Классификация профессий
статья (9, 10, 11 класс)

С целью помочь человеку сориентироваться в конкретных вариантах выбора,учеными создаются различные классификации профессий. Они помогают разобраться в том,что именно каждая профессия требует от человека и как человек желает самовыразиться через профессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_professiy.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИЙ

С целью помочь человеку сориентироваться в конкретных вариантах выбора, учеными создаются различные классификации профессий. Они помогают разобраться в том, что именно каждая конкретная профессия требует от человека и как человек желает самовыразиться через профессию.

В западной культуре получила распространение следующая классификация.

Согласно теории, разработанной американским психологом  Дж. Холландом, существует 6 типов людей, различающихся по тому, какая профессиональная среда им ближе, и соответственно 6 типов профессиональной среды.

В каждом из типов профессиональной среды действует больше людей соответствующего типа, отличающихся по предпочтениям, интересам, склонностям, жизненной позиции. Люди стремятся решать такие проблемы, которые соответствуют их запросам, ищут такое окружение, которое позволило бы им реализовывать свои навыки и способности, выражать свои убеждения, получать удовлетворение от того, что их ценят как специалистов в своем деле.

Жизненный путь человека включает в себя поиск наиболее благоприятной профессиональной среды, максимально отвечающей его индивидуальному запросу.

Естественно, что каждый человек обладает личностными свойствами, характерными для всех шести типов, но доминируют при этом черты одного или нескольких типов, оказывающие наибольшее влияние на профессиональную жизнь человека.

Что это за типы? Опишем их коротко, не забывая об условности всех классификаций, тем более об условности разделения людей на типы, пусть даже профессиональные.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ТИП

Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными объектами (вещами, животными, машинами, станками, инструментами) и их практическим использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости, точности. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности.

Терпимо относятся к требованиям, которые предъявляет служба в организациях, предполагающих строгую иерархическую подчиненность и авторитарность (милиция, вооруженные силы, службы охраны и безопасности).

В интеллектуальной сфере в большей степени преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулированию и изложению мыслей развиты слабее. Обладают упорством, уверенностью в себе, не любят длинных разговоров и обсуждений, предпочитают четкую регламентацию работы. Консервативны, поддерживают традиционные ценности, неохотно принимают новые, необычные идеи.

Чаще люди этого типа выбирают и соответствующие своим потребностям виды деятельности. Это, например, профессии строителя, отделочника, механика, электрика, инженера, агронома, садовода, ветеринара, водителя, кондитера, повара и другие, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение для них не является особо значимым, оно связано с необходимостью приема и переработки информации.

Более всего несхожи с социальным типом (см. ниже), взаимодействие с представителями которого может вызывать недружелюбную реакцию. Наиболее близки к интеллектуальному и конвенциональному типам и предпочитают совместную работу именно с ними.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ) ТИП

Профессионалы данного типа отличаются эрудированностью, любознательностью, независимостью, оригинальностью суждений, склонностью к анализу и размышлениям, рационализмом; критически подходят к нормам и правилам, принятым в обществе; предпочитают длительные размышления необдуманным действиям.

Они обладают способностью собирать и анализировать информацию, удачно формулировать и излагать мысли, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: эколог, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Для них характерен выбор таких мест работы, которые предполагают определенную свободу действий. Однако представители данного типа часто настолько поглощены работой, что понятия хобби и работы для них могут сливаться воедино, а разница между рабочим временем и свободным стирается. Межличностные отношения в профессиональной деятельности для них также часто играют незначительную роль. Более всего они несхожи с представителями «предприимчивого» типа.

АРТИСТИЧЕСКИЙ ТИП

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на принятые в обществе социальные нормы, не ожидают безусловного одобрения своей деятельности, обладают собственным (часто сложным и противоречивым) взглядом на жизнь, высокой гибкостью и скоростью мышления, сильной эмоциональной чувствительностью, наиболее сильно стремятся к самовыражению.

Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. У них в достаточной степени развиты способности к разнообразному и продуктивному общению.

Имеют предрасположенность к профессиям сферы культуры и искусства, к художественному творчеству. Более всего несхожи с представителями конвенционального (упорядочивающего) типа.

СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы па социальные нормы. Способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими способностями к устному выражению своих мыслей, готовы входить в контакт с людьми (и нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.

В основном люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей.

Их в наибольшей степени интересуют сферы профессиональной деятельности, связанные с образованием, лечением, психологической поддержкой, обслуживанием людей, а также другие виды профессиональной деятельности, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению. Могут принимать участие в бескорыстной работе, благотворительной деятельности. Более всего несхожи с представителями реалистического типа.

ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ) ТИП

Профессионалы данного типа оптимистичны, энергичны, находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к финансовому и межличностному риску, самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями, деловыми амбициями, ярко выраженным стремлением к материальному благополучию.

Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности.

Примеры предпочитаемых профессий – профессии менеджера, риэлтера (специалист по продаже и покупке недвижимости), пиарщика (специалист по общественным связям и созданию общественного мнения), журналиста, адвоката, легального спекулянта и другие, связанные с лидерством, управлением, риском, общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Как правило, это тип всегда неудовлетворенного человека. Более всего несхож с исследовательским типом.

КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ (УПОРЯДОЧИВАЮЩИЙ) ТИП

Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на принятые в обществе нормы.

Проявляют склонность к работе, требующей внимания, усидчивости, аккуратности, пунктуальности. Проявляют интерес к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему и обратно. Отдают предпочтения четко определенной деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом.

Как и представители предприимчивого типа, проявляют высокую заинтересованность в финансовом благополучии, но лидерской позиции предпочитают позицию исполнительскую.

В основном выбирают профессии, связанные с офисными и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков. Например, такие, как бухгалтер, нотариус, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.

Более всего этот тип личности несхож с артистическим.

Взаимоотношения между этими шестью типами описываются шестиугольником, на вершинах которого расположены эти типы в определенном порядке: реалистический (Р),

интеллектуальный (И), артистический (А), социальный (С), предприимчивый (П), конвенциональный (К).

Типы, расположенные рядом, более схожи друг с другом (например, социальный и артистический). Типы, расположенные на противоположных вершинах шестиугольника, как вы уже обратили внимание при знакомстве с их характеристиками, наименее соответствуют друг другу.

Поэтому для определенного типа личности профессиональное окружение, соответствующее той же вершине шестиугольника, наиболее комфортно, а соответствующее противоположной вершине подходит в наименьшей степени, вызовет наибольшие проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы классификации профессий. Особенности профориентации в центрах образования.

В данной  работе приводится анализ материалапо классификации профессий с соотвествующими методиками исследования у обучающихся предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности. Пр...

Буклет Пять проектов на будущее! (Классификация профессий)

Буклет в помощь социальному педагогу по профориентационной работе...

Классификация профессий Климов

Презентация расскрывающая классификацию профессий по Климову Е.А....

Урок по теме : "Классификация профессий"

Урок по теме " Классификация профессий"...

Классификация профессий.

Знакомство с миром профессий. Различие понятий "специальность" и "профессия"....

презентация "Классификация профессий"

поможет в выборе профессии, дана классификация....

Профессиональное самоопределение. Классификация профессий (по Е.А. Климову)

Профессия - это определенный вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. В 9 классе каждый учащийся должен ...