Разработка сценария урока по теме "Классификация взаимодействия тел" 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Цхяева Астхик Аршалуйсовна

Разработка сценария урока "Классификация взаимодействия тел" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sily.docx107.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ.

Дата: 19 октября 2009г.                                        Учитель: ЦХЯЕВА А.А.

Класс: 9 «б»                                                                     

Урок № 14.

Тема: «Классификация взаимодействия тел».

Цели урока:

             образовательные:

  • повторить изученный материал о силах;
  • познакомить с возможностью классификации физических сил;

                 развивающие:

  • развить умения работать с информацией, вести исследование;
  • совершенствовать навыки анализа, обобщения;
  • развивать память, логику, мышление;

           воспитательные:

  • вовлечь в активную практическую деятельность;
  • совершенствовать навыки общения.

Тип урока: теоретическое исследование индуктивного типа.

Оборудование:

                             для учителя:   учебник «Физика 9» Перышкин А.В.,

Гутник Е.М.; ноутбук, проектор, экран.

для ученика:   учебник «Физика 9» Перышкин А.В.,

Гутник Е.М., рабочая тетрадь.


Ход урока.

Этап урока

Время

Приемы, методы

Что делает учитель

Что делают ученики

Примечание

1.Оргмомент, мотивация.

1-2 мин

- Здравствуйте, садитесь.

 - Ребята, мы с вами уже познакомились с  взаимодействиями тел под влиянием различных сил, а сегодня проведем исследовательскую работу по классификации этих сил.

2. Актуализа-ция знаний и постановка проблемы.

3 мин

Использование информационных технологий (презентация).

Проблемное обучение.

  Вспомните:

 -  Что такое сила?

 -  От чего зависит результат действия силы?

 - Как можно измерить силу?

 - Какие силы вы знаете?

 

 

 (Учащиеся называют известные им силы, я по очереди вывожу их на экран).

 - Попробуйте объединить сходные силы в группы.

 - Вы пробовали сделать классификацию физических сил. Легко ли было это? Пришли ли вы к единому мнению? Почему? Кто прав? Выдвигаю проблему: «Какое основание для классификации сил является наиболее существенным?».

 - Для «включения» вашей интуиции и мышления   в процесс обучения предлагаю вам сформулировать свои гипотезы, записать их на доске. (Ученики выполняют задание.)

Ребята, вы видите, что однозначного ответа на данный вопрос мы не смогли дать, поэтому требуется провести дополнительное исследование.

 - Мера взаимодействия тел.

 - Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

 -Для измерения силы используется прибор динамометр.

 - Сила всемирного тяготения, сила упругости, сила трения, сила тяжести, вес.

Ученики предлагают свои виды классификаций, основанных на различных критериях.

3.Исследова-ния учащихся в малых группах.

15 мин

Исследовательская деятельность.

 - Создаю 5—6 групп по 4—5 человек с целью поиска фактов, которые помогут дать ответ на поставленный вопрос. Каждой группе предлагаю текст и рабочий лист (см. приложение 1), который обеспечивает четкость обработки информации и ускоряет темп работы. Обсуждаем с учащимися план самостоятельного теоретического исследования, и начинается их работа.

 - Учащиеся работают самостоятельно в группах, заполняют предложенную таблицу.

4. Обмен информацией о проделанном исследовании.

10 мин

Заслушиваем отчеты групп и выводы ребят, относящиеся к проблеме, сформулированной вначале урока.

5. Осмысление и связывание фактов, построение системы знаний.

10 мин

На основании сравнения выводов, сделанных группами, выделяем общее.

 В основу классификаций взаимодействий тел разумнее всего положить «природу сил».

Попробуем отобразить это в виде схем. Строим их на доске, а ученики — в своих тетрадях. Построение ведем по столбикам; в первые фигуры вписываем названия взаимодействий, во вторые — названия сил, в третьи (в первых двух столбиках) — их конкретные проявления, а в третьем и четвертом столбиках — то, что они обеспечивают. Получаем схему (см. приложение 2).

 После составления схемы: прошу дать ответ на главный вопрос: «Какой признак лежит в основе научного объединения сил в группы?»

Природа физической силы — важнейшее основание для научной классификации сил.

6. Подведение итогов.

4-5 мин

Беседа.

Возвращаемся к гипотезам, сформулированным в начале занятия. Смотрим, какие из них удалось подтвердить, какие оказались ошибочными.

Ученики отвечают в ходе беседы.

7. Д/з.

1 мин

Предлагаю следующее задание: определите природу архимедовой силы и ее место в классификационной схеме.

    Приложение 1.  

Мир, в котором мы живем.

(Текст подготовлен по книге: Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. – М.,1983)

До сегодняшнего дня многие считают, что всемирное тяготение — единственная сила, связывающая все тела во Вселенной.

