Проблемно-диалогическая технология на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал

Сущность применения элементов проблемно-диалогической технологии заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. проблемно-диалоговая технология - это система мыслительных стратегий коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимдействовать с информационной реальностью.

Актуальность технологии: используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии, совместного поиска и творческого решения проблемы, открывает новые знания, учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.  Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Тема моего самообразования - «Проблемно-диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы».

Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна. Технология полно и последовательно реализована в развивающей Образовательной системе «Школа 2100».

 Над данной темой я работаю первый год. Первый год-изучение и подбор материала. Второй год-применение на практике.  

Сущность применения элементов проблемно-диалоговой технологии заключается

  в создании  условий  для творческой самореализации  учащихся. Проблемно-диалоговая технология-это система мыслительных стратегий коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

  Человек, не владеющий эффективными стратегиями мышления, не способен быть творцом. Веление времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные   решения.

  Цель данной технологии-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Эта технология представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем-предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.

   Актуальность технологии-используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии, совместного поиска и творческого решения проблемы, открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Что же такое технология проблемного обучения?

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. 

                                         Классификация методов обучения                       Таблица1

Методы

Проблемно-диалогические

Традицион-

ные

постановки проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообщение знаний

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

   Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  • Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
  • Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога:

  • Побуждающий
  • Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, чего додумался лично. Традиционное обучение – это тип  обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса.

Рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения.

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог (Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Таблица 2

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1.Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?

2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
        Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
        Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющихся в учебниках и дополнительных источниках набора.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Представим метод побуждающего от проблемной ситуации диалога в виде таблицы

                                                         Таблица3        

Приёмы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения

О фактах:

- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

- Сколько в классе мнений? Почему так получилось?

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

      Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

- Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще

- Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими.  Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

- Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Изучив приёмы создания проблемной ситуации и примеры, предлагаемые Е.Л. Мельниковой, я в процессе подготовки к урокам разрабатываю проблемный диалог применительно к изучаемой теме. Поэтому приведу собственные примеры, иллюстрирующие каждый приём.

Приём 1. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

Ученик

- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки.

Ученики выписывают слова.

- Какие слова вы выписали?

- Пёсик, овражек.

- Обозначьте суффиксы в этих словах.

- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек)

- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом -  -ек.

- Какой возникает вопрос?

- Когда в  существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Приём 2. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик и – щик в именах существительных».

Учитель

Ученик

У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу.

- Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойщик, выдумщик, стекольщик. Посмотрим, что у вас получилось.

Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения.

- Вы обнаружили, что записали слова по-разному. Но кто же из ребят прав?

Ученики высказывают свои предположения.

- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова? 

- Какую букву писать: ч или щ.

- Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи?

- Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – щик.

- Значит, какова тема урока?

- «Правописание суффиксов – чик и –щик в существительных»

Приём 3. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение».

Учитель

Ученики

На доске:

Красивее, щавель, баловать, завидно, торты, кровоточить, диспансер.

- Запишите слова, которые вы видите на доске, расставьте ударения карандашом.

Ученики выполняют задание.

- Проверим, что у вас получилось.

Ученики чаще всего расставляют ударения неправильно.

- Красиве́е, ща́вель, ба́́ловать, за́видно, торты́, кровото́чить, диспа́нсер.

- К сожалению, вы допустили много ошибок. Какие же вопросы у вас возникли в ходе выполнения задания?

- Правильно ли я расставил ударения в словах? Каким образом можно проверить правильность постановки ударения? Есть ли какое-то правило?

- Вы сформулировали вопросы, ответы на которые мы найдём в ходе сегодняшнего урока. Какова, на ваш взгляд, тема урока?

- «Ударение».

Приём 4. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».

Учитель

Ученики

- Отгадайте шарады, запишите ответы в тетрадь.

  Две ноты, союз,

  Всё вместе – игра,

  В которую любит

  Играть детвора. (До-ми-но)

  Мой первый слог – на дереве.

  Второй мой слог – союз.

  А в целом я материя.

  И на костюм гожусь. (Сук-но)

- Какие слова-отгадки вы записали?

- Домино, сукно.

- Образуйте от данных существительных форму множественного числа.

