Урок по теме : "Классификация профессий"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Урок по теме " Классификация профессий" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_klas_prof.rar23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Опорные схемы по классификации профессий

Схема «Классификация профессий (типы профессий) по предметам труда (ПТЧЗХ.О)»  (рис. 1)

Предмет труда — это вещь или комплекс вещей, которые подвергаются воздействию человека в трудовом процессе. Выделяют два вида предметов труда: первый — это материалы, непосредственно добываемые в природе и превращающиеся в продукт (уголь, руда, рыба и т.д.); ко второму виду относят материалы, подвергшиеся предварительной обработке (сырье), например пряжа, металлы и др. В приведенной схеме профессии представлены с позиций следующих пяти ведущих предметов труда.

«Человек — Природа» (П). Главный предмет труда — живая природа (растения, животные, микроорганизмы, биологические процессы).

«Человек — техника» (Т). Главный предмет труда — техника, материальные объекты, виды энергии.

«Человек — Человек» (Ч). Главный предмет труда — люди.

 «Человек — знаковая система» (3). Главный предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки.

«Человек — художественный образ» (Х.О.). Главный предмет труда — произведения искусства, литературы, архитектуры.

Схема «Классификация профессий (классы профессий) по целям труда (ГПИ)»  (рис. 2)

Цель труда — прогнозирование и планирование результатов деятельности. В зависимости от цели труда в схеме выделены три класса профессий — гностические, преобразующие, изыскательские.

Гностические профессии (Г). Название их происходит от латинского «гнозис» — знание, познание. Они связаны с познавательным трудом. Цели этого вида труда — многообразны: сортировать, проверять, оценивать по заранее известным признакам. Примеры: контролер, нормировщик, сортировщик, корректор. Гностические можно встретить среди любого из пяти типов профессий: (П) — сортировщик яиц, химик-лаборант бактериологического анализа; (Т) — контролер аппаратуры, осмотрщик вагонов; (Ч) — санитарный врач, нормировщик; (Х.О.) — контролер музыкальных инструментов, литературный критик. Профессии этого класса предъявляют определенные требования к работнику. Важны достаточно ярко выраженная наблюдательность, устойчивость внимания, памяти и мышления.

Преобразующие профессии (П) связаны с преобразованием предметов труда. Причем цели его многообразны: преобразование материалов, различных видов энергии, информации и процессов. Класс преобразующих профессий широко представлен во всех их типах: (П) — полевод, зоотехник; (Т) — токарь, сварщик; (Ч) — официант, медсестра; (3) — редактор, телеграфист; (Х.О.) — композитор, чеканщик. Для них важны достаточно выраженное восприятие, мышление и воля.

Изыскательские профессии (И) необязательно связаны со специальными изысканиями (например, археологическими, геологическими, океаническими и др.) или научными исследованиями (например, космическими). Этот класс профессий близок к классу преобразующих. Цель труда здесь — постановка задачи и поиск ее решения в условиях ограниченного промежутка времени. Примеры: раскройщик, паркетчик, разметчик. Класс изыскательских профессий широко представлен в любом из пяти их типов: (П) — агроном, микробиолог; (Т) — конструктор, проектировщик; (Ч) — стилист, педагог; (3) — программист, экономист; (Х.О.) — дизайнер, флорист. Для них требуются достаточно выраженные восприятие, воображение и мышление.

Следует сказать, что классификация профессий по трем классам условная. Многие профессии в разной степени сочетают в себе признаки двух или даже трех классов. Так, профессия учителя относится к классу преобразующих. Но в процессе аттестации, когда необходимо оценивать знания учащихся, цель его труда становится преимущественно гностической. Работа слесаря включает познавательную, изыскательскую и преобразующую цели. К подобным же профессиям относятся, например, профессии модельера, программиста, селекционера, флориста и др.

Схема «Классификация профессий (отделы профессий) по орудиям, средствам труда (РМАФ)»  (рис. 3)

Орудия труда — важнейшая часть средств производства, посредством которой осуществляется непосредственное воздействие на предметы труда (станки, оборудование, приборы, двигатели и т.д.). В зависимости от использования орудий труда в данной схеме профессии разделены на четыре отдела.

Профессии, связанные с использованием ручного труда (Р). Представители этих профессий используют ручные и механизированные орудия и средства труда: ножницы, отвертку, скальпель, рейсфедер, электрическую дрель, краскораспылитель, пневматический отбойный молоток, рубанок и др.

Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М). Работники этих профессий используют автомобили, станки, тепловозы, самолеты, электровозы, тракторы, комбайны и т.д.

Профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (А). Представители этих профессий в зависимости от степени автоматизации производства выполняют разные функции: управление прокатным станом, автоматической линией, энергосистемой или химическим производством и др.

Профессии, в которых преобладают функциональные средства в виде орудий труда (Ф). Это атрибуты поведения и речи человека: жесты, произношение звуков, слов, фраз, смысловые интонации, пауза, мимика лица.

Схема «Классификация профессий (группы профессий) по условиям труда (БОНМ)»  рис. (рис. 4)

Условия труда — совокупность конкретных особенностей, образующих среду для осуществления трудовой деятельности человека или группы людей. Например, освещенность, влажность, температура, атмосферное давление, а также социально-экономические и организационные условия. В данной схеме профессии распределены по следующим четырем типичным условиям труда.

Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (Б). Представители этих профессий трудятся в условиях, благоприятных для организма: нормальные физические нагрузки, оптимальный микроклимат (давление, температура, освещенность), отсутствие шума, запыленности, вибраций и пр.

Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О). При работе по профессиям данной группы на организм временно влияют неблагоприятные умеренные или непостоянные производственные факторы (низкая или высокая температура, повышенная влажность).

Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в космосе, горячих цехах с неизбежными вредными производственными процессами (Н). На организм работников этой группы профессий постоянно влияют неблагоприятные производственные факторы (замкнутое или ограниченное пространство, перепады давления, влажности и температуры, повышенная запыленность, шум и вибрация и пр.).

Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, большие общественные, материальные ценности (М). Профессии этой группы требуют от людей развитых гражданских качеств (нравственная позиция, социальная активность и чувство ответственности, доброжелательное отношение к окружающим, положительная направленность к деятельности).

Схема «Профессии и специальности (предметы труда, примеры профессий и специальностей)»   (рис. 5)

Важным вопросом для профориентации является раскрытие понятий «профессия», и «специальность» по предметам труда и назначению деятельности в основных сферах общественного производства.

Профессия — это группа родственных специальностей. В переводе с латинского данный термин означает «официально указанное занятие», «объявляю своим делом». Например, профессии: токарь, учитель, врач и др. Однако нет вообще токаря, учителя или врача, а есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал. Нет учителя вообще, а есть учитель русского языка, учитель математики, учитель физики, учитель технологии и т.д., относимые к группе «педагогическая профессия». То же самое надо сказать относительно «профессии врача»: терапевт, стоматолог, хирург, окулист, невропатолог и др.

Специальность — это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для . определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-конструктор, инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, врач-кардиолог, врач-хирург, учитель биологии, учитель физики, учитель истории и т.д.) и приобретенных путем соответствующей подготовки и опыта работы.

Схема «Условия оптимального выбора профессий»  (рис. 6) строится на основе четырех модальностей: «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть». «Хочу» — изучение направленности личности, ее стремлений. Конкретно это проявляется в мотивах, интересах, склонностях и профессиональных намерениях. «Могу» — изучение способностей и здоровья. Функциональность «Надо» указывает на требования рынка труда к профессиям, потребность в кадрах. Если заниматься каким-либо делом, на которое нет спроса на рынке труда, то прилагаемые усилия теряют всякий смысл. «Есть» — изучение характерологической совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в самооценке поведения, отношении к окружающей действительности и труду. Эти условия определяют программу изучения личности и являются ориентиром для формирования профессионального самоопределения.

Опорные схемы следует использовать на занятиях по технологии, а также в качестве источника самостоятельного приобретения учащимися знаний профориентацион- ного характера.

И.П.Арефьев,

проф. Шуйского госпедуниверситета,

д-р пед. наук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ

Модульный урок по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ...

Разработка урока по теме: "Классификация растений"

Конспект урока по теме: Классификация растений" - урок обобщения и систематизации...

Презентация урока по теме: "Классификация растений"

Презентация к обобщающему уроку по теме: "Классификация растений"...

Урок по теме: «Классификация химических реакций» 8 класс

Цели урока:  - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ;  - дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях; - дать представлен...

обобщающий урок по теме Классификация веществ...

– сформировать понятие о генетической связи между классами веществ; обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах, кислотах, основаниях и солях....

План-конспект урока по теме Классификация магнитных материалов

План конспект урока по теме Классификация магнитных материалов. Дисциплина Электротехника и электроника. По форме - урок-лекция с применением ИКТ; по методу – объяснение с элементами исследования...

Разработка сценария урока по теме "Классификация взаимодействия тел" 9 класс

Разработка сценария урока "Классификация взаимодействия тел" в 9 классе...