Личностно-ориентированные коммуникативные технологии как средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы (из опыта работы)
статья на тему

Мартынова Марина Владимировна

Cтановится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей обучающихся: коммуникативной, информационной, социальной и компетентности в сфере личного самоопределения. В рамках теории личностно-ориентированного обучения данные технологии рассматриваются как педагогические технологии, способствующие проявлению творческой активности обучаемого и развитию его как целостной интегральной личности, в природной сущности которой заложены стремления к личностному росту, творчеству, самовыражению, реализации своего потенциала, проектированию собственной жизни.

В статье  рассмотрен опыт формирования компетентностей обучающихся посредством применения в образовательном процессе личностно-ориентированной коммуникативной технологии «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированные коммуникативные технологии как средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы.

Мартынова Марина Владимировна

Тихонова Елена Владимировна,

методисы методического отдела

Государственное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района

На современном этапе развития общества в то время, когда расширяются масштабы межкультурного взаимодействия и  возникают многочисленные культурологические связи, происходит перераспределение ценностных ориентиров и мотиваций человека. В данных условиях формирование ключевых компетентностей подрастающего поколения выходит на первый план.  

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в различных областях деятельности, что будет способствовать  успешной реализации личности в условиях современной социально-экономической ситуации. Соответственно, становится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей обучающихся: коммуникативной, информационной, социальной и компетентности в сфере личного самоопределения. В рамках теории личностно-ориентированного обучения данные технологии рассматриваются как педагогические технологии, способствующие проявлению творческой активности обучаемого и развитию его как целостной интегральной личности, в природной сущности которой заложены стремления к личностному росту, творчеству, самовыражению, реализации своего потенциала, проектированию собственной жизни [5].

Проанализируем возможность формирования компетентностей обучающихся посредством применения в образовательном процессе личностно-ориентированной коммуникативной технологии «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета», разработанной методистами ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района. Технология универсальна и может использоваться как на занятиях в объединениях дополнительного образования, так и на уроках гуманитарного цикла в школах с обучающимися от 13 лет и старше. Этот период  развития подростков связан с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Эти кризисы характеризуются поиском и выбором новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру, стремлением к самостоятельности и независимости. Подросток стремится расширить свои права, делать то, что хочет он сам. В результате чего прямое воспитательное воздействие взрослых на ребенка не приносит должных результатов, а рождает конфликты. Поэтому в этот период для работы с подростками педагогу будет полезно использовать технологию «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета». Использование метафоры (притчи), как основы дискуссии, и наглядное моделирование данного сюжета дает возможность педагогу опосредованно влиять на формирование ценностных установок; позволяет достаточно быстро донести до подростка необходимую информацию, представленную в символической форме, и сформировать объективное суждение у большинства учащихся по заявленному вопросу; помогает подростку по-новому осмыслить привычные предметы и явления. Все это является преимуществами данной технологии.

Новизна технологии заключается в особой форме подачи метафорического материала: во время изложения истории используется наглядная демонстрация описанного сюжета. Это делает процесс восприятия и осмысления подростком информации более эффективным.

Целью технологии является формирование комплекса компетентностей обучающихся посредством достижения максимальной степени согласия участников дискуссии по обсуждаемому вопросу/проблеме и расширению представлений  подростков в рамках заявленной темы.

Технология состоит из шести этапов. Этап первый подготовительный -  подготовка предметов для моделирования сюжета, помещения, слайдовой презентации. Этап второй - знакомство с темой занятия (постановка задачи), прием актуализации представлений учащихся по заданной теме Этап третий - рефлексивная  диагностика. Этап четвертый - рассказ истории (метафоры) с параллельным моделированием описанного сюжета. Этап  пятый - дискуссия. Этап шестой - контроль и оценка результатов. Все этапы технологии способствуют формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Прием актуализации представлений учащихся по заданной теме на втором этапе технологии предполагает развитие информационной компетентности, особенно при использовании данной технологии на уроках гуманитарного цикла, когда учащиеся заранее самостоятельно отбирают материал по заявленной теме, анализируют и транслируют информацию на уроке, используя слайдовые презентации. Во время дискуссии формируется социальная  компетентность, она включает в себя наличие развитой способности находить компромисс между собственными целями самореализации и целями других людей. Рефлексивная диагностика способствует развитию Компетентности в сфере личностного самоопределения,  она  помогает обучающемуся осмыслить свое место в мире, сделать выбор ценностей, целей, определить смысл своих действий, получить опыт самопознания.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология способствует формированию основных компетентностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Технология апробирована педагогами дополнительного образования на занятиях в объединениях Дворца: «Медиаграмотность», «Социальное проектирование» и на уроках литературы в 7 классах СОШ Московского района. Количество участников в группах было различно - 12, 25 и 60 чел. в возрасте от 13 до 17 лет. Тематика затрагивала вопросы ценностных ориентаций обучающихся: личных, семейных и коллективных ценностей. Анализ проведенных мероприятий показал, что цель технологии была достигнута во всех случаях, информационно-коммуникативная составляющая способствовала обогащению  и расширению коммуникативных ресурсов обучающихся, формированию ценностных ориентаций, формированию адекватного социального поведения и умения работать с информацией. Однако, в результате анализа были выявлены следующие  риски:

Риск первый. Подросткам при использовании глубоких метафор сложно осознавать их смысл, а затем выходить на необходимое педагогу умозаключение. Поэтому использовать данную технологию рекомендуется с детьми от 13 лет и старше с достаточно развитым образным мышлением или использовать метафоры простые для понимания.

Риск второй. Существуют метафоры, которые сложны для демонстрации сюжета. В данной технологии необходимо использовать метафоры, легкие для моделирования.

Риск третий. Использование данной технологии без учета специфики количественного и возрастного состава участников негативно сказывается на результате.

Педагогу особенно необходимо обратить внимание на эти параметры при подготовке занятий по темам, направленным на формирование ценностных ориентаций подростков. Поэтому применять данную технологию на этих занятиях рекомендуется

•        с учащимися от 15 лет и старше, в связи с тем, что данная тематика для них становится наиболее актуальной,

•        в группах не более 30 чел. (лучше – 15 чел.), это обусловлено тем, что данные темы требуют от педагога создания особой атмосферы открытости и доверия, что при проведении мероприятий с большими группами трудно осуществимо.

Риск четвертый. Эффективность достижения цели технологии падает, если педагог не обладает достаточным уровнем знаний в области возрастной психологии и психологии личности,  и не умеет применять эти знания на практике. Поэтому важно учитывать квалификацию педагога.

Таким образом, учитывая все риски и возможности личностно-ориентированных коммуникативных технологий, можно  и необходимо использовать их как эффективное средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы.

В настоящее время ознакомиться с методическими описаниями личностно-ориентированных коммуникативных технологий, разработанных и апробированных педагогами Дворца детского и юношеского творчества Московского района, и  видеофильмами к ним можно на сайте городского педагогического проекта «Современные педагогические технологии: от теории к практике»[3].

Литература:

  1. Ресурсный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования/Материалы Межрегиональной научно – практической конференции. – Новосибирск, 2012.
  2. Сайт Федеральный государственный образовательный стандарт  Режим доступа: http://standart.edu.ru/
  3. Сайт интернет- ресурса городского педагогического проекта «Современные педагогические технологии: от теории к практике». Режим доступа: http://ped-tehnology.blogspot.ru/p/blog-page_22.html
  4. Сайт ДД(Ю)Т Московского района. Режим доступа: http://ddut-mosk.spb.ru/p291-page.html
  5. Сайт Диссертации России. Раздел Педагогические науки. Теория и методика профессионального образования. Диссертация «Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий обучения студентов педагогического вуза» Акопян Марина Артавазовна. Режим доступа: http://www.dslib.net/
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. СПб., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...

статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)"

Статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе" предназначена педагогам и раскрывает систе...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся

В презентации кратко представлена структура работы по формированию проектно-исследовательских компетенций обучающихся...

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры...