВ? (4 слайд)

Проект - это метод обучения. Метод проектов как педагогическая технология – технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект:

  • может применяться на уроке и во внеурочное время;
  • ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален;
  • проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен;
  • проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование - это содержание обучения.

  • Может быть частью предмета «Технологии», самостоятельным предметом, быть в основе профильных спецкурсов.

Проект - это форма организации учебного процесса.

  • Может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Проект - это особая философия образования;

  • философия цели и деятельности;
  • философия результатов и достижений.

Итак, делаем вывод: «проект» включает в себя  6 «П», а именно: (5 слайд)

  • проблема;
  • проектирование;
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация;
  • портфолио.

Проекты бывают: групповые и персональные. Необходимо разобраться, что эффективнее: персональные или групповые проекты? (6 -7 слайды)

Преимущества персональных проектов:

  1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
  2. у учащихся полноценно формируется чувство ответственности;
  3. учащиеся приобретают опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта;
  4. у учащихся формируются  важнейшие общеучебные умения и навыки.

Преимущества групповых проектов:

  1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания;
  2. проект может быть выполнен более качественно;
  3. каждый учащийся в зависимости от своих сильных сторон наиболее активно включен в определенный этап работы;
  4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы. Такой соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Чтобы проект состоялся, особенно в образовательной среде, кто-то должен управлять процессом. В школе это, естественно, учитель.

Итак, какова же роль учителя в проектной деятельности?
       Учитель, в роли руководителя проекта, перестает быть только «чистым предметником» – он становится учителем широкого профиля, учителем, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Перечень ролей, которые предстоит примерить на себя учителю в ходе руководства проектом: (8 слайд)

  • Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их, в направлении достижения цели;
  • специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях;
  • консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;
  • руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект;
  • «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь;
  • координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем;
  • эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Методисты различают 3 классификации. Содержательная специфика каждого проекта по доминируюшей деятельности учащихся это: исследовательский, также и творческий, ролевой, практико-ориентированный и информационный (9 слайд).

Одной из классификаций проектов является классификация по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ (10 слайд)

По комплексности (предметно-содержательной области):

  • Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины.  Могут проводиться в рамках классно-урочной системы;
  • межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

По характеру контактов различаются: 

  • Внутриклассные;
  • внутришкольные;
  • региональные (в пределаходной страны);
  • международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

Что касается третьей классификации, то речь пойдет о классификации проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ (11 слайд):

  • Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка;
  • краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома;
  • недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
  • долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Каков образовательный потенциал проектов, прежде всего, для участников проекта? (12 слайд)

  • создаёт у учащихся образ цельного знания;
  • повышает мотивацию;
  • способствует развитию процесса научного познания;
  • развивает логику.

Воспитывает: (13 слайд)

  • значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
  • чувство ответственности, самодисциплины;
  • способность к самоорганизации;
  • желание делать свою работу качественно.

Развивает у ученика: (14 слайд)

  • исследовательские и творческие способности личности;
  • способность к самоопределению и целеполаганию;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • коммуникативные умения и навыки;
  • способность ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение работать с различными типами текстов;
  • умение планировать свою работу и время;
  • навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Итак, как отметил Бернард Шоу, «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». (15 слайд)

Мной был рассмотрен проект с различных точек зрения и теперь можно задать вопрос: какую форму может принимать проект?

Пожалуйста, обратите внимание на слайд. Я постаралась отобрать те формы, которые реально осуществлять в образовательной среде.

В процессе проектной деятельности формируются следующие умения и навыки: (16 слайд)

  • Рефлексивные умения:
  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • Поисковые (исследовательские) умения:
  • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:
  • Навыки коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  • Менеджерские умения и навыки:
  • Умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
  • Коммуникативные умения:
  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
  • Презентационные умения и навыки:
  • Навыки монологической речи;
  • умение уверенно держаться во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект неисчерпаем!

Подведем некоторые итоги, что же такое проект? (17 слайд)

Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижения самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков. Он формирует опыт деятельности и поэтому незаменим.

Проект (проектирование) – это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «технология». Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

Проект – это форма организации учебного процесса. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Проектная деятельность  может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс  деятельной социализации.

Предложение: ввести в проект школы проектную неделю по каждому предмету (18 слайд). В  определенном смысле можно сказать, что проектная неделя длится весь год.  Как показывает практика, игнорирование хотя бы одного этапов  циклограммы чревато срывом всей проектной недели.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Дискуссионный клуб "Speak and Listen" был организован в нашей школе с целью создания дополнительных условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступ...

"Ударение в стихах" - эффективный способ формирования орфоэпической грамотности учащихся

В презентации представлен эффективный способ запоминания постановки ударения в трудных словах. Данный материал можно использовать на уроках русского языка и факультативных занятиях в 5-11 классах...

Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников

В статье рассказывается как с помощью технологии социального проектирования сделать процесс воспитания подрастающего поколения более эффективным. Дается понятие социального проектирования, значимость ...

Проектная деятельность как эффективный способ формирования метапредметных знаний и умений

     Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодн...