Мотивация обучающихся на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему

Жданова Елена Сергеевна

Материал предназначен для выступления на педагогическом педсовете.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы мотивации на уроках русского языка и литературы и пути их решения Из опыта работы Ждановой Е.С. – учителя русского языка и литературы МКОУ «Мужичанская СОШ»

Слайд 2

Мотивация. Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.

Слайд 3

Мотивы. познавательные коммуникативные достижения позиция школьника саморазвитие эмоциональные внешние (поощрения, наказания)

Слайд 4

Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя: – учет возрастных особенностей школьников; – выбор действия в соответствии с возможностями ученика; – совместный с учащимися выбор средств по достижению цели; – использование коллективных и групповых форм работы; – использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; – использование игровых технологий; – нестандартная форма проведения уроков; – создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; – создание ситуации успеха; – вера учителя в возможности ученика; – применение поощрения и порицания; – формирование адекватной самооценки у учащихся; – эмоциональная речь учителя.

Слайд 5

Виды работ: работа с демонстрационными материалами; компьютерные тесты; использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов; использование слайд – презентаций; игровые технологии; самостоятельная работа учащихся; использование приемов подачи домашнего задания;

Слайд 6

Из опыта работы Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации школьников Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению. Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации обучающихся.

Слайд 7

Три уровня домашних заданий . ( Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач) Первый уровень – обязательный минимум . Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам. Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня. Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.

Слайд 8

Приемы и упражнения Примеры «Загадки». Учащиеся любят работать у доски. Это можно использовать и для формирования положительной мотивации. Загадки составляются на основе омонимии, на основе толкования слов, пословиц. Те, кто первым отгадал слово, делают его фонетический, морфологический или словообразовательный разбор. Остальные ученики проверяют себя и работающего у доски. Полезность подобной работы связана с тем, что обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных, грамматический строй речи. Задание 1. Взятое взаймы и обязанность (долг) . Обогревать и заставлять тонуть (топить) . Задание 2. Свежезамороженный дождь (град ). Задание 3. Продукт, который маслом не испортишь (каша) . Она в лес не убежит (работа) .

Слайд 9

Приемы и упражнения Примеры « Орфографические задачки». Это упражнение - своеобразный диктант, который позволяет проверить не только умения учащихся правильно написать слово, но их знания значений терминов и понятий. В таком диктанте учащимся предлагают записать слово, которым можно заменить словосочетание, дающее определение этому слову. Задания. План предстоящей работы ( программа ). Лучший образец ( идеал ). Тысяча тысяч (миллион ). Графическое обозначение звука на письме (буква) . Часть слова перед корнем ( приставка) .

Слайд 10

Нетрадиционные уроки – как форма повышения мотивации Для повышения мотивации к предмету провожу нестандартные (нетрадиционные) уроки, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают учащиеся на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Слайд 11

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков , которые я провожу: 1.Уроки -путешествия 2.Уроки - деловые игры 3.Уроки- соревнования 4.Уроки с групповыми формами работы 5.Уроки творчества 6.Уроки- аукционы 7.Уроки-зачеты 8.Уроки- конкурсы 9.Уроки- обобщения 10.Уроки- игры 11.Уроки- «суды» 12.Уроки- концерты 13.Интегрированные уроки 14.Уроки – игры «Поле чудес».

Слайд 12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ на УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ Использование новых технологий на уроке, базирующихся на применении компьютера - это не дань моде, а необходимость, так как они: способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; помогают: контролировать деятельность каждого ученика; значительно увеличить темп работы ( за небольшой промежуток времени учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические); решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль .

Слайд 13

Очень важно и то, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это - поддерживает интерес к предмету в целом, активизирует познавательную деятельность. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение учебного материала, он потребует от учащихся применения знаний на практике, что так необходимо для выработки умений и навыков. Наконец, использование компьютера даёт возможность качественно изменить самоконтроль и контроль за результатами обучения, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения.

