Рациональная организации учебного процесса.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

 

В статье затрагиваются вопросы оптимального (рационального) построения учебного процесса

  1. Какие затраты требуются от школьника для освоения учебного материала?
  2. Какое место занимает временной ресурс в общей структуре затрат в обучении школьника?
  3. Возможно ли составить «здоровьесберегающее» школьное расписание?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ratsionalnaya_organizatsii_uchebnogo_protsessa.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рациональная организации учебного процесса.

  1. Какие затраты требуются от школьника для освоения учебного материала?
  2. Какое место занимает временной ресурс в общей структуре затрат в обучении школьника?
  3. Возможно ли составить «здоровьесберегающее» школьное расписание?

Ключевые понятия и термины:

  • трудность и утомительность предмета, трудоемкость учебного предмета, учебный план, допустимая учебная нагрузка, школьное расписание
  • уроков, самостоятельная работа, домашние задания, шкала трудности
  • предметов, алгоритм составления расписании, оценочная шкала.

Введение в проблему

Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве, и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель — научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, требующий не только формирования интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя. Состояние здоровья в значительной степени зависит от условий существования ребенка в школьной среде, которая, прежде всего, определяется учителями. Отмечается, что негативное влияние на состояние здоровья школьников оказывают не только гигиенические условия обучения, но в большей степени это несоответствие учебного режима возможностям занимающихся (нерациональное расписание, несоответствие учебной нагрузки возможностям учащихся, большой объем домашних заданий, большая информационная нагрузка, методы преподавания, стиль общения). В литературе имеются данные,  что даже при благоприятных условиях обучения (гигиенические условия, методы преподавания) нагрузки крайне велики и вызывают ухудшение здоровья учащихся.

Вопросы для размышления

Расписание уроков — это основа учебного процесса. Может ли рациональное расписание оптимизировать учебный режим образовательного процесса, учитывать специфику каждого конкретного образовательного учреждения? Что для этого необходимо?

Ни один школьный документ не регламентирует с такой ответственностью ритм школьной жизни, труд и отдых учащихся и учителей, как школьное расписание уроков. От качества составленного расписания во многом зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса в школе, так как оно должно учитывать особенности образовательного учреждения.

Для составления оптимального расписания прежде всего необходимо разобраться с такими понятиями, как трудность и утомительность предметов (уроков). Есть мнения, что трудность «..это объективное свойство урока...», т. е. степень возможного усвоения учебного материала каждым учеником; «...утомительность — это физиологическая основа, т. е. степень воздействия урока на организм учащегося, в первую очередь на нервную систему, которая складывается из множества факторов...». Таким образом, понятно, что при составлении расписания уроков следует учитывать динамику физиологических функций и работоспособность детей различного возраста на протяжении учебного дня и недели, соблюдать правильное чередование предметов», учитывать личность педагога и др.

Обобщая данные по изучению работоспособности и успеваемости, исследователи сделали вывод о том, что утомительность уроков по предмету характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета — уровнем успеваемости, т. е. усвоением учебного материала.

Задание. Проведите опрос учащихся для уточнения понятий «трудность» и «утомительность» предмета с последующей оценкой каждого предмета методом экспертных оценок.

Задание 2. Составьте анкету и проведите опрос на предмет временных затрат  обучающихся  на обучение в школе, домашние задания, отдых и т.д.. Сделайте выводы.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Подготовить наборы с названиями предметов с 5 по 11 класс.

  1. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.
  2. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе (по дневнику).
  3. Уточнить понятие «трудность» предметов.
  4. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т. е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т. е. на первом месте сверху кладется самый трудный предмет, ниже — менее трудный и т. д.).
  5. Полученный расклад предметов записать на лист ответов.
  6. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность» предметов.
  7. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на лист ответов.
  8. Листы с ответами собрать и обработать.

Форма сводной таблицы для обработки

Предметы

Номера анкет по порядку

Итого анкет

Сумма баллов

Средний

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И т. д.

Русский язык

Литература

Математика

И т. д.

81

Наши исследования показали, что расчет среднего балла не имеет достоверно значимых различий при расчете как по среднему баллу классов в параллели, так и по сумме баллов по предмету в параллели. Рассчитать средний балл предмета в параллели рассчитать по формуле    -;

Например, в параллели 7-х классов имеется пять классов, приняли участие в диагностике 130 человек. Сумма баллов по русскому языку в параллели составила 469. Подставляем в формулу числа:

469/130=3,61

Ср.б.трудность  = 3,61 — средний балл по русскому языку в параллели

7-х классов составил 3,61, что говорит, как о достаточно трудном предмете.

Таким же образом рассчитывается отдельно средний балл каждого предмета и по утомительности. Затем находится средний балл «общей трудности» по каждому предмету (складываются два показателя — средний балл трудности и средний балл утомительности, делится пополам — получается средний балл «общей трудности» предмета), и на основании полученных данных составляется индивидуальная таблица трудности предметов образовательного учреждения.

Приложение 2

Анкета определения трудности и утомительности предметов

Трудность

предмета

Утомительность

предмета

р

предмет

гЗ

О.

предмет

в

Такую работу вполне может проводить классный руководитель, заместитель директора по УВР, специалисты службы Здоровья с последующими выводами.

Литература

  1. Алексеев С.В., Гущина Э.В., Шаров С.А. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: учебно-метод. пособие / под ред. Э.В. Гущиной. — СПб.: СПбАППО, 2008. — 104 с.
  2. Васильева Н.В. Методические рекомендации по составлению школьного расписания. — СПб.: СПбГУПМ, 2003. — 50 с.
  3. Васильева Н.В. Обучать, сохраняя здоровье. Педагогические условия организации учебного процесса в школе: учебно-метод. пособие. - СПб.: СПбАППО, 2008,- 64.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
  5. Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. — СПб.: СПбАППО, 2009. — 184 с.
  6. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; общ. ред. Н.В. Бордовской М , КНОРУС, 2010. — 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Здоровьесберегающие технологии обучения школьников. Рациональная организация учебного процесса.

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом с...

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

"Рациональная организация учебного процесса"

Первоочередной задачей педагогического коллектива является охрана жизни и здоровья учащихся. Поэтому перед школой стоит проблема поиска путей совершенствования работы по укреплению здоровья, организац...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.

Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...

Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся

городской семинар г. Долгопрудный «Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования»12.12.12г.Потехина Т.В...