Рациональная организации учебного процесса.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье затрагиваются вопросы оптимального (рационального) построения учебного процесса
- Какие затраты требуются от школьника для освоения учебного материала?
- Какое место занимает временной ресурс в общей структуре затрат в обучении школьника?
- Возможно ли составить «здоровьесберегающее» школьное расписание?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рациональная организации учебного процесса.
- Какие затраты требуются от школьника для освоения учебного материала?
- Какое место занимает временной ресурс в общей структуре затрат в обучении школьника?
- Возможно ли составить «здоровьесберегающее» школьное расписание?
Ключевые понятия и термины:
- трудность и утомительность предмета, трудоемкость учебного предмета, учебный план, допустимая учебная нагрузка, школьное расписание
- уроков, самостоятельная работа, домашние задания, шкала трудности
- предметов, алгоритм составления расписании, оценочная шкала.
Введение в проблему
Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве, и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель — научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, требующий не только формирования интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя. Состояние здоровья в значительной степени зависит от условий существования ребенка в школьной среде, которая, прежде всего, определяется учителями. Отмечается, что негативное влияние на состояние здоровья школьников оказывают не только гигиенические условия обучения, но в большей степени это несоответствие учебного режима возможностям занимающихся (нерациональное расписание, несоответствие учебной нагрузки возможностям учащихся, большой объем домашних заданий, большая информационная нагрузка, методы преподавания, стиль общения). В литературе имеются данные, что даже при благоприятных условиях обучения (гигиенические условия, методы преподавания) нагрузки крайне велики и вызывают ухудшение здоровья учащихся.
Вопросы для размышления
Расписание уроков — это основа учебного процесса. Может ли рациональное расписание оптимизировать учебный режим образовательного процесса, учитывать специфику каждого конкретного образовательного учреждения? Что для этого необходимо?
Ни один школьный документ не регламентирует с такой ответственностью ритм школьной жизни, труд и отдых учащихся и учителей, как школьное расписание уроков. От качества составленного расписания во многом зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса в школе, так как оно должно учитывать особенности образовательного учреждения.
Для составления оптимального расписания прежде всего необходимо разобраться с такими понятиями, как трудность и утомительность предметов (уроков). Есть мнения, что трудность «..это объективное свойство урока...», т. е. степень возможного усвоения учебного материала каждым учеником; «...утомительность — это физиологическая основа, т. е. степень воздействия урока на организм учащегося, в первую очередь на нервную систему, которая складывается из множества факторов...». Таким образом, понятно, что при составлении расписания уроков следует учитывать динамику физиологических функций и работоспособность детей различного возраста на протяжении учебного дня и недели, соблюдать правильное чередование предметов», учитывать личность педагога и др.
Обобщая данные по изучению работоспособности и успеваемости, исследователи сделали вывод о том, что утомительность уроков по предмету характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета — уровнем успеваемости, т. е. усвоением учебного материала.
Задание. Проведите опрос учащихся для уточнения понятий «трудность» и «утомительность» предмета с последующей оценкой каждого предмета методом экспертных оценок.
Задание 2. Составьте анкету и проведите опрос на предмет временных затрат обучающихся на обучение в школе, домашние задания, отдых и т.д.. Сделайте выводы.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Подготовить наборы с названиями предметов с 5 по 11 класс.
- Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.
- Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе (по дневнику).
- Уточнить понятие «трудность» предметов.
- Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т. е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т. е. на первом месте сверху кладется самый трудный предмет, ниже — менее трудный и т. д.).
- Полученный расклад предметов записать на лист ответов.
- После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность» предметов.
- Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на лист ответов.
- Листы с ответами собрать и обработать.
Форма сводной таблицы для обработки
Предметы | Номера анкет по порядку | Итого анкет | Сумма баллов | Средний балл | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | И т. д. | ||||
Русский язык | ||||||||||||||
Литература | ||||||||||||||
Математика | ||||||||||||||
И т. д. |
81
Наши исследования показали, что расчет среднего балла не имеет достоверно значимых различий при расчете как по среднему баллу классов в параллели, так и по сумме баллов по предмету в параллели. Рассчитать средний балл предмета в параллели рассчитать по формуле -;
Например, в параллели 7-х классов имеется пять классов, приняли участие в диагностике 130 человек. Сумма баллов по русскому языку в параллели составила 469. Подставляем в формулу числа:
469/130=3,61
Ср.б.трудность = 3,61 — средний балл по русскому языку в параллели
7-х классов составил 3,61, что говорит, как о достаточно трудном предмете.
Таким же образом рассчитывается отдельно средний балл каждого предмета и по утомительности. Затем находится средний балл «общей трудности» по каждому предмету (складываются два показателя — средний балл трудности и средний балл утомительности, делится пополам — получается средний балл «общей трудности» предмета), и на основании полученных данных составляется индивидуальная таблица трудности предметов образовательного учреждения.
Приложение 2
Анкета определения трудности и утомительности предметов | ||||
Трудность предмета | Утомительность предмета | |||
р | предмет | гЗ О. | предмет | |
в | ||||
Такую работу вполне может проводить классный руководитель, заместитель директора по УВР, специалисты службы Здоровья с последующими выводами.
Литература
- Алексеев С.В., Гущина Э.В., Шаров С.А. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: учебно-метод. пособие / под ред. Э.В. Гущиной. — СПб.: СПбАППО, 2008. — 104 с.
- Васильева Н.В. Методические рекомендации по составлению школьного расписания. — СПб.: СПбГУПМ, 2003. — 50 с.
- Васильева Н.В. Обучать, сохраняя здоровье. Педагогические условия организации учебного процесса в школе: учебно-метод. пособие. - СПб.: СПбАППО, 2008,- 64.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
- Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. — СПб.: СПбАППО, 2009. — 184 с.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; общ. ред. Н.В. Бордовской М , КНОРУС, 2010. — 432 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/22/picture-69873.jpg)
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Здоровьесберегающие технологии обучения школьников. Рациональная организация учебного процесса.
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/10/picture-415836-1478775097.jpg)
Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.
В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/15/picture-317443-1397569319.jpg)
"Рациональная организация учебного процесса"
Первоочередной задачей педагогического коллектива является охрана жизни и здоровья учащихся. Поэтому перед школой стоит проблема поиска путей совершенствования работы по укреплению здоровья, организац...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-366268-1387559428.jpg)
Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения
На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата при минимальных за...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-82838-1356534712.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.
Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-15076-1633264522.jpg)
Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся
городской семинар г. Долгопрудный «Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования»12.12.12г.Потехина Т.В...