Слайд 14

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА Уроки с использованием компьютера я провожу наряду с обычными занятиями. Считаю, что компьютерная поддержка должна быть одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Слайд 15

ПОДГОТОВКА К ГИА Создание презентаций к каждому уроку обобщения и повторения теоретического материала в рамках подготовки к ГИА. 2. Использование мультимедийных презентаций как средства обучения написаний сочинений на основе исходного текста, сочинений на лингвистическую тему. 3. Активное изучение опыта коллег по средствам Интернет. 4. Проведение тестирования. Мониторинг знаний обучающихся.

Слайд 16

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Использую для подготовки к урокам свои презентации, ресурсы Интернет ( аудио-видеоматериал , тексты произведений, презентации и т.д.) 2. Учащиеся используют ресурсы Интернета для подготовки сообщений, рефератов, своих презентаций.

Слайд 17

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при обучении русскому языку и литературе укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изучаемому предмету.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету»

Одна из серьезных проблем в системе образования XXI века - резкое падение интереса учащихся к самому процессу учения и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение выразить свою мысль, незнание простейших фактов и сведений различных сфер жизни. Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слова, решать задачи, заставив «зазубрить» географические названия или исторические даты. Это лишь форма. А для каждого человека, в том числе и учащегося, важно то главное, что выражается через форму. Классическая система взаимоотношений учитель и обучающийся не в полной мере обеспечивает оптимальные условия для качественного обучения на современном этапе в соответствии с требованиями нового времени.

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, одной из сложных и тоже время интересной является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к систематической учебной работе. Иначе деятельность ученика в учебном процессе не будет эффективной, продуктивной. Учебный процесс должен стать важным фактором формирования устойчивого интереса к предмету и процессу учения, создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме.

Если мы говорим о мотивации, то необходимо выделить базовые понятия, которые следует учитывать при работе над формированием устойчивого интереса к предмету, а именно: мотивы, потребности, стимулы, интерес, цель, перспективы обучения, возрастные и индивидуальные особенности.

Под мотивацией понимается любое желание, стремление, интерес, потребности, направленные на определенный объект (процесс обучения) и побуждающие к деятельности или действиям.

Учебная мотивация формируется успешно, если процесс обучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:

Мотивационная сторона обуславливает потребность в познании, интерес к процессу, самостоятельность отношения к результатам познания, потребность в самоконтроле, то есть стремление познавать. Но мотивация не формируется сама по себе, ее целенаправленное, а не стихийное действие обеспечивает, прежде всего, личность самого преподавателя, его способность создать благоприятную атмосферу, при которой возможны сотрудничество и сотворчество; его умение и желание достигнуть результата, при котором знания, умения и навыки, полученные учащимися, будут системными, прочными и долговременными.

Таким образом, положительная мотивация в учебно-познавательной деятельности учащегося складывается из:

                                        атмосферы в классе

                                                сотрудничества учителя и обучающегося

МОТИВАЦИЯ                                 личности учителя

формы преподнесения материала

Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить свою мысль, настроение, отношение к чему-либо. Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что мы часто недооцениваем самого слова. Сделать многие понятия «живыми» для учащихся можно созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, которая вызывает у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка.

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, является  средством создания положительного фона всего урока. Преподаватель на уроке должен быть другом, которому можно многое доверить, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих учащихся. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться. Поэтому авторитарная педагогика для «живого» урока неприемлема.

Как сделать урок «живым»? На уроках русского языка я использую ряд упражнений и приемов, позволяющих формировать и развивать положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Вот лишь немногие из этих приемов:

Приемы и упражнения

Примеры

  • «Загадки». Учащиеся любят работать у доски. Это можно использовать и для формирования положительной мотивации. Загадки составляются на основе омонимии, на основе толкования слов, пословиц. Те, кто первым отгадал слово, делают его фонетический, морфологический или словообразовательный                 разбор. Остальные ученики проверяют себя и работающего у доски. Полезность подобной работы связана с тем, что обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных, грамматический строй речи.

Задание 1.

Взятое  взаймы  и

обязанность (долг).

Обогревать и заставлять тонуть (топить).

Задание 2.

Свежезамороженный

дождь (град).

Задание 3.

Продукт, который маслом не испортишь

(каша).    Она   в   лес   не

убежит (работа).

