материал с Креатив-фестиваля "Инновации будущего"
проект на тему

Иванова Мария Александровна

Таксономия Б.Блума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taksonomiya.docx249.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –http://www.admkumertau.ru/wp-content/uploads/2012/01/UAS.png

                  средняя общеобразовательная школа  р.п. Пушкино

Советского района Саратовской области

413220, Саратовская область,

Советский район,  р.п.Пушкино

Ул.60 Лет Октября, 2                                                                                                       т. 8(845-66)6-21-49,

                                                                                                                                      E-mail –  den-lg5@mail.ru

Разные возможности – высокий результат

Дидактические материалы при подготовке к ВПР по русскому языку для учащихся 5  класса

(Разноуровневые задания по таксономии Б.Блума)

C:\Users\Dmitriy\Desktop\1111111.jpg

                                                       Составитель:

                                                        Иванова Мария Александровна,

                                                        учитель русского языка и литературы

 

Пушкино

2018 год

Пояснительная записка

      Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знаний непременно дадут всходы.

В современном образовательном процессе является актуальным вопрос не только о передаче знаний от педагога к ученику, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Поэтому требования к современному образованию далеки от простой передачи знаний одного лица другому. В настоящее время ученику нужно передавать не столько готовую информацию, сколько методы её получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает методами извлечения знаний, необходимые ему для дальнейшего саморазвития.

Сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые способны быстро адаптироваться к любым обстоятельствам, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде.

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание –усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогонозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.

Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС основного общего образования за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Результаты ВПР осенней сессии меня огорчили, и я задумалась над проблемой того, как помочь учащимся успешно написать ВПР весенней сессии.  Сначала я подробно изучила работы, которые писали мои пятиклассники, сравнила задания, форму и направленность вопросов, обратила внимание на объем работы и отобрала из массы существующего материала те пособия, которые посчитала наиболее актуальными.  Уже со второй четверти у нас началась подготовка как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

        При отборе заданий опирались на следующие  принципы:

  1. Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
  2. Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
  3. Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

Именно опираясь на третий принцип, я и решила разработать систему разноуровневых заданий по таксономии Б.Блума.

Уровни учебных целей представлены в виде пирамиды:

http://edu.convdocs.org/tw_files2/urls_10/234/d-233154/233154_html_5880e427.jpg
          

                       

Разноуровневые задания при подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе


1 уровень (задание 4,5)

1. Знание

Воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы

Ключевые слова в заданиях: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.

1.Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.  Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении

  1. Чайка купалась в синих волнах воздуха.
  2. Мы привязали длинные лески к деревцам молодой ольхи.
  3. На стене висели две старинные картины неизвестного художника.
  4. Скоро зацветёт черёмуха, защёлкают голосистые соловьи.
  5. Мороз рисует на стекле веточки тропических растений
  6. Чайка кружилась над зелёной волной, высматривала в ней рыбку.
  7. Мы смотрели фильмы и ели мятные пряники.

Первая часть ВПР включает в себя переписывание текста, поэтому на уроках мы  постоянно используем орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых, также использовали задания электронных программ «Отличник» и «Семейный наставник». В системе веду работу над ошибками, используя таблицу «Работа над ошибками».


2 уровень (задание 5,6,7)

Понимание

Объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.

1.Выпишите предложения с прямой речью. (занки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания.  Составьте схему предложения.

1) Антон рассказал о том как в цирке впервые увидел настоящего африканского льва

2) Экскурсовод произнёс Перед нами африканский лев по прозвищу Уилл

3) На уроке мы узнали что львы являются одними из самых крупных представителей семейства кошачьих

4) По мнению ученых находка сможет дать ответы на многие вопросы о происхождении пещерных львов

2. Выпишите предложения, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены).  Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Я всегда радуюсь приближению осени.

2) Замечательная пора наступила дорогие друзья!

3) Мы чувствуем запах смолистых почек и коры деревьев.

4) У входа в нору начинались густые заросли.

3. Выпишите предложения, в котором необходимо поставить запятую.(Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дождь бил по стёклам стучал по водосточной трубе.

2) В небе стояли белые громады кучевых облаков.

3) В просветах облаков пробивается луч солнца.

4) Я увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

Уровень 3 ( 3,12)

Применение

Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.

