Выступление на семинаре "Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика
статья

Панина Татьяна Анатольевна

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление на семинаре46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика

 « Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения.

На уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом  освоения нового, познания окружающего мира.

С урока начинается образовательный  процесс, уроком он и заканчивается.

Каждый новый урок  -   это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

 Итак, главное (ключевое) понятие нашего семинара – урок, современный эффективный урок. 

Что же представляет из себя современный урок?  Это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

              Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

             Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.

              Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

- практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;

-   направленность на развитие мышления, практических навыков;

- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;

- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Именно таким в самых общих чертах современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

Откуда пошло слово – урок?

Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.

Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.

           Так что же для  нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. 

Что главное в уроке?

            Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

           Новизна современного  образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Уроки – всегда творчество, каждый урок – дебют. Получится  ли, сложится ли так, как задумано? Конечно, как в любом творчестве не каждый день приносит безусловный успех. Необходимо стремиться вдумчиво анализировать неудачи, не впадать в отчаяние от сложных программ или «трудных учеников», от несовершенства учебников и еще от множества трудностей, которые всегда будут сопровождать учительский труд.

Уверена, что жизненное кредо всех нас, учителей, предопределено мудрыми и проникновенными строками: «Начинается все с любви, а иначе жить невозможно…»

Посещение уроков, их анализ показывают, что как для учеников, так и для учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный  – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, т.е. важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования.

Композитор творит музыку, художник – живописные полотна, драматург – шедевры для театра. Учитель, если он не «урокодатель», создает урок как произведение педагогического мастерства, творит его для детей и вместе с ними. Хороший урок имеет свое «лицо», свои особенности, которые обеспечиваются индивидуальным стилем учителя, личностным своеобразием учеников, условиями школы и другими компонентами.

               К тому же, кроме творческой неповторимости, мастерства урок должен демонстрировать и элементарную профессиональную  грамотность учителя:

  • знание основных факторов и требований, которые определяют содержание и суть современного урока;
  • умение планировать, проводить и анализировать урок, ведь урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,  в котором отражается самое существенное: и  учитель-профессионал, и учитель-человек;

знание ведущих педагогических принципов.

                Все это составляет  внутренний стержень урока, вокруг которого размещается учебный материал и методические приемы.

                Именно урок свидетельствует о профессиональном уровне учителя, его мастерстве, его соответствии времени.

              Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.

Н. Рыленков

Новый  стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются  базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задают учителя, реализующий ФГОС НОО и кто будет реализовать ФГОС ООО.   Технологический процесс подготовки урока современного типа  по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это  определение цели и задач;   отбор содержания учебного материала;       подбор методов и приёмов обучения;      определение форм организации деятельности учащихся;       подбор материала для домашней работы;       определение способов контроля;       продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;       подбор вопросов для подведения итога урока. Однако  теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика.  Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в  трех аспектах: познавательном,   коммуникативном и регулятивном. Урок -это система учебно-воспитательной и организационной деятельности преподавателя в единстве   с учебно-познавательной деятельностью обучаемых,направленная на достижение цели и задач их общего обучения, воспитания и развития в соответствии с заданным государственным стандартом.

Урок—это система взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика

Дааная работа является выступлением учителя русского языка на педагогическом совете школы. В ней  рассказывается о том, как важно правильно построить работу на уроке. чтобы была видна эффективнос...

"Эффективность урока -стимул к успеху учителя и ученика"- педсовет

Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Меня давно волнует вопрос создания условий для пр...

Выступление на педсовете на тему: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

Выступление на педсовете: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя  и ученика»...

Выступление на педсовете на тему: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

laquo;Если мы будем учить сегодня, так как учили вчера, мы украдем у детей завтра.» Джон Дьюи....