  • «Орфографические задачки». Это упражнение - своеобразный диктант, который позволяет проверить не только умения учащихся правильно написать слово, но их знания значений терминов и понятий. В таком диктанте учащимся предлагают записать слово, которым можно заменить словосочетание, дающее определение этому слову.

Задания.

План предстоящей работы

(программа).

Лучший  образец  (идеал). Тысяча тысяч (миллион). Графическое обозначение звука на письме (буква). Часть слова перед корнем (приставка).

  • «Почему?» Задание представляет собой ряд вопросов, целью которых является активизация мыслительной деятельности при воспроизведении полученных ранее знаний. Главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение. Таким образом, формируется умение строить связное высказывание в научном стиле.

Задания.

Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?

Почему оба слова написаны правильно? Чем отличаются слова: стукнете – стукните; вырастишь – вырастешь.

  • «Научите». Многие учащиеся отличаются равнодушием к процессу учения или отрицательным к нему отношением. Но если им передать часть полномочий преподавателя, ситуация меняется. Достаточно         учащимся   сказать: «Подскажите... Научите...». Сразу проявляется активность и желание работать.

  • «Ораторская   речь».    За   одну   -   две минуты учащийся убеждает весь класс в том,      что      изучение      этой      темы необходимо.

  • «Синквейн».     Этот    прием    помогает понять, как ученики усвоили материал урока.     Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:

           первая     строка – имя существительное  или

           местоимение,     обозначающее      предмет,    о

           котором пойдет речь;

            вторая строка   –    два   прилагательных    или  

           причастий, описывающих признаки предмета;

           третья строка  –  три    глагола,   описывающие

           действия предмета;

           четвертая   строка –  фраза  из   четырех   слов,

           выражающая отношение к предмету;

           пятая строка - слово-синоним к первому.

____

____     ____

____    ____    ____

____    ____    ____    ____

____

Она

Интересная, фантастическая.

Рассказывает, развлекает, воспитывает.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Книга.

4. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ.

Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

Например, на доске запись: Юля хорошо отвечала на уроке и Ты, Юля, сегодня хорошо отвечала на уроке. Сравнить: чем отличаются эти предложения, и перейти к теме урока «Обращение» в 5 кл.

Иногда такую мыслительную задачу можно поставить не в начале, а в середине урока. Например, при объяснении суффиксов существительных такую задачу можно поставить в ходе нового материала, а для названия темы оставить в тетради место и записать тему после. Иногда можно построить работу таким образом, чтобы вопросы, определяющие мыслительную задачу, исходили от учащихся. «Пришёл ко мне товарищ, поседел (посидел) у меня». Меняется смысл от одной только буквы.

Ясное определение вопроса, на который необходимо ответить, отчётливое определение задачи изучения, выдвинутой в начале урока или в ходе объяснения нового материала, возбуждают интерес учащихся к уроку.

5. Использование игр – Вот здесь на помощь приходят уроки – игры: «Подскажи словечко» (восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово содержало изучаемую орфограмму), «Тритий лишний» (развитие логического мышления), загадки (текст загадки должен содержать изучаемую орфограмму или пунктограмму), работу с сигнальными карточками дети тоже воспринимают как игровой момент, содержащий дух соревновательности. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Один человек часто ходил по делам через кладбище и днём и ночью, и это не вызывало у него негатива. Как-то поздним вечером он свалился в свежевырытую могилу. Накрапывал дождь, и после нескольких неудачных попыток выбраться, он решил подождать до утра, когда придут землекопы. Сел в уголке и уснул. Проснулся в полной темноте, оттого, что ещё кто-то свалился в эту же могилу и пытается выбраться. Первый и говорит: " Бесполезно, приятель, отсюда не выбраться!" В ответ он услышал топот быстро убегающего человека. В отличие от первого,  у того была сильная мотивация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы по повышению мотивации обучающихся, приводится план-конспект и презентация к уроку "Фразеологизмы"...

Формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка

В  статье  описываются цели, задачи, формы, методы  повышения  мотивации  обучающихся  к  изучению  русского  языка...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на педагогическом совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педагогическим совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Выступление на педагогическом совете «Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Выступление из опыта работы: " Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на  уроках русского языка и литературы"...