1.Поставьте знак ударения в следующих словах.

Брала, джемпер, простыня,компас.

Пояла, километр,позвоним, форзац.

Цемент, шарфы, жаворонок,ждала.

Ворота, инженер, торты, фарфор

Красивее, документы, положу, искра.

2.Найдите антоним к слову

- «небрежно»

- «легко»

-«узко»

Уровень 4 (8,9,10,11)

 Анализ

Вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

Следующие задания: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.

К заданиям данного уровня относится работа с текстом, который предстален в работе.

Необыкновенно красивы и нежны колокольчики сон-травы, широко раскрывающиеся навстречу солнечным лучам с ярко-желтыми внутри тычинками. Необыкновенно ласково и нежно само растение сон-трава, сплошь одетое густым седоватым пушком, серебрящимся на солнце.

Еще лежит в низинах, дышит подвальным холодом снег, еще черны частые осинники и схватывают открытые полянки ночные морозцы, а уже пробуждается, цветет на песчаных пригорках красавица сон-трава. С трогательной отвагою переносит она апрельские холода, складывая с заходом солнца пушистые лепестки колокольчиков, словно бы засыпая на ночь.

Днем в раскрывшихся цветах возятся, перебирают лапками тычинки толстые, еще сонные шмели. От цветов исходит несильный, но удивительно свежий, тонкий и нежный аромат.

Летом пригорки в бору зарастают, и не сразу найдешь на них весенний первоцвет - сон-траву. Она как бы уходит, прячется до следующей весны.

Материнские ласковые руки напоминает мягкая и пушистая, всегда теплая сон-трава. (По И. Соколову-Микитову.)

1. С чем автор сравнивает сон-траву и почему?

2. В предложениях 5-7 найдите слово со значением «едва уловимый». Выпишите это слово.

Уровень 5

 Синтез

Пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.

Направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать

Задание

1.Определите и запишите основную мысль текста.

2. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-4.

Уровень 6

 Оценка

Оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать.

1. Творческая работа. 


Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: прилагательные, существительные . (Пример ответа: чистый, свежий, липнущий и липкий и т.д.). Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.

Главное, в чем нуждаются учащиеся в период  написания ВПР – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

- опираться на сильные стороны ребенка;

- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Хвалите детей чаще! Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах.

Список использованной литературы
Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Руководство для учителей. Третий (базовый) уровень. 3-е издание – АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
  2.  Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.
  3. https://ru.wikipedia.org/ -Википедия. Свободная энциклопедия. «Таксономия Б.Блума».
  4. http://studopedia.net/9_52211_urovni-poznavatelnih-protsessov-po-bC-blumu.html - Студопедия. Уровни познавательных процессов по Б.С. Блуму.
  5. Большая подборка ресурсов в помощь учителю для использования Таксономии Блума в блоге Ларри Ферлаццо The Best Resources for Helping Techers Use Bloom's Taxonomy in he Classroom  
  6. Bloomin' Apps,  сайт Кэти Шрок
  7. Bloom's Taxonomy, подборка ресурсов на Pinterest 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контролирующий материал по теме: «Прошедшее и будущее продолженное время»

Материалы текущего контроля предназначены для проверки знаний и умений студентов уметь использовать прошедшее и будущее продолженное время, составлять с ними предложения, переводить с английского на р...

Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

Разрезной материал для 6 класса по теме простое будущее время

данный материал помогает закрепить в игровой форме грамматический материал по теме простое будущее время...

Выступление учащихся 6А, 6Б классов ГБОУ ШКОЛЫ № 41 имени Григория Алексеевича Тарана с презентацией материала по теме- Моя будущая профессия

Учащиеся 6 А, 6 Б классов ГБОУ Школы № 41 имени Григория Алексеевича Тарана выступили перед аудиторией и рассказали о своей будущей профессии с добавлением своих рисунков и фотографий из личного альбо...

Диагностический материал по теме "Будущее начинается уже сейчас"

Контрольная работа по немецкому языку 9 класс 3 четверть (лексика, грамматика)...

Будущее простое время. Рассказ о будущем простом времени по плану. Теоретический материал.

Будущее простое время. Рассказ о будущем   простом времени по плану. Теоретический материал.Цель: научиться рассказывать о будущем простом времени по единому плану для всех времён глаголов:П...