Игровые технологии на уроках математики
материал на тему

Елимешина  Светлана Владимировна

Размышления о роли игры на уроках математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_matematiki.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Игровые технологии на уроках математики

Формирование  и  развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне  развитой личности. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением . Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Особенностью игровой технологии является то, что её разработка и применение требуют величайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает учащихся к творческому участию в разработке технологического инструментария, составлению технологических чётких форм обучения и воспитания. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные изменения в ход технологических процессов. Понятие» игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра  обладает существенным признаком чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая  форма занятий создаётся на уроке при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Задача учителя  - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся,  формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Учитель должен удивляться красоте и мощи  математических методов и заражать этим своих учеников, помнить, что встречаясь даже с одарённым учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего,  всесторонне развитую личность. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, творческие способности. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.» Л.Н.Толстой.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся  учащимся , чем будничные учебные занятия.

Методы и формы развития творческой деятельности учащихся на уроке.

  1.Использование дидактических игр.

Огромное значение для развития творческой деятельности учащихся играют дидактические игры, которые можно использовать на различных этапах урока. Определение места игры в структуре урока и сочетание  элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций  дидактических игр и их классификации. Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащийся, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком-наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровой замысел первый структурный компонент игры выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока разнообразна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

2. Занимательные задачи.

   Усталость - одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся можно с помощью занимательных задач. Занимательная задача-это настоящая математическая задача, только с нестандартным решением. Такие задачи полезны для развития гибкости ума, выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету.

                   Виды игр на уроках математики.

  По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация.  

По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые, воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, психотехнические, обобщающие.

 По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.

 По игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные, со средствами передвижения, комнатные, ТСО, на местности.

Значение игровых форм и методов обучения

 Ролевые, имитационные и другие игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

  Стимулирование мотивации и интереса:  в области предмета изучения;  в общеобразовательном плане;  в продолжении изучения темы;  

Поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например:  фактов, образа или системного понимания;  расширенного осознания различных возможностей и проблем;  последствий в осуществлении конкретных планов или возможностей;

 Развитие навыков:  критического мышления и анализа;  принятия решений;  взаимодействия, коммуникации;  конкретных умений;  готовности к специальной работе в будущем;  

Изменение установок:  социальных ценностей;  восприятия интересов других участников, социальных ролей;  

Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:  оценка преподавателем тех же умений участника;  осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

 Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

 Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: путешествие, дискуссии, пресс-конференции и др. Чтобы возбудить интерес к счету, можно применить следующие ролевые игры: «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Рыбалка».

В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Примеры игр: «Строитель», «Магазин», «Почта».

Особенно учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие    формы можно почерпнуть из телевизионных игр.

Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, Урок- К ВН,  Урок-путешествие,

Урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», Морской бой».

Пример игровой формы начала урока

Легенда Один восточный владыка, просвещенный, мудрый, пожелал узнать все о математике всех времен и народов и повелел своим приближенным через 5 лет предоставить все о математике. Миновало 5 лет, перед дворцом выстроился караван верблюдов, конца которого не было видно. На каждом верблюде было по двадцать толстенных томов. - Что это? – удивился правитель. - Это всемирная математика. Рассердился владыка, ведь и жизни ему не хватит все это прочесть. И велел он им самое главное в течение года. Минуло назначенное время, и снова показался у стен дворца караван. И было в нем всего десять верблюдов и на каждом по двадцать томов. Еще больше разгневался владыка. - Пусть напишут мне самое-самое главное. - Сколько времени нужно? - Завтра. - О владыка! Едва солнце взошло, владыка потребовал к себе мудреца. Мудрец держал в руках маленький ларец. - Ты найдешь в нем, о владыка, самое главное в математике. Правитель открыл и увидел на бархатной подушке маленький клочок пергамента. Там была всего лишь одна фраза: «Математика – это…»

Закончить эту фразу смогут обучающиеся, которые выполнят индивидуальное задание. (доказательство)

 Начало урока – цель

 В Америке несколько десятилетий назад была объявлена премия автору, который напишет книгу «Как человек без математики жил». Премия осталась невыданной. По-видимому, ни один из авторов не сумел изобразить жизнь человека без всяких математических знаний.

Цель сегодняшнего урока – максимально использовать все свои знания по теме для более короткого и рационального решения задач.

 Тема урока Что такое дробь?

 Разгадать ребус.

 

Значение игровых форм  и методов обучения.

Доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

-стимулирование мотивации и интереса  в области предмета изучения, в общеобразовательном плане.

-развитие навыков,

С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков  самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые технологии на уроках математики

о применении игровых технологий на уроках математики, примеры применения на конкретных уроках...

Использование игровых технологий на уроках математики

Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....

Игровые технологии на уроках математики

Научно-исследовательская работа по теме 2Игровые технологии на уроках математики"...

Игровые технологии на уроках математики

Творческая работа по теме "Игровые технологии на уроках  математики"...

Статья "Игровые технологии на уроках математики"

В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...