Методы повышения мотивации учащихся на уроках математики
статья на тему

Сентяков Владимир Александрович

В статье раскрыты современные методы и технические устройства, используемые для повышения мотивации учения, описаны виды программного обеспечения, которые способствуют положительной мотивации к изучению математики в основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы повышения мотивации учащихся на уроках математики

 Главной задачей педагогического процесса является развитие личности ученика. Деятельность учителя должна быть направлена ​​на создание в школе условий, в которых каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно. Формирование у ребенка мотивационной сферы играет важную роль в успешном овладении учебной деятельностью. Над этой проблемой всегда работает учитель, подбирая соответствующие для урока мотивационные установки.

Психологические аспекты мотивационного компонента в учебном процессе исследовались в работах С. В. Васильевой [1], Л. А. Рехтета [2], П.Я. Гальперина, В.В. Рубцова, М. В. Юраковой [4], Н.Ф. Талызина и др.

По их мнению, педагог для развития мотивации должен создать стимулирующую среду. Общие условия педагогического стимулирования надо сочетать с применением различных методических приемов, которые непосредственно влияют на мотивационный компонент урока. В частности, вводить информационные минутки о выдающихся ученых, математические понятия, приводить интересные факты, использовать нетрадиционные формы уроков и приемы педагогической техники.

Целью статьи – выявить средства мотивации к изучению математики школьниками на уроках.

 Для лучшего понимания темы рассмотрим ключевые понятия «мотив», «мотивация», «мотив обучения».

В психологии понятие «мотивация» рассматривается как система факторов, обусловливающих поведение, и как характеристика процесса, который поддерживает активность на определенном уровне [3, c. 32].

Мотив обучения (от фр. Motif – двигаю) – внутренняя побудительная сила, которая обеспечивает движение личности к познавательной деятельности, активизирует умственную активность. Мотивами могут быть потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. С психологической точки зрения мотивы являются внутренними двигателями учебной деятельности. От уровня сформированности мотивов во многом зависит успешность и результативность учения. Педагог, заботясь об организации и руководстве познавательным процессом, должен целенаправленно работать над формированием в учащихся действенных мотивов [4, с. 342].

Итак, мотивация – общее название процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования.

Как сформировать полноценную мотивацию – это замечательный механизм учебного познания? Поисками ответов на этот вопрос занимались и занимаются многие с педагогов и психологов.

Для воспитания глубокого интереса к знаниям можно использовать такую ​​систему мер:

1. Подбор учителем ярких фактов, интересных сведений, использование личных наблюдений учащимися, их представлений, фантазий;

2. Составление задач творческого характера;

3. Обучение умениям и навыкам работы с разной литературой;

4. Чтения научно-популярной литературы;

5. Организация соревнований, конкурсов и т. д.

Основная наша деятельность – это урок. Эффективным урок будет тогда, когда у  ученика возникло желание понимать, изучать новый материал, появилась заинтересованность работой, когда он становится соучастником учебно-воспитательного процесса. Поэтому заинтересовать изучением математики и поддерживать этот интерес у школьников является актуальной задачей для учителя математики на каждом уроке. Учебный материал учитель должен подать так, чтобы ребенок «увлекался им всем сердцем».

Сделать это учитель математики может, используя различные формы и методы организации работы, создавая атмосферу заинтересованности каждого ученика, как в своей работе, так и в работе всего классного коллектива; а также посредством стимулирования учащихся к использованию различных способов выполнения заданий на уроке без опасения ошибиться, получить неправильный ответ. Обсуждать с учениками в конце урока не только то, «о чем узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Объявляя домашнее задание, учитель должен сообщить не только содержание и объем, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, которая обеспечит качественное выполнение домашнего задания [3, c. 35].

Учитывая вышесказанное можно определить несколько способов и методов мотивации интереса к обучению математике у учащихся:

1. Использование эффекта удивления;

2. Создание проблемной ситуации;

3. Эвристическая беседа;

4. Использование аналогии, сравнения, противопоставления;

5. Создание ситуации заинтересованности;

6. Познавательные игры;

7. Использование учебных дискуссий;

8. Создание ситуации свободного выбора учащимися учебного задания;

9. Создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний;

10. Создание ситуации увлеченности;

11. Использование метода анализа жизненных ситуаций;

12. Создание на уроке ситуации успеха;

13. Формирование у учащихся мотивов долга и ответственности в учении;

14. Использование исторического материала;

15. Применение нового математического факта;

16. Использование метода целесообразных задач;

17. Использование наблюдений, подражания, измерения, эксперимента;

18. Применение открытой информации на уроках математики;

19. Решение практических задач;

20. Применение наглядности;

21. Использование инновационных технологий [4, c. 344-345].

Конечно, можно говорить о важности того, что изучается, для общего развития учащихся и об экзаменационных требованиях. Но главное – показать школьникам, что тема, которая рассматривается, тесно связана с другими предметами и имеет прикладной характер.

Итак, мотивация обучения математике – это система познавательных мотивов, то есть совокупность, комплекс всех побуждений к знаниям, любознательности, познавательной потребности, учебной деятельности, интереса к научному познанию и поиску истины.

Урок математики должен создать широкие возможности для развития умственных способностей младших школьников: памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, информационной культуры; формирования первичных умений доказательно рассуждать и объяснять свои действия, математизировать реальные ситуации. Обучение математике тесно связано с формированием речевой культуры учащихся, которая обогащает учащихся математической терминологией, а также необходимым для ее усвоения словарным запасом.

Учитель поддерживает познавательный интерес различными приемами, средствами, методами, воспитывает в учащихся сначала интерес к непосредственной деятельности во время урока, тем самым обеспечивает постепенное перерастание его в интерес к умственной деятельности, новым знаниям вообще и, в частности, по математике.

Формирование мотивации к обучению математике зависит, прежде всего, от учителя, от уровня его творчества, мастерства, способности достучаться до каждого сердца.

Список использованной литературы

  1. Васильева С. В. Приёмы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся при обучении математике // Мир современной науки. 2014. №4 (26) – С.35-40.
  2. Рехтета Л. А., Майстренко А. Р. Формирование мотиваций обучения младших школьников на уроках математики // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7-2 – С.69-70.
  3. Цыренова В. Б., Абашеева А. А. Формирование познавательной мотивации старших школьников при обучении математике // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №2 (49) – С.32-39.
  4. Юракова М. В. Мотивация в процессе обучения математике // Вестник Брянского государственного университета. 2011. №1 – С.340-346.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения мотивации учащихся на уроках математики

Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ни...

Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов

Презентация об опыте работы  педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе...

Статья. "Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-изыскательских методов".

Создание системы по повышению мотивации у учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов....

Моя методическая тема "ИКТ - как средство повышения мотивации учащихся на уроках математики"

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые ...

Анализ работы методического объединения по повышению мотивации учащихся на уроках математики и информатики.

Анализ работы по повышению мотивации учебной деятельности на уроках математики и информатики с различными категориями учащихся....

Использование активных методов обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Данный материал является выступлением на семинаре для учителей иностранного языка ОУ Высокогорского муниципального района РТ по теме "Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС н...

Повышение мотивации учащихся на уроках математики

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе?...