Одно из самых замечательных свойств сил всемирного тяготения или, как их часто называют, гравитационных сил, отражено уже в самом названии, данном Ньютоном: всемирные. Эти силы, если так можно выразиться, «самые универсальные» среди всех сил природы: ведь все, что имеет массу (а масса присуща любому виду материи), должно испытывать гравитационное воздействие. Исключение не составляет даже свет. Ответы на многие вопросы, связанные с притяжением тел, удалось найти во второй половине XVII в. И.Ньютону.Для всемирного тяготения нет преград. Гравитационное взаимодействие свободно передается   через любые тела, гравитационные силы вездесущи и всепроникающи. Почему же мы их не ощущаем? Почему притяжение Земли чувствуется на    каждом шагу, а человека к человеку нет? Гравитационные силы становятся ощутимыми, а порой и грандиозными, когда на сцену выступают огромные массы, такие как массы космических тел: планет, звезд и т.д.Большие и малые тела, горячие и холодные, самого различного химического состава, любого строения — все они испытывают гравитационное взаимодействие.А теперь поговорим о том, что всем знакомо: притяжение к Земле. Если задуматься, какую роль играют силы тяготения в жизни нашей планеты, то открываются целые океаны. И не только океаны явлений, но и океаны в буквальном смысле слова. Океаны воды, воздушный океан без тяготения не существовали бы.Гравитация не только удерживает на Земле людей, животных, воду и воздух, но и сжимает их. Это сжатие у поверхности Земли не так уж велико, но роль его немаловажна.Итак, все тела во Вселенной притягиваются    друг к другу Но как это притяжение осуществляется? Установлено, что вокруг каждого тела существует его своеобразное «материальное продолжение» — невидимое гравитационное поле, называемое полем тяготения. Поле тяготения мы не видим, но его действие, например, притяжение к    Земле, ощущаем и можем рассчитать силу тяжести, действующую на нас и все тела. Ученые предполагают, что гравитационное взаимодействие   передается через особые частицы — гравитоны,    которые пока не обнаружены. Количественной    мерой гравитационного взаимодействия является гравитационная сила, которую вычисляют по формуле:

От гравитационного поля защититься нельзя, да и не нужно: человек появился и стал тем, чем он есть, в гравитационном поле. Это поле нам, а так же животным и растениям необходимо для нормальной жизни.

На границе неизведанного.

(Текст подготовлен по книге: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11. – М.:Просвещение,1983 )

В истории современной физики есть год, который называют «годом чудес». Это 1932-й год. Одним из его «чудес» было открытие нейтрона и создание нейтронно-протонной модели атомного ядра. В результате произошло выделение из атомной физики самостоятельного направления: ядерной физики, изучающей структуру и свойства атомных ядер. Известно, что ядра атомов состоят из элементарных частиц двух сортов: протонов (р) — положительно заряженных частиц и нейтронов (n) — заряд которых равен нулю. Обе эти частицы часто называют еще и нуклонами. Простой факт свидетельствует о прочности атомных ядер: окружающие нас тела существуют  длительное время, не распадаясь на нуклоны.  Какие силы способствуют устойчивости атомных ядер? Сразу можно сказать, что это не гравитационные силы, которые здесь слишком слабы. Устойчивость ядра не может быть объяснена также электрическими силами по той причине, что между одноименно заряженными протонами действует электрическое отталкивание ( см рис.3  ) Положительно заряженные протоны на малых расстояниях в ядре отталкиваются с большой силой, что должно приводить к распаду ядер.

Но атомы и ядра, как правило, не распадаются. Отсюда следует вывод, что между ядерными частицами действуют какие-то силы взаимного притяжения (рис. 4), превосходящие во много раз силы электростатического отталкивания. Название для них нашлось: ядерные силы. По своему   значению ядерные силы огромны и сильно превосходят электрические силы взаимного отталкивания протонов.

Слабые взаимодействия.

(Текст подготовлен по книгам: Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. – М.,1983,

Кларк Ф., Хоуэлл Л., Кхан С. Чудеса и тайны науки. -  М.: Росмэн, 2005)

Со времен древнегреческого ученого Демокрита и до начала XX в. атом считался неделимым. Сейчас каждый школьник знает: атомы состоят из более мелких частиц. Может быть, на них, на эти частицы, следует перенести название «атом», т. е. неделимый? Менять приложение устоявшегося термина не стали, а частицы назвали элементарными, то есть не допускающими дальнейшего дробления. В 1896 г. французский ученый А.А.Беккерель обнаружил радиоактивность урана, т.е. способность его атомов самопроизвольно распадаться и превращаться в другие (рис. 5). Позже было установлено, что частица нейтрон может превращаться в протон, электрон и нейтрино. На рисунке показано, как нейтрон распадается на три частицы меньшего размера. Оказалось, что большинство частиц не вечно. Они рождаются, живут некоторое время, исчисляемое от нескольких минут до ничтожно малых до
лей секунды, затем гибнут, порождая новые частицы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Разработка сценария урока по теме "Плотность вещества" в 7 классе

Методическая разработка урока по теме "Плотность вещества" в 7 классе....

Разработка сценария урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс

Разработка сценария урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс...

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс...

Разработка сценария урока по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс

Разработка сценария урока по физике по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс...

«Разработка сценария урока по обучению виду деятельности по получению нового знания». Механическая работа. 7 класс. ( По учебнику А.В. Грачева).

Урок введения физической величины через уравнение связи. На уроке используется заготовка опорной схемы деятельности по введению физической величины (ФВ). Усвоение данного вида деятельности соответству...

Методическая разработка "Сценарий урока-игры на английском языке "Around the UK" для 4-5 классов

Методическая разработка "Сценарий урока-игры на английском языке "Around the UK" для 4-5 классов содержит подробное описание урока с необходимыми приложениями.Основные цели урока следующие:1. Развитие...