Учащиеся пытаются выполнить задание.

- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос?

- Не знаем, как правильно выполнить задание.

-  Есть ли форма мн. числа у данных существительных?

- Сегодня нам предстоит об этом узнать.

Приём 5. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Разносклоняемые имена существительные».

Учитель

Ученики

На доске:

Нет тяжелее бремени, чем безделье.

- Прочитайте предложение, попробуйте объяснить смысл этой пословицы.

- Смысл пословицы заключается в том, что гораздо сложнее бездельничать, чем заниматься каким-либо делом.

- Найдите в данном предложении существительные, определите их род, поставив слова в начальную форму.  

- Бремя – ср. р.   Безделье – ср. р.

- Определите склонение данных существительных. Что получилось?

- Безделье – 2 склонение. Бремя – ср. р., окончание -я. Не можем определить, какого склонения.

- Какой возникает вопрос?

- Какого склонения существительное «бремя»?

Приём 6. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 9 классе по теме: «Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными».

Учитель

Ученики

- Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему. Диктует: «Я молча указал пальцем на храм, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и что мне явилось видение из тумана».

Ученик у доски составляет схему:

[- =, -∙-], (что =), (что - =), и (что= -).

- Теперь сравните свои схемы с моей. (открывает  схему на доске)

Ученики видят схему:

[- =, -∙-], (что =), (что - =) и (что= -).

- Вы справились с заданием?

- Мы поставили запятую после второго придаточного предложения.

-Каким правилом вы руководствовались?

- Придаточные предложения в составе сложноподчинённого отделяются друг от друга запятой.

- Что нам сегодня предстоит узнать?

- Почему в данном предложении запятая перед и не нужна?

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Так. Кто думает иначе?»

        Приведу пример подводящего к теме диалога, разработанного мною к уроку русского

языка в 5 классе.

Этап формулирования темы урока русского языка в 5 классе («Знаки препинания в предложениях с однородными членами»).

Учитель

Ученики

На доске начерчены схемы:

1. [Ө, Ө  = ]  2. [Ө и Ө  = ]  3.  [Ө, но Ө  = ]  

4. [Ө и Ө,  Ө и Ө  = ]   5. [и Ө, и Ө,  и Ө  = ]  

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?

- Это схемы предложений с однородными членами, в частности  с однородными подлежащими.

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)

- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

-  Как правильно расставить знаки препинания.

- Назовите ключевые слова нашего диалога.

- Однородные члены, знаки препинания.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

-  Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том,

что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.

Приведу примеры сообщения темы с мотивирующим приёмом.

Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Морфологические признаки слов».

        

Учитель

Ученики

- Послушайте стихотворение

О. Высотской  «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова:

Помни правила склонения,

Род, число и падежи

Отправляя поздравление,

Крепко в памяти держи!

- Склонение, род, число, падеж.

- Какое словосочетание обобщает все эти термины?

-  Морфологические признаки.

- Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».  

Приём «актуальность» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение».

Учитель

Ученики

- Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?

- Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение.

- Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались: «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.  

        

Таким образом, существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом незначителен.

        Ещё одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Заключение

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования.

 

Данная технология является здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:

        - способность к исследованию;

        - способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

        - способность принимать решения;

        - способность осуществлять принятое решение;

        - способность постоянно осваивать новые виды деятельности.  

Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи. Однако сегодня значительная часть учителей использует преимущественно традиционные методы обучения, так как подготовка проблемного урока представляет собой трудоёмкий процесс. В этой связи целесообразно внедрение в практику массовой школы образовательной системы нового поколения «Школа 2100». В основе данной образовательной системы лежит технология проблемного обучения. А самое главное, что в учебно-методические комплекты заложена технология проблемного диалога, и учитель, пользуясь методическими рекомендациями, может подготовить и успешно провести проблемно-диалогический урок.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Таким образом складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

Литература

  1. Матюшкин М.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1982.
  2.  Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. —  М.: Народное образование, 1998.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Владимировка Тандинского кожууна Республики Тыва

Технология

проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личности

                             Составитель: учитель русского языка

и литературы Салчак Анна Шиловна

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Эффективное использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы

Данный материал рассказывает об использовании учителем проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...