Разработка сценария урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Цхяева Астхик Аршалуйсовна

Разработка сценария урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-uroka-po-teme-zakon-oma-dlya-uchastka-tsepi.docx47.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по теме:

«Закон Ома для

участка цепи»

8 класс

Подготовила

учитель физики МБОУ СОШ №2

Цхяева А.А.

Цель:

Познакомить учащихся с законом Ома для участка цепи, установить связь между силой тока, напряжением, сопротивлением.

Задачи:

  • обучающие: исследовать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления
  • развивающие: совершенствовать умение планировать и проводить эксперимент, обрабатывать результаты, делать выводы, строить графики
  • воспитательные: развивать чувство уважения к товарищу при работе в группах              формировать мировоззрение  и пытливость ума учащихся, используя историю открытия закона.

Краткая аннотация разработки

Данная разработка представляет собой конспект урока физики в 8 классе. Применяемая методика на данном уроке – это методика деятельностного подхода в обучении физики. Использование этой методики позволяет организовать урок, принципиально отличающийся от традиционного урока. . Учитель использует жизненный опыт учащихся, их знания об окружающем мире, знания, полученные на других уроках (алгебры, геометрии)

Создание таких ситуаций позволяет включить  учащихся в подробное изучение содержания закона, что позволяет ученикам в дальнейшем успешно распознавать и применять понятия в конкретных ситуациях. Так изучение нового и закрепление материала проводится с использование лабораторного оборудования. Для организации деятельности по применению и распознаванию новых знаний нами разработаны специальные  практические и теоретические задания. Эти задания ученики выполняют через проведение эксперимента, а также письменно в рабочих тетрадях.

Для увеличения эмоционального эффекта к уроку разработана презентация (прилагается). План использования презентации, порядок проведения опытов, использование рабочей тетради указано в плане урока. Рекомендуем просмотр презентации осуществлять параллельно с чтением сценария урока.

Форма учебной работы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики.

Приобретаемые навыки учащихся:

- проводить самостоятельное исследование в выявлении зависимостей между силой тока и сопротивлением, напряжением и сопротивлением,

- уметь выявленные  зависимости представлять графически,

- овладеть  логикой создания нового научного знания,

- уметь самостоятельно формулировать закон ( первый фундаментальный закон в 8 классе).

Особенности роли учителя

Учитель выступает в роли помощника. Учитель создает ситуации, в которых у ученика возникает потребность в исследовании данной ситуации и самостоятельном исследовании возникающих вопросов. Учитель подбирает учебный материал таким образом, что ученик, решая познавательные задачи, «проходит» через логику научного познания.

Технологические особенности (технические условия, используемое оборудование и т. д.)

Работа учителя на уроке строится на основе презентации урока с использованием компьютера, мультимедийного проектора и экрана.

Презентация разработана в программе MicrosoftPowerPoint с использованием материалов электронных изданий КиМ, Физикона, 1С, Просвещения, Интернета и др., а так же печатных иллюстративных материалов, которые сканируются из полиграфических изданий и таблиц на прозрачных плёнках.

Работа на уроке с презентацией строится параллельно с применением учащимися рабочих тетрадей.

Тема урока: « Закон Ома»

«Человек должен верить,

 что непостижимое постижимо;

иначе он не стал бы исследовать»

И.Гёте

Цель:

Познакомить учащихся с законом Ома для участка цепи, установить связь между силой тока, напряжением, сопротивлением.

Задачи:

  • обучающие: исследовать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления
  • развивающие: совершенствовать умение планировать и проводить эксперимент, обрабатывать результаты, делать выводы, строить графики с использованием компьютера
  • воспитательные: развивать чувство уважения к товарищу при работе в группах              формировать мировоззрение  и пытливость ума учащихся, используя историю открытия закона.

