Положительная мотивация - основа для формирования компонентов математической деятельности старшеклассников
учебно-методический материал

Кротова Вера Николаевна

В материале рассмотрены некоторые условия организации учебной деятельности старшеклассников, способствующие формированию положительной мотивации к изучению математики.

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.n.krotova_polozhitelnaya_motivatsiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Положительная мотивация – основа для развития компонентов математической деятельности учащихся старшей школы

Кротова Вера Николаевна

Развитие у учащихся положительной мотивации к изучению математики является одним из непременных условий организации учебной деятельности учеников. Актуальность повышения уровня мотивации к занятию математикой возрастает в связи с необходимостью развития интеллектуальных способностей учащихся, в частности развития компонентов их математической деятельности. Под компонентами математической деятельности целесообразно понимать интеллектуальные действия, проявляющиеся наиболее ярко в момент взаимодействия субъекта с математическими объектами.  В качестве примеров таких действий можно рассмотреть: проведение последовательных и логически обоснованных рассуждений, доказательств; формулировка и доказательство закономерностей; планирование последовательности своих действий; выбор способа действия, который даст наиболее приемлемый результат; определение нового способа действия путем комбинирования известных приемов; перенос свойств одного объекта на другой [2,3,5].  Учащиеся в меру своих возрастных особенностей и ограниченности учебного и жизненного опыта не способны к математической деятельности в полном ее объеме. Однако они могут выполнять определенные действия, являющиеся ее компонентами. Полученные результаты имеют субъективный характер, но, тем не менее, все это в совокупности является актом воспроизведения математической деятельности в учебном процессе.

Всякая деятельность порождается мотивами. Под мотивом можно понимать сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием; мотивацию  будем трактовать, как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка) [4].

При организации учебного процесса в школе традиционно принято ориентироваться на: 1) «деловой» мотив; 2) «состязательный» мотив; 3) познавательный интерес [1]. Однако, акцентируя внимание на развитии  компонентов математической деятельности учащихся старшей школы, в качестве ведущих  мотивов следует принять:  мотив стремления к достижениям и познавательный интерес. Во многом это определяется тем, что любой старшеклассник сталкивается с выбором своего дальнейшего жизненного пути после окончания школы. Ему необходимо разобраться со своими склонностями, определиться с интересами. Старшеклассник должен осознать, что достичь успеха в любой деятельности он сможет только при условии определенного уровня развития интеллектуальной и личностной сферы.  

Все вышеперечисленное требует определения комплекса условий для организации учебной деятельности старшеклассников.

1)   Учитель должен в полной мере использовать возможности школьного курса математики, в процессе изучения которого учащиеся могут выполнить действия, соответствующие определенным компонентам их математической деятельности (интуитивным, логическим, творческим) как по отдельности, так и в совокупности. При этом реализация каждого действия в отдельности позволит учащимся лучше осознать его специфические особенности, а сочетание действий позволит получить наиболее интересное, логически обоснованное решение.

2)  В полной мере проявиться интуитивные, логические и творческие компоненты математической деятельности учащихся  могут в таких условиях обучения, которые способствуют активизации творческой деятельности учащихся и направляют их на поиски субъективно – нового знания с последовательным прохождением стадий творческого процесса: логический поиск решения задачи, интуитивное решение задачи, вербализация и формализация решения. Целенаправленное и систематическое привлечения учащихся к подобным видам учебной деятельности позволит постепенно устранить трудности, связанные с временными ограничениями урока за счет обогащения учебного опыта учащихся.

3) Поисковая деятельность принесет наиболее высокие результаты в условиях сотрудничества субъектов учебного процесса. Причем сотрудничество должно иметь положительную динамику, а именно, каждый субъект должен ощущать свою сопричастность к выполняемой деятельности и получать положительный эмоциональный настрой от занятий.

Сотрудничество должно реализовываться в разных вариациях (учитель – группа учащихся, учитель – ученик, ученик – группа учащихся, ученик – ученик) и на разных уровнях (сотрудничество учащихся, имеющих одинаковый уровень математической подготовки и сотрудничество учащихся с разным уровнем подготовки).

4) Условия реализации методических средств (методы, формы, приемы), которые учитель использует для организации учебной деятельности учащихся, должны иметь возможности для своего преобразования в соответствии с уровнем подготовки учащихся к предстоящей деятельности. Постепенно учитель должен усложнять условия реализации методических средств для того, чтобы учащиеся все время находились перед необходимостью преодоления трудностей.

5) С целью обеспечения более комфортных условий для воспроизведения учащимися математической деятельности необходимо предоставить им право выбора уровня сложности выполняемой деятельности. Для оценки результатов этой деятельности необходимо вниманию учащихся представить соответствующие критерии. Учащиеся должны понимать, что получат наименьшее количество баллов, если выберут задания невысокого уровня сложности. В связи с этим, для поощрения выбора учащихся, актуальна будет «система – плюс». За каждый правильный ответ учащемуся выставляется плюс. Определенное количество плюсов позволит получить соответствующую отметку. Если учащийся не отвечает на поставленный вопрос, то ему выставляется «минус», который в дальнейшем, при желании он может исправить. С данным приемом связана «система накопительных баллов». За каждый правильный ответ, в зависимости от уровня сложности вопроса, ученик получает определенный балл. Количество баллов по истечению установленного срока суммируется и на основании этого выставляется отметка.

6) Для активизации интуитивных компонентов математической деятельности учащихся и обеспечения перехода на стадию интуитивного поиска решения задачи целесообразно создавать условия для актуализации собственного опыта учащихся относительного изучаемых объектов. Связано это с тем, что учащиеся практически всегда имеют определенные представления об изучаемых объектах, полученные на предыдущих этапах обучения или приобретенные самостоятельно. Поэтому учащимся необходимо предоставить возможность высказать свои предположения, представления относительно изучаемого материала, зафиксировать их для последующей проверки. Это достаточно ценный опыт, так как учащиеся учатся генерировать идеи и проверять их истинность.

Немаловажное влияние развитие у учащихся положительной мотивации к изучению математики имеет система контроля и оценки качества его знаний.

Исходя из этого, можно сформулировать ряд положений, основываясь на которых, контроль качества усвоения учащимися определенной системы знаний, умений и навыков будет формировать не только объективную картину качества обученности учащихся, но и позволит оценить уровень развития интеллектуальных качеств учащихся: оценка работы ученика должна быть объективной, понятной ученику и содержать словесную характеристику проделанной работы; необходимо проверять только тот материал, который учащийся изучал; следует предоставлять учащемуся возможность исправить отметку; отметка за работу не должна снижаться, если ученик самостоятельно обнаружил и исправил ошибки.

Использование данных положений в оценке результатов учебной деятельности учащихся позволяет исключить определенный дискомфорт, который ученики испытывают при проведении проверочных работ или при ответе у доски. У учащихся появляется чувство ответственности, потому что они понимают, что результаты оценки полностью зависят от уровня их подготовки. При этом они осознают, что всегда могут повысить уровень оценки, если она их не устраивает, но для этого необходимо приложить усилия. Все это положительным образом настраивает учащихся на дальнейшее обучение и развитие.

Таким образом, предоставляя ученику право выбора, оставляя ему шанс улучшить свои результаты, используя разнообразные формы оценки качества знаний, умений и навыков по отдельным темам школьного курса математики, мы тем самым своевременно выявляем и исправляем недочеты в знаниях учащихся, создаем положительный настрой, что незамедлительно сказывается на уровне знаний учащихся, на их мотивации.  

Список литературы:

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. Кн.1: Практическое пособие по теории развития, обучения, воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – 320 с.
  3. Бондаренко Л.И. У истоков логического мышления. – М.: Знание, 1985 . – 64 с.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
  5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Изд – во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд – во НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников

Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку

Статья посвящена роли регионального компонента в преподавании иностранного языка в средней школе, месту, целям и подходам в реализации региональной части содержания учебного курса а также её значению ...

Возможности информационных технологий для развития компонентов математической деятельности учащихся

Развитие компонентов математической деятельности учащихся является одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Для ее решения немаловажную роль может сыграть использование информацион...

Автореферат диссертации "Интегрированный подход к развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности старшеклассников"

В работе представлены основные положения диссертационной работы, посвященной интегрированному подходу к развитию компонентов математической деятельности учащихся старших классов...

Развитие компонентов математической деятельности на уроках математики

Учебный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие интеллектуальных качеств учащегося. Для этого должны быть использованы все возможные средства учебных дисциплин. математика предоставляет...