"Рациональная организация учебного процесса"
статья по теме

Акимова Алия Харисовна

Первоочередной задачей педагогического коллектива является охрана жизни и здоровья учащихся. Поэтому перед школой стоит проблема поиска путей совершенствования работы по укреплению здоровья, организации физического воспитания, закреплению основ здорового образа жизни.

Основными задачами школы являются:

·       забота о здоровье школьников,

·       стабилизация всего хода физического развития ребенка. 

Для решения данных задач необходимо рационально организовать учебный процесс. Об этом я рассказываю в данной статье.

К статье прилагается презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Учитель математики

 ГБС(К)ОУ школы-интерната

Акимова А.Х.

Рациональная организация учебного процесса

Первоочередной задачей педагогического коллектива является охрана жизни и здоровья учащихся. Поэтому перед школой стоит проблема поиска путей совершенствования работы по укреплению здоровья, организации физического воспитания, закреплению основ здорового образа жизни.

 Основными задачами школы являются:

  • забота о здоровье школьников,
  • стабилизация всего хода физического развития ребенка.

 Основная цель образовательного процесса:

  • формирование здорового образа жизни, воспитание потребности в нем.

 В связи с этим  работа учителей нашей школы ведется по двум направлениям:

I.  Коррекционно-восстановительная деятельность.

II. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

  I. В коррекционно-восстановительную деятельность входят условия обучения, проведение физминуток и коррекционных пауз.

  1. В нашей школе созданы все необходимые условия для обучения детей.

Классы оборудованы с учетом санитарно-гигиенических требований: мебель подобрана в соответствии с ростом учащихся; в помещениях достаточное освещение, на окнах жалюзи, что позволяет проникать в класс естественному свету; классы постоянно проветриваются на переменах; проводится ежедневная влажная уборка.

При составлении расписаний уроков учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели. Создаются условия для удовлетворения биологических потребностей в движениях. Продолжительность уроков – 40 минут, продолжительность перемен – 10 минут, большая перемена – 30 минут. Большая перемена проводится на свежем воздухе, в теплое время организуются подвижные игры.

Учителя школы стараются строить свои уроки на здоровьесберегающей основе:

-в процессе         урока чередуются разнообразные виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, решение примеров, задач,  практическая работа,  самостоятельная работа и т.д.;  

-чередуются методы обучения (словесные, наглядные, практические).

-в содержание урока включаются вопросы, связанные со здоровьем и формированием здорового образа жизни;

-учителя стараются создать на уроке благоприятный психологический климат: комментируют оценки, оказывают помощь, поддержку, хвалят за успехи.

 2.Эффективным средством предупреждения утомляемости являются физические упражнения. Поэтому учителями нашей школы широко используются физминутки. Физминутки – это активный отдых и коррекционная работа.  Они проводятся в течение 2-3 минут в середине урока. Упражнения проводятся сидя за столом, стоя около стола, возможны различные построения (в круг, в шеренгу), главное, чтобы дети не мешали друг другу и  соблюдались основные требования  к физминуткам:

-упражнения должны быть просты по  структуре, интересны и знакомы детям,

-они должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

В младших классах используются упражнения с проговариванием стихов: «Буратино», «Ванька-встанька», «Ветер» и т.д.

В старших классах определенное значение имеет смысловое содержание физминуток, их можно проводить в виде игры, связанной с темой урока. Например, при изучении видов треугольников, я проводила игру «Сгруппируйтесь!». (На груди у детей – эмблемы с изображением треугольников, дети строятся в круг, дается задание сгруппироваться по видам треугольников). Эту игру можно использовать при изучении различных тем  и на  уроках по любым предметам.

При проведении игры «Собери в корзину», мы складываем в корзину целые числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, меры длины, меры массы и т.п.

Провожу игры с мячом «Правильные дроби – неправильные», «Целое – дробное» и т.д.

Детям очень нравятся игры на внимание «Делай так, как я говорю!»

Использую упражнения для осанки: «Держи осанку», «Гора», «Деревце».

 3.Больше внимания учителям нужно уделять коррекционным паузам. Коррекционные паузы включают в себя гимнастику для глаз, точечный массаж, массаж ушей, самомассаж пальцев и кистей рук, пальчиковую гимнастику, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения.  

Гимнастика для глаз снимает усталость с глаз, повышает остроту зрения.

Самомассаж пальцев и кистей рук проводится перед деятельностью, сопровождающей нагрузку на руки.

Пальчиковая гимнастика проводится учителями в младших классах для того, чтобы снять напряженность мышц  кистей и пальцев рук. Например, такие упражнения, как «Считаем пальчики», «В гости к пальчику большому», «Вышли пальчики гулять» и т.д.

Упражнения на релаксацию помогают снять напряжение со всего тела, успокоиться, расслабиться. Например, упражнение «Сотвори солнце в себе».

После динамичных перемен, дети иногда перевозбуждены, чтобы успокоить дыхание можно проводить с ними упражнение «Медленное дыхание», и наоборот, если дети на уроке вялые, темп работы замедленный  можно использовать упражнение «Ритмичное дыхание».

  II. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется на уроках физкультуры.

Уроки физкультуры строятся на основании заключений медицинских осмотров. По медицинским характеристикам  учащиеся распределяются на две группы: подготовительную и специальную.

В подготовительную группу входят дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные.

К специальной группе относятся дети,    имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы.

В подготовительной группе обучаются 55 учеников нашей школы, в специальной – 10 учеников.     

 Для того чтобы собрать информацию о проведении физкультурных и коррекционных пауз на уроках и в ходе выполнения домашних заданий, выявить, насколько комфортно чувствуют себя в школе обучающиеся, а также для очередного напоминания педагогам      о необходимости работы по сохранению здоровья школьников, нами было проведено анкетирование учащихся.

  В анкетировании принимали участие 37 человек, что составляет 80,4% от общего количества учащихся 5-9 классов.  Учащимся были предложены вопросы и варианты ответов на них. Полученные данные  были проанализированы.  

   С данными этого анкетирования вы можете познакомиться, просмотрев диаграммы на экране.

  1. Я ощущаю заботу со стороны коллектива – 100%
  2. Я устаю в большей степени от:

а) температурного  режима – 35,1%;

б) светового режима – 30%.

      3. Физкультурные паузы помогают мне во время уроков сбросить усталость:

            а) да – 65%;

            б) нет – 8,1%.

      4.  Для меня существенную роль играет:

            а) спокойный тон  – 56,7%;

            б) доброжелательное отношение к ученикам – 48,6%;

            в) внешний вид педагога – 27%.

      5. Меня беспокоит моя осанка:

            а) да – 32,4%;

            б) нет – 37,8%.

      6. Во время выполнения домашнего задания:

            а) слежу за своей осанкой –54%;

            б) регулярно выполняю упражнения для глаз  – 24,3%;

            в) не выполняю упражнений – 27%.

      7. Чаще всего у меня болит:

            а) голова – 67,5%;

            б) живот – 21,6;

            в) горло – 21,6%;

            г) спина – 24%.

Рекомендации:

  1. Соблюдать санитарно-гигиенические требования в помещениях в соответствии с нормами САНПИНа: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения (класса и доски), наличие/ отсутствие монотонных звуковых раздражителей.
  2. Создавать благоприятный психологический климат в процессе общения с детьми, придерживаться спокойного тона и доброжелательного отношения к ним.
  3. Качественно проводить   физминутки и коррекционные паузы во время проведения уроков и выполнения домашнего задания.
  4. Провести дополнительные обследования  детей с жалобами на головную боль.

   

 С основными         требованиями        к         построению         уроков  на здоровьесберегающей основе вы можете познакомиться, прочитав буклеты, которые мы для вас приготовили.

1.Соответствие обстановки и гигиенических условий в классе санитарно-гигиеническим нормам (температура и свежесть воздуха, освещение класса, подбор мебели в соответствии с ростом учащихся).

2.Рекомендованная норма видов учебной деятельности на уроке – 4-7 видов.

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут в зависимости от темы.

4.Количество методов обучения (словесные, наглядные, практические) должно быть не менее трех. Чередование методов обучения не позже, чем через 10-15 минут.

5.На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые бы соответствовали видам работы.

6.Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

7.В содержание урока следует включать вопросы, связанные со здоровьем и формированием стремления к здоровому образу жизни.

8.На уроке должна присутствовать активизация учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: познавательная потребность, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

9.Для создания психологического комфорта в классе использовать на уроке эмоциональные разрядки: шутки, смех, музыкальные минутки, поэзию и т.д.

Методический материал:

1.Н.А. Соловова. Здоровьесберегающая деятельность педагога: Формы, методы, средства, Самара, 2007.

2.Журнал «Воспитание и обучение», N6, 2007, А.Н. Гамаюнова, М.А.Якунчев «Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни как направление образования учащихся специальных (коррекционных) школ     VIII вида».

3.В.Г.Алямовская. Как воспитать здорового ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Здоровьесберегающие технологии обучения школьников. Рациональная организация учебного процесса.

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом с...

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.

Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...

Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся

городской семинар г. Долгопрудный «Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования»12.12.12г.Потехина Т.В...

Рациональная организации учебного процесса.

В статье затрагиваются вопросы оптимального (рационального) построения учебного процессаКакие затраты требуются от школьника для освоения учебного материала?Какое место занимает временной ресурс...