Тип урока: комбинированный – изучение и первичное закрепление знаний,  урок-исследование

Формы работы учащихся: беседа, выполнение теста, выполнение практической работы.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с мультимедийным проектором

Оборудование: тесты для проверки знаний учащихся, лаборатория Л Микро( источник, набор сопротивлений 1,2 ,3 Ом , ключ , амперметр и вольтметр), презентация, лабораторное оборудование (источник, ключ, амперметр, вольтметр, сопротивления)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг.момент и мотивация на актуализацию знаний.

2 мин

Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 8 класса, а мои коллеги-физики. Мы будем с вами заново открывать закон Ома.

Сегодня вам  придется добывать новые знания на уроке физики, поэтому необходимо быть собранными, внимательными, мобильными, вы готовы. Садитесь. Мы продолжаем изучение темы «Электричество».

Какие понятия по этой теме мы уже изучили.

Прежде чем мы продолжим изучать тему дальше, проверим как вы усвоили предыдущие.

Фронтальная работа

Сила тока, напряжение, сопротивление.

2

Актуализация знаний

6  мин.

Вам предложен тест уровня А, состоящий из 10 вопросов. Вы отвечаете на эти вопросы в течение 5 минут .

 Приложение 1.

Сбор тестов.

Учащиеся работают с тестами.

Сбор тестов

3

Изучение  нового материала.15 мин

Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи

Как вы думаете, связаны ли они между собой?

Так думал и доказал взаимосвязь между этими величинами  немецкий физик Георг Ом. Эту взаимосвязь он выразил законом, который позже назвали в его честь, почти двести лет назад-Закон Ома. Сегодня на уроке нам предстоит изучить этот закон и научится применять его. Запишите тему урока. Как вы считаете, что необходимо знать о законе.

Работа с законом предполагает изучение следующего плана.

  1. Ссвязь, между какими величинами выражает закон
  2. Фформулировка закона
  3. Мматематическое выражение закона (формула)
  4. Оопыты, подтверждающие справедливость закона.
  5. Ппримеры использования закона.

Итак, как вы думаете, связь, между какими величинами выражает закон.

У нас две задачи

  1. Установить  зависимость между силой тока и напряжением на участке цепи..
  2. Установить  зависимость между силой тока и сопротивлением участка цепи..

Как проверяются физические гипотезы?

Для этого разобьёмся на четыре группы: первая и третья будут находить зависимость сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении, вторая и четвертая  - зависимость сила тока от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.

        На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить.

1 группа:http://festival.1september.ru/articles/214593/1.jpg

U, B

I, A

R, Ом

const

const

const

Меняя сопротивление: 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом

2 группа:http://festival.1september.ru/articles/214593/2.jpg

U, B

I, A

R, Ом

const

const

const

Через 8  мин  минут вы должны ответить на вопросы:

  1.  Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении?
  2. Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении?

Внимательно следите за правильностью подключения измерительных приборов!

Послушаем выводы 1 и 3 группы

Математически ,это записывается так.

 ׀~U ( запись на доске)

Послушаем 2 и 4 группы:

 Математически ,это записывается так. ׀~1/ R U ( запись на доске)

Итак,  делаем общий вывод зависимости силы тока от напряжения и сопротивления.

Как вы думаете, что мы сейчас, сформулировали.

Таким образом мы справились со вторым пунктом изучения закона.

Приступим к третьему: математическая запись закона. Попробуйте, самостоятельно используя записать формулу, отражающую эти зависимости.

Этот великий закон был опубликован Георгом Омом в книге «Теоретические исследования  электрических цепе». Где он писал, что «Рекомендует ее добрым людям с теплым чувством отца, не ослепленного обезьяньей любовью к детям, но довольствующегося на открытый взгляд, с которым его дитя смотрит на злой мир. Мир действительно оказался для него злым, тюк его труд подвергли критике, теорию Ома не приняли, на него нападали , осуждали , так, что он написал «Изучение эл. Цепей принесло мне такие невообразимые страдания, что я готов проклясть день когда я создал ее.»

Великий закон нашел свое применении прежде всего для расчета электрических цепей. Итак, как определить сопротивление, напряжение на участке цепи.

Историческая справка (сообщение учащегося). 3 мин

 Георг Ом, немецкий школьный учитель приступил к поискам этого соотношения (зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением) в 1820 году. Он стремился к известности, которая открыла бы ему университетские двери, и выбрал область исследований, сулившую особые преимущества. Ом был сыном слесаря, так что знал, как вытягивать металлическую проволоку разной толщины для своих опытов. В то время нельзя было купить проволоку самых разных типов, как это можно сделать в наше время.

 Открытия Ома имели огромное значение, как для развития учения об электричестве, так и для развития прикладной электротехники.

 Книга Ома, насчитывавшая примерно 250 страниц, которую он опубликовал в 1826 году изложив свои теоретические выводы и экспериментальные результаты, была встречена насмешками.

 Министр просвещения высказал мнение, что физик проповедует ересь и должен уйти с занимаемой должности.

 Ом потерял должность и 6 лет жил в нищете. Постепенно его труды поучили известность за пределами Германии. Ома стали чтить за границей и соотечественники были вынуждены нехотя признать его у себя на родине.

 Наконец, в 1849 году, 22 года спустя после публикации его книги, Ом получил должность профессора Мюнхенского университета. Это принесло ему большое удовлетворение и эту должность Ом занимал 5 лет, до своей смерти в 1854 году.

 Он открыл простой закон, устанавливающий связь между силой тока и напряжения для отрезка проволоки (для части цепи, всей цепи).

 Кроме того, Ом, открыл правила, которые позволяют определить, что изменится, если взять проволоку другого размера. Закону присвоено имя знаменитого исследователя.

Фронтальная работа

Ответы учащихся

Фронтальная работа

Ответы учащихся

׀зависитU׀зависитR,UзависитR

Экспериментально

Работа в группах

Итак, ваша гипотеза:

От напряжения

От сопротивления

Инивидуальное представление работы в группе

Самостоятельная групповая работа

Выступление ученика с докладом

4

Усвоение 3мин

Итак, как строится план рассказа о физическом законе. Работаем по цепочке. Раскройте его

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником

img5

Фронтальная работа

5

Закрепление.

11 мин Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном напряжении , сопротивление увеличится в 2 раза?

Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном напряжении , сопротивление уменьшится  в 4 раза?

Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном сопротивлении  , напряжение  увеличится в 6 раз?

Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном сопротивлении  , напряжение  уменьшится  в 8 раз?

Поисковая задача:на резисторе стерлась надпись. Предложите способ, как узнать сопротивление резистора?

Решение задач индивидуально

Работа в парах   с лабораторным оборудованием

6

Домашнее задание 1 мин

Параграфы42,44 упр 19 1, все ученики, 7 повышенный уровень.

7

Подведение итогов и рефлексия.3 мин Закончить урок мне хотелось бы словами Декарта: «Мало знать надо уметь применять!»

Я надеюсь, мы научимся применять этот закон на практике. Чему вы научились сегодня на уроке?

Рефлексия учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока тема: "Закон Ома для участка цепи"

Данная разработка конспекта урока к учебнику физика-8 под ред. А.В.Пёрышкин....

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Разработка сценария урока по теме "Классификация взаимодействия тел" 9 класс

Разработка сценария урока "Классификация взаимодействия тел" в 9 классе...

Разработка сценария урока по теме "Плотность вещества" в 7 классе

Методическая разработка урока по теме "Плотность вещества" в 7 классе....

Разработка сценария урока по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс

Разработка сценария урока по физике по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс...

Технологическая карта урока физики "Закон Ома для участка цепи"

Представленная  технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи» составлена с использованием программы «ТехКартаФГОС» , которая предназна...

Методическая разработка Лабораторной работы "Изучение закона Ома для участка цепи и последовательного соединения проводников"

Методическая разработка к Лабораторной работе по общеобразовательной учебной дисиплине ОУД.10 Физика, код, специальность 29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.Тема: &qu...