Технология Дебаты, модифицированная
методическая разработка на тему

Саблина Анна Николаевна

Материал о возможностях модификации технологии Дебаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debaty_modifitsirovannye.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Саблина А.Н.

МБОУ «Школа № 9»

г. Нижний Новгород

Использование модифицированной технологии «Дебаты»

на уроках истории и обществознания.

Когда ученики уже знакомы с основным материалом той или иной  темы, можно на уроке обобщения и систематизации изученного сформировать целостное восприятие событий, дать эмоционально-нравственную оценку деятельности  исторических лиц.

Поставленные цели эффективно достигаются при использовании одного из словесных методов – дискуссии. Дискуссия помогает упорядочить и закрепить материал, а также наилучшим образом позволяет стимулировать познавательную активность учащихся. Кроме достижения предметных результатов, такая форма проведения урока способствует формированию УУД:

Личностных – формирование осознанного отношения к фактам отечественной истории и, соответственно, осознанного патриотизма и гражданской позиции;

– развитие способности к рефлексии (путем оценивания поступков других людей; выработанные критерии переносятся, в конечном итоге, на собственное поведение).

Коммуникативных – развитие навыков ведения дискуссии;

– освоение правил построения выступления;

– отработка четкости формулировок;

– развитие речевой культуры ;

– умение слушать оппонента;

– отработка взаимодействия в группе;

Познавательных – развитие навыков конспектирования на слух;

– тренировка ощущения времени (регламент выступления);

выработка навыков создания логически связного и непротиворечивого текста и т.д.

Регулятивных – выработка линии защиты своей позиции;

– составление плана выступления;

– оценка сильных и слабых сторон своей работы и выступления оппонентов.

Дискуссия – это один из эвристических методов, частично-поисковый. Для решения поставленной задачи учащиеся не только используют имеющиеся знания в новых условиях, но и «добывают» новое знание самостоятельно – в процессе предварительной подготовки и в ходе обсуждения. Эвристичность работы обеспечивает прочное, творческое усвоение знаний.

Учителю дискуссия помогает получить информацию о глубине и систематичности знаний, об особенностях мышления учащихся, подсказывает дальнейшее направление работы.

На уроке используется технология «Дебаты». Международная программа «Дебаты» Карла Поппера, основанная Институтом «Открытое общество», существует с 1994 года.

В игре две команды по три человека обсуждают заданную тему. При этом одна команда утверждает тезис, другая – его опровергает. Победа присуждается той команде, которая набрала больше очков. Оцениваются глубина и разнообразие аргументации, логичность и структурированность выступления, культура речи. Каждый из игроков (спикеров) имеет свою задачу:

первый – заявляет позицию своей стороны и выдвигает аргументацию;

второй – опровергает точку зрения оппонентов, выдвигая контраргу-

      менты,  и усиливает позицию своей команды;

третий – подводит итоги, проводя сравнительный анализ аргументов

     сторон, доказывая свою правоту.

Выступления спикеров строго регламентированы (6, 5, 5 минут соответственно). Отдельно выделяется время на обмен вопросами. Особенностью игры является то, что команды не должны прийти к компромиссной позиции, они до конца отстаивают свою точку зрения.

Темы уроков-дебатов по истории могут быть такие: «Восстание декабристов – подвиг или преступление?», «Был ли неизбежен переход власти в руки большевиков?», «Победа в Великой Отечественной войне достигнута благодаря или вопреки существовавшей политической системе», «Иван Грозный сыграл положительную/отрицательную роль в истории России».

Темы дебатов по обществознанию: «Образование мальчиков и девочек должно быть раздельным», «Глобализация – это благо/зло», «Ужесточение наказания способствует/не способствует снижению преступности» и т.д.

Для более подробного знакомства с правилами «Дебатов» рекомендую пройти по ссылке. https://nsportal.ru/user/39176/page/tehnologiya-debaty 

При всех своих достоинствах, в классическом виде игра мало подходит для использования на уроке. Главным недостатком является ограниченное число участников.

Уроки – «Дебаты» проводятся обычно в старших классах, в 8-9 классах (или раньше) происходит освоение этой формы работы, понимание особенностей деятельности учащихся на каждом из этапов урока, оформляется оптимальная структура урока. Одна из рабочих задач урока – освоить технологию, расширить круг участвующих в дискуссии.

Модифицированный вариант, используемый нами на уроке, позволяет охватить, фактически, всех желающих принять участие в дискуссии. Он имеет следующие особенности:

1. Вводится этап групповой работы (выработка единой линии защиты на основе домашних заготовок);

2. В «классических» дебатах нет «коллективного» спикера. Но нам необходим максимальный охват участников. Вводится этап, на котором все желающие приводят дополнительные аргументы, подтверждающие правоту своей команды, а главное – опровергают аргументы оппонентов.

3. На этапе обмена вопросами между командами с целью выявить слабые места в аргументации оппонентов также высказываются все желающие.

4. Сохраняется выступление первых спикеров, а также спикеров,  подводящих итоги игры.

Таким образом, выстраивается следующая структура урока в 8-9 классах:

  1. Оргмомент –  0,5 – 1 мин
  2. Работа в командах – 5 мин
  3. Выступление спикера команды утверждения  – 5 мин
  4. Выступление спикера команды отрицания – 5 мин
  5. Учащиеся из  команды отрицания задают вопросы, учащиеся из команды утверждения – отвечают – 10 мин
  6. Учащиеся из  команды утверждения задают вопросы, учащиеся из команды отрицания – отвечают – 10 мин
  7. Подведение итогов (спикер утверждения) – 3 мин
  8. Подведение итогов (спикер отрицания) – 3 мин
  9. Заключительное слово учителя – 3 мин

Уроки-дебаты в 5-7 классах имеют свои особенности. Технологию необходимо адаптировать к возрасту и способностям учеников:

1. Для работы выбираются достаточно простые темы.

2. На уроке отводится достаточно большое время –  около 10-15 минут – на коллективное обсуждение аргументов для защиты позиций команды.

3. Бо´льшая роль учителя как организатора игры.

Дети еще не умеют «чувствовать» время – или слишком растягивают выступление, или сокращают, так как боятся не успеть. Задача учителя – не просто следить за временем, а помогать – подсказывать, сколько времени осталось, надо ли ускориться.

Учитель обязательно записывает аргументы команд на доску, так как не все дети умеют быстро законспектировать.

Задачу третьего спикера также, при необходимости, выполняет учитель.

Необходимо показать (по возможности, совместно с классом):

- какие были выявлены наиболее значимые противоречия в выступлениях команд;

- какие аргументы были убедительнее;

- на что еще можно обратить внимание.

Структура урока в 5-7 классах несколько отличается:

  1. Оргмомент –  0,5 – 1 мин.
  2. Работа по командам – 10 мин.
  3. Выступление спикера первой команды – 5мин.
  4. Выступление спикера второй команды – 5мин.
  5. Обмен вопросами – 5 мин.
  6. Выступление первой команды (коллективное) – 6 мин.
  7. Выступление второй команды (коллективное) – 6 мин.
  8. Подведение итогов  первой команды – 2 мин.
  9. Подведение итогов второй команды – 2 мин.
  10. Заключительное слово учителя – 3 мин.

Подведение итогов игры

В игре на уроке не определяется победившая сторона.

Так как одна из задач урока – обучение ведению дискуссии, в заключительном слове учителя, конечно, необходимо указать, какие ошибки были допущены в выступлениях команд, в чем достигнут успех.

Кроме того, оценивается личный вклад каждого в работу команды. Положительными оценками отмечаются лучшие, максимально проявившие ораторские способности и показавшие высокий уровень владения фактическим материалом и умение его анализировать.

Обратная связь

Особенностью обратной связи на уроке – «Дебаты» является то, что учитель имеет много возможностей для наблюдения за поведением учеников без вмешательства в их деятельность.

Наблюдение возможно в ходе группового обсуждения:

  • кто является лидером, кто – аутсайдером,
  • насколько дружная работа,

в ходе коллективных выступлений:

  • насколько ученики активны,
  • много ли участников дискуссии,
  • к кому обращаются при ответе – к учителю или к оппонентам,
  • характер выступлений: глубина, аргументированность, разнообразие подходов, знание фактов,
  • эмоциональный накал игры.

Результаты наблюдений позволяют определить:

  • степень усвоения учебного материала,
  • степень заинтересованности учеников, насколько им интересен, материал и формулировка темы,
  • степень овладения культурой ведения дискуссии.

Интересны для учителя и последние выступления команд. Они максимально показывают, насколько ученики смогли понять позицию оппонентов, смогли ли не просто опровергать отдельные положения, а понять логику доказательств и увидеть коренные противоречия во взглядах сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология:"Дебаты"

В данной методической разработке представлен один из видов новых педагогических технологий "Дебаты"...

Презентация. Проблема демографического взрыва в развивающихся странах.10 класс. Технология "Дебаты"

В 10 классе ученикам нужно давать возможность рассуждать,  аргументировано доказывать свою точку зрения с применением их навыков исследовательской работы и с мультимедийными проектами.  Техн...

Презентация " Технология "дебаты"

Данная презентация поможет классному руководителю  изучить технологию дебатов и  успешно применятьеё в воспитательной работе....

"The Internet: For and Against” (урок с применением технологии дебатов)

Урок разработан для учащихся 8-го класса Б (углублённое изучение языка, 4 часа в неделю)УМК “Английский язык” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 8 класса общеобразовательных школ и...

Мастер-класс Дискуссионные формы обучения:технология дебатов

Цель данного  мастер-класс: научить приемам организации и проведения дебатов в рамках уроков и внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме. В рамках мастер к...

Использование новых технологий при обучении устной речи учащихся по иностранному языку в т.ч. технологии “Дебаты”.

Данная работа познакомит читателя с такими понятиями как социальная и стратегическая компетенция, тактика и стратегия общения, с тем, что из себя представляет монолог и диалог. Одна из новых педагогич...

Технология-модерационный семинар, Технология-Дебаты